Относительно реорганизации и деятельности фонда социального страхования украины. Из ЗАО в ООО: страховые взносы Департамент общего аудита о порядке предоставления отчетности по страховым взносам при реорганизации в форме присоединения

"Вы хотели поговорить о проблемах социального страхования, системе социального страхования и по некоторым вопросам, связанным с реализацией наших решений по МРОТ", - заметил Владимир Путин.

"Да, совершенно верно, - кивнул собеседник. - В целом не совершенствуется вся система обязательного социального страхования, куда относятся страхование временной нетрудоспособности, медицинское страхование и пока еще не принятое - пытаются принять - страхование занятости".

И надо продолжать эту работу, считает он, поскольку сейчас финансовый блок правительства готовит Бюджетный кодекс. И его новая редакция не учитывает специфику, прежде всего, Фонда социального страхования, заметил докладчик. "Его, судя по тем данным, которые есть на это время, хотят "растворить" в бюджете, что неправильно и приведет только к ухудшению защиты работников", - пояснил он.

"Что значит "растворить" в бюджете?", - уточнил президент. "Разнесите вопросы, которые решает Фонд социального страхования, по разным главам этого Бюджетного кодекса, и фактически получается, что государство может в бюджетных целях запускать руку, грубо говоря, в этот Фонд социального страхования", - поделился опасениями глава ФНПР.

"Поэтому есть целый набор таких вопросов, которые надо решать. Но это межведомственные, иногда очень спорные вопросы, которые трудно решаются", - добавил он.

"Мы предложили бы создать, может быть, совет по реформированию обязательного социального страхования по всем четырем направлениям, скажем, под вашим патронатом, при президенте Российской Федерации, для того чтобы все эти межведомственные противоречия можно было бы проще разрешать. И тогда все с большим энтузиазмом будут выполнять эту работу", - выдвинул идею Шмаков.

"Это, конечно, сфера деятельности правительства, но я, разумеется, готов принять в этом участие", - сказал президент.

"Мы говорим о совете. Конечно, это должно работать правительство, должны работодатели, мы должны работать, но этот статус на какое-то время - пока мы не выработаем определенную концепцию, которую все должны выполнять - был бы очень полезен, с нашей точки зрения", - подчеркнул глава ФНПР.

Профсоюзы просят гарантий неприкосновенности для Фонда социального страхования

"Хорошо, давайте это обсудим. Второй вопрос?", - спросил Путин. "Второй вопрос - надо доводить до конца те решения, которые принял Конституционный Суд по поводу того, что в минимальный размер оплаты труда не входят компенсационные и стимулирующие выплаты, с одной стороны. С другой стороны, минимальный размер оплаты труда - тариф первого разряда - на любой работе не может быть ниже, чем минимальный размер оплаты труда", - заметил собеседник.

"Да, есть такое решение", - кивнул президент.

"Да, сейчас правительством, прежде всего Министерством труда, выпускаются разъяснения, в которых это опровергается и говорится о том, что тариф может быть ниже, а с компенсирующими и стимулирующими добавками это не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому нужно внести изменение в Трудовой кодекс, и мы просили бы вас поддержать это решение", - сказал Шмаков.

"Давайте посмотрим", - не возражал Путин.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая декларация по налогу на прибыль за последний налоговый период должна быть представлена в налоговые органы организацией-правопреемником, если указанная декларация не была представлена присоединяемой организацией до снятия ее с учета. То же самое можно сказать об уплате налога на прибыль.
Налоговая декларация по НДС за I квартал 2017 года должна быть подана организацией-правопреемником в установленный НК РФ срок. При этом полагаем возможным подачу двух отдельных деклараций.
Отчетность по страховым взносам за последний расчетный период также представляет правопреемник, если этого не сделала реорганизуемая организация. Аналогичным образом происходит уплата взносов в 2017 году.

Обоснование позиции:
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в силу универсального правопреемства ( , ГК РФ), а в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) вносится запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица ( ГК РФ, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", смотрите также УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011630@).
В силу ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

Налоговая отчетность

Налог на прибыль

В общем случае реорганизуемой организации не позднее 28.03.2017 следует представить Декларацию по налогу на прибыль за налоговый период 2016 года ( НК РФ).
В рассматриваемой ситуации (когда даты представления деклараций приходятся на дни, когда реорганизуемая организация уже прекратит деятельность) ей следовало бы представить декларации за налоговые периоды 2016 г. и за отчетный (налоговый) период 2017 г. (начиная с 01.01.2017 по 26.03.2017 включительно) до даты завершения реорганизации, например 26.03.2017 (смотрите также ФНС России от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@).
То есть реорганизуемое общество не освобождается от представления налоговой декларации за первый отчетный период 2017 г. ( НК РФ, смотрите также Минфина России от 23.06.2006 N 03-02-07/2-47 и дополнительно Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-07/1-229), которая в общем случае представляется в налоговый орган не позднее 28.04.2017 (по окончании I квартала). Если же организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли ( , НК РФ), то налоговая декларация за первый отчетный период 2017 г. должна быть представлена не позднее 28.02.2017, 28.03.2017.
Если же реорганизуемая организация этого не сделает (не сделала), то организация-правопреемник должна будет представить декларации за реорганизуемую организацию по месту своего учета (смотрите ФНС России от 14.01.2013 N ЕД-4-3/104@, от 25.06.2015 N ):
- не позднее 28.03.2017 - за 2016 год;
- не позднее 28.03.2018 - за 2017 год;
- не позднее 28.04.2017 - за первый отчетный период 2017 года (налоговый расчёт).
Включать показатели налоговой декларации по присоединяемой организации в налоговую декларацию правопреемника за 2017 год не следует ( ФНС России от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@).
Начиная с налогового периода 2016 г. налоговая декларация по налогу на прибыль представляется по форме, утвержденной ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения декларации (далее - Порядок по прибыли) и формат ее представления ( ФНС России от 21.12.2016 N СД-4-3/24514).
Если декларации за 2016, 2017 гг., за первый отчетный период 2017 г. за реорганизуемую организацию будут представляться организацией-правопреемником, то при заполнении деклараций необходимо руководствоваться положениями п.п. 2.6 и 4.1.4 Порядка по прибыли.

В рассматриваемой ситуации за IV квартал 2016 г. реорганизуемая организация должна представить декларацию по НДС в обычном порядке, так как обязанность представить декларацию наступит ранее даты завершения реорганизации ( НК РФ).
То же самое можно сказать о платежах НДС (1/3), исчисленных за IV квартал 2016 г. ( , НК РФ). При этом сроки уплаты данных платежей наступили до завершения реорганизации.
Из разъяснений налоговых органов, представленных в ФНС России от 12.08.2010 N ШС-37-3/8931, следует, что в рассматриваемой ситуации НДС, исчисленный за IV квартал 2016 года, реорганизуемая организация должна была уплатить в полном объеме по месту своего учета до момента прекращения своей деятельности (до 27.03.2017).
В случае если НДС за IV квартал 2016 года не будет (не был) полностью уплачен реорганизуемой организацией до 27.03.2017, то уплату соответствующих сумм НДС за реорганизуемую организацию производит правопреемник в налоговый орган по месту своего учета.
При этом в отношении НДС, исчисленного по итогам последнего налогового периода (например, если он пришелся на I квартал), налоговые органы дают такие пояснения. Если реорганизуемым юридическим лицом до момента регистрации налоговая декларация за I квартал не представлена, то правопреемник в декларации за I квартал должен отразить как все операции (облагаемые и необлагаемые), осуществленные им в I квартале, так и операции реорганизованного юридического лица, осуществленные в I квартале. Данные разъяснения приведены в ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8919@, от 09.03.2011 N , от 12.08.2010 N , УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N . Необходимо отметить, что указанные письма касаются порядка заполнения налоговой декларации по формам, которые представлялись налогоплательщиками до утверждения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Применительно к нашему случаю это означает, что если реорганизуемое общество не воспользовалось положениями НК РФ и не согласовало с налоговым органом последний налоговый период, а также не представило декларацию за I квартал 2017 г. до момента прекращения деятельности, то правопреемник в декларации за I квартал 2017 г. должен отразить как все операции (облагаемые и необлагаемые), осуществленные им в I квартале, с учетом операций присоединенной организации после реорганизации (с 28.03.2017), так и операции реорганизованной (присоединенной) организации, осуществленные им в I квартале 2017 г. до реорганизации (т.е. до 27.03.2017).
Указанная декларация за I квартал 2017 г. представляется правопреемником в налоговый орган по месту своего учета в сроки, установленные НК РФ.
Вместе с тем мы не видим и каких-либо законодательных ограничений в возможности представить отдельные декларации по НДС за присоединенную организацию и "за себя". В таком случае правопреемнику следует заполнять налоговую декларацию за присоединенную организацию с учетом пп. 16.5 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее - Порядок).
Так, на наш взгляд, из буквального прочтения положений п. 16.5 Порядка следует, что описанный в нем способ заполнения применяется при представлении правопреемником уточненных деклараций за реорганизованную организацию, а также при представлении декларации за последний налоговый период. То есть в таком порядке заполняется только декларация по НДС за реорганизованную организацию за период с 01.01.2017 по 26.03.2017 включительно. Такая декларация представляется в налоговый орган организацией-правопреемником. Соответственно, подав такую декларацию за реорганизованную организацию, правопреемник также представляет в установленные НК РФ сроки декларацию за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 включительно, с включением своих показателей до и после присоединения. Титульный лист данной декларации заполняется на общих основаниях, т.е. без указания наименования, ИНН и КПП реорганизованной организации (смотрите также письмо УФНС по г. Москве от 13.05.2015 N 24-15/046265@ (ознакомиться с данным письмом возможно, пройдя по ссылке: http://www.l-b.ru/analitica/law_monitoring/raz_may_2015)).

Страховые взносы

Порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 регулировался от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 N 212-ФЗ утратил силу ( Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, далее - Закон N 250-ФЗ).
С 1 января 2017 года вступил в силу от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ), наделяющий налоговые органы полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС. В связи с этим в НК РФ внесены соответствующие поправки, а также введена глава 34 "Страховые взносы" ( Закона N 243-ФЗ). Поэтому с 01.01.2017 при исчислении страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС необходимо руководствоваться нормами НК РФ.
Администрирование доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обязательное страхование от НС и ПЗ) по-прежнему осуществляется ФСС РФ в соответствии с положениями от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В силу Закона N 250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы ПФР, ФСС РФ в порядке, установленном N 212-ФЗ (п. 1 письма ФСС РФ от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282, информация ПФР от 06.12.2016).
Согласно Закона N 212-ФЗ отчетными периодами по страховым взносам признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Расчетным периодом по страховым взносам в общем случае признается календарный год ( Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником. Указанное обязательство правопреемника возникает независимо от того, были ли ему известны факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованными юридическими лицами обязательств по уплате страховых взносов до завершения реорганизации.
При этом N 212-ФЗ не предусмотрены какие-либо особенности в определении сроков уплаты страховых взносов и представления отчетности во внебюджетные фонды организациями-правопреемниками и реорганизуемыми организациями.
Разъяснениями официальных органов по рассматриваемому вопросу мы не располагаем.
В связи с этим полагаем, что реорганизуемые организации должны исполнять обязанности, установленные в их отношении N 212-ФЗ, в том случае, если сроки исполнения этих обязанностей, установленные этим законом, предшествуют моменту окончания реорганизации.
В то же время обязательства реорганизованных организаций, возникшие после окончания реорганизации, в частности обязательства по уплате страховых взносов и представлению отчетности в государственные внебюджетные фонды, должны исполняться их правопреемником в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с нормами частей 5 и 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.
Срок уплаты ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исчисленным за декабрь 2016 года, наступил 16.01.2017 ( , и Закона N 212-ФЗ). На эту дату реорганизация не завершена, поэтому реорганизуемая организация должна была уплатить ежемесячные обязательные платежи за декабрь 2016 г. в общеустановленном порядке.
В территориальный орган ФСС РФ расчет по форме 4-ФСС (утвержден приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59) за 2016 год должен быть представлен плательщиком страховых взносов не позднее 25.01.2017 в форме электронного документа (не позднее 20.01.2017 - на бумажном носителе) ( Закона N 212-ФЗ).
В территориальный орган ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР (утвержден Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п) за 2016 год должен быть представлен не позднее 20.02.2017 в форме электронного документа (не позднее 15.02.2017 - на бумажном носителе) ( Закона N 212-ФЗ).
Поэтому указанные расчеты реорганизуемая организация должна была представить в ФСС РФ и в территориальный орган ПФР по месту своего учета в общеустановленном порядке.
Применительно к периоду 2017 года, с учетом положений , и Поэтому полагаем, что реорганизуемая организация страховые взносы за март 2017 года могла уплатить, например, 26.03.2017. Если этого сделано не было, то правопреемник должен будет выполнить эту обязанность по месту своего учета ( , НК РФ).
Расчет по страховым взносам (форма, порядок заполнения (далее - Порядок по взносам) и формат представления утверждены ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@) за расчетный период с 01.01.2017 по 26.03.2017, по нашему мнению, должен быть представлен не позднее 02.05.2017. Данный вывод, на наш взгляд, следует из прямого прочтения НК РФ, согласно которому плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (30.04.2017 - выходной день).
Полагаем, что реорганизуемая организация могла исполнить обязанность по предоставлению расчета за последний расчетный период по страховым взносам до даты окончания реорганизации (до 27.03.2017), так же как по налоговым декларациям. Каких-либо запретов на это нормы НК РФ не содержат. Если же реорганизуемая организация не представила указанный расчет, то эту обязанность должен будет исполнить правопреемник в срок, установленный НК РФ (п. 2.22 Порядка по взносам).
Заметим, что разъяснений уполномоченных органов по применению норм НК РФ к рассматриваемой ситуации нам найти не удалось.
Организация может воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу ( , НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании НК РФ.
Последним расчетным периодом для исчисления взносов на обязательное страхование от НС и ПЗ в данном случае также будет являться период с 01.01.2017 по 26.03.2017 ( Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
В силу Закона N 125-ФЗ в случае реорганизации страхователя - юридического лица уплата страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Уплатить взносы на обязательное страхование от НС и ПЗ, исчисленные за январь, февраль, следовало не позднее 15.02.2017, 15.03.2017 ( Закона N 125-ФЗ), а за март (до 27.03.2017), например, 26.03.2017.
Расчет (форма 4-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381) за 2017 год ( Закона N 125-ФЗ - календарный год признается отчетным периодом) правопреемнику необходимо будет представить не позднее 25.01.2018 в форме электронного документа (не позднее 22.01.2018 - на бумажном носителе) ( Закона N 125-ФЗ).
При этом реорганизуемая организация, по нашему мнению, также могла представить расчет 4-ФСС за I квартал 2017 года ( Закона N 125-ФЗ) (в общем случае представляемый не позднее 25.04.2017 (не позднее 20.04.2017 - на бумажном носителе), например, 26.03.2017.
Поскольку обязанность по уплате взносов и представлению расчетов возникает после завершения реорганизации и реорганизуемая организация до момента своей ликвидации указанные выше расчеты не представила, то правопреемник обязан уплатить страховые взносы, исчисленные за март 2017 г., и представить расчеты по указанным страховым взносам за последние отчетные периоды реорганизуемой организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что, если повышение пенсионного возраста – только первый шаг к масштабной реформе социальной сферы? Нельзя исключать, что вслед за этим правительство и Госдума займутся преобразованиями в медицинской сфере и соцстрахе.

Вице-премьер Татьяна Голикова уже предложила объединить в одну структуру Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Бюджет этого объединённого фонда превысит в таком случае 10 трлн рублей, при этом с большой долей вероятности он может стать не зависимым от государства.

Реформа системы обязательного медицинского страхования назрела давно. Чего стоит одна из последних отраслевых новостей: главу территориального ФОМС Дагестана Магомеда Сулейманова подозревают в мошенничестве на 210 млн рублей. Следствие считает, что руководитель фонда создал преступную группу из врачей и работников страховых компаний. Медики подделывали документы, а страховщики через ФОМС переводили им деньги за лечение «мёртвых душ». Мёртвых – в прямом смысле слова: в ряде случаев дагестанские врачи получали деньги за лечение пациентов, которые уже скончались. Хотя шокирует в этой новости только сумма похищенного, да и она теряется на фоне многомиллиардного воровства денег на бесплатную медицину в масштабах страны.

В 2017 году страховые компании, которые работают в системе ОМС, проверили примерно 30 млн случаев оказания медицинской помощи. Нарушения были найдены в каждом пятом из них. То есть больше 6 млн случаев лечения пациентов сопровождались нарушениями, половина из которых – те самые приписки, позволяющие больницам получать деньги за неоказанные услуги. Такие цифры были озвучены в начале лета на Международной конференции Всероссийского союза страховщиков в Петербурге.

В организации «Лига защитников пациентов» говорят, что раньше было хуже: в отдельные годы число приписок в некоторых медучреждениях могло достигать 70%.

Реформа назрела, но кто, как и когда будет её проводить? С большой долей вероятности изменения в системе ОМС могут начаться уже этой осенью, после того как Счётная палата завершит анализ деятельности страховщиков. Выводы государственных аудиторов нетрудно предугадать. В 2016 году они объявили, что страховые компании «вынули» из системы обязательного медстрахования более 30 млрд рублей. Более 80% этих денег страховщики потратили на себя, при этом они во многом дублировали функции территориальных фондов ОМС. Нет никаких предпосылок для того, чтобы спустя два года Счётная палата изменила своё мнение о системе, а потому в свежем докладе скорее всего поменяются только цифры. С большой долей вероятности этот документ будет использован бывшей главой СП, а ныне вице-премьером по социалке Татьяной Голиковой для лоббирования собственного проекта социальной реформы.

Все деньги в одну корзину

Вице-премьер Татьяна Голикова последовательно продвигает идею объединения Пенсионного фонда, ФОМС и Фонда социального страхования в единый внебюджетный фонд. Сначала идея была озвучена на Петербургском международном экономическом форуме, а затем те же тезисы прозвучали из уст Голиковой на IX Гайдаровском форуме в Москве. Голикова утверждает, что одной из главных целей создания единого фонда должно стать объединение информационных систем ПФР, ФОМС и ФСС. Единая система, по мнению Голиковой, позволит урезать расходы на информатизацию социалки, а также сократить разросшиеся штаты.

Идея вице-премьера выглядела бы логичной и даже своевременной, если бы не одно «но».

– По опыту большинства аналогичных институтов объединённый фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности, – заявила Татьяна Голикова минувшей зимой на Гайдаровском форуме. По её словам, управление фондом может быть построено на трёхсторонней основе – с участием правительства, профсоюзов и работодателей. Мысль простая: страховые взносы, как и сейчас, будут администрировать налоговики, а правление фонда сможет распоряжаться его доходной частью. Если учесть, что после объединения ПФР, ФОМС и ФСС их совокупный бюджет превысит 10 трлн рублей в год, то «доходная часть» единого фонда будет измеряться сотнями миллиардов рублей. Но что значит «не в государственной, а в публичной собственности»?

По замыслу Голиковой единый фонд должен быть организован в форме публично-правовой компании (ППК). Сегодня в России таких компаний практически нет, а значит, юридические механизмы их функционирования нельзя считать проработанными в полной мере. Закон о публично-правовых компаниях был принят в России в 2016 году. Согласно ему ППК – это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации.

Предполагалось, что в ППК должны были превратиться почти все российские госкорпорации. Но за два года в таком статусе начала работать только одна структура – «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», создание которого сопровождалось чередой скандалов и существование которого теперь находится под вопросом из-за запрета на долевое строительство.

Для чего вице-премьер Голикова предлагает превратить ПФР, ФОМС и ФСС в компанию с малопонятным правовым статусом, которая сможет использовать по своему усмотрению сумму, почти сопоставимую с доходной частью федерального бюджета (16,5 трлн рублей в 2018 году)?

Звенья одной цепи

Заниматься социалкой Татьяна Голикова начала ещё в 2004 году, когда была заместителем у министра финансов Алексея Кудрина. Именно её считают реальным автором закона о монетизации льгот. Замена натуральных льгот мизерными денежными выплатами вызвала массовые протесты пенсионеров по всей стране. Но тогда общественное недовольство было направлено против министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, кресло которого Голикова заняла спустя три года после скандальной реформы. Именно клерк из Минфина инициировала скандальную реформу здравоохранения и пенсионную реформу, которая закончилась повышением пенсионного возраста.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Возглавляя Минздравсоцразвития, Татьяна Голикова получила саркастическое прозвище «мадам Арбидол». Основным производителем препарата, который пропагандировался как лучшая вакцина против гриппа, была близкая к её мужу Виктору Христенко компания «Фармстандарт». Так «совпало», что при министре Голиковой этот препарат был щедро закуплен государством для складов Росрезерва, а «Фармстандарт» превратился в лидера отечественной фармацевтики.

За время работы Татьяны Голиковой в Минздравсоцразвития её антирейтинг вырос до 41%, а рейтинг доверия снизился до 22%. В 2012 году, после того как Дмитрий Медведев сложил с себя полномочия президента, Голикова была отправлена в отставку. Далее в биографии чиновницы была работа в Счётной палате, в 2018 году она вернулась в правительство уже в статусе вице-премьера.

На фоне всего этого возникает мало сомнений в том, что Татьяне Голиковой удастся пролоббировать объединение трёх внебюджетных фондов и превращение этого гиганта в публично-правовую компанию. Равно как и в том, что в основе этой затеи, похоже, лежит желание взять под контроль басно­словные средства. Кстати, кто бы мог возглавить единый фонд, который сможет почти свободно инвестировать деньги? Поиски ответа на этот вопрос не могут обойтись без фигуры бывшего босса Голиковой Алексея Кудрина, сменившего её на посту руководителя Счётной палаты и, вполне вероятно, считающего эту должность недостаточно высокой. Более детально силуэт новой социальной реформы мы увидим в ближайшие месяцы.

Константин Добромыслов, руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России:

– Для объединения социальных фондов в настоящее время нет оснований. Во всяком случае, это не вытекает из приоритетных задач, поставленных президентом в майском указе, реализация которого призвана улучшить жизнь россиян в ближайшей перспективе. Каждый вид страхуемого риска должен иметь свой независимый бюджет, который определяет уровень обязательств перед застрахованными лицами. Смешение этих бюджетов не допустимо, как и финансирование одного вида социального риска за счет бюджетов по другим видам социальных рисков. Механическое их объединение может привести к сбоям в работе всей системы. Практика показывает, что ни одна инициатива в области реформирования системы социальной защиты не принесла реальной пользы наёмным застрахованным работникам. Проводимые в этой сфере «оптимизация» и «модернизация» лишь сокращали уровень их социальной защищённости, что, в свою очередь, приводило к росту социальной напряжённости.

1. Во исполнение требований Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее - Закон № 1105) завершена реорганизация путем слияния Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности и с 1 августа 2017 года Фонд социального страхования Украины в полной мере начал исполнение всех задач и функций, определенных законом.

Исполнительная дирекция Фонда и комиссии по прекращению Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности подписали передаточные акты, что означает завершение процедуры вступления Фондом социального страхования Украины правопреемства в полном объеме.

Фондом в полном объеме выполняются все функции и задачи, предусмотренные Законом, в частности, предоставление материального обеспечения, страховых выплат и социальных услуг, профилактика несчастных случаев, осуществление проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам, контроля за использованием работодателями и застрахованными лицами средств Фонда и тому подобное.

Застрахованные лица не почувствовали никаких проблем со своевременностью выплат и получением причитающихся им медицинских и социальных услуг. Это свидетельствует, что реформа состоялась и государство в лице Фонда социального страхования Украины гарантирует застрахованным лицам надежную социальную защиту.

Информацию об адресах и телефонах рабочих органов исполнительной дирекции Фонда в областях и г. Киеве можно найти на веб-сайте Фонда в разделе «О Фонде - Региональные управления».

Принятые постановления Фонда размещены на веб-сайте Фонда в разделе «Нормативно-правовая база - Постановления правления Фонда».

2. В соответствии с пунктом 9 раздела VII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» нормативно-правовые и распорядительные акты Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности действуют до утверждения соответствующих решений Фондом.

Учитывая указанное, страхователи подают в Фонд социального страхования Украины Отчет по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 18.01.2011 г. № 4 «Об утверждении Порядка формирования и представления страхователями отчетности по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» (далее - Порядок № 4) , и Отчет относительно уплаты задолженности по уплате страховых средств в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 30.11.2010 г. № 31 «О порядке взимания и учета задолженности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины» (далее - Постановление № 31).

Для приведения нормативных актов Фонда в соответствие с требованиями действующего законодательства исполнительной дирекцией Фонда осуществляется разработка единой формы отчетности страхователей по средствам Фонда, внедрение которой позволит уменьшить нагрузку на работодателей, в частности, путем уменьшения круга лиц, подающих отчетность в Фонд, и возможность ее представления страхователями в электронном виде.

Что касается Порядка финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденного постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 22.12.2010 г. № 26, то он будет приведен в соответствие с Законом № 1105 в связи с образованием Фонда социального страхования Украины и принят правлением Фонда после согласования с Государственной регуляторной службой Украины.

3. На сегодня порядок работы комиссий по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации регулируется Положением о комиссии (уполномоченном) предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденным постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25 .

Сейчас разрабатывается новое Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности, что имеет целью приведения в соответствие с нормами действующего законодательства порядка работы комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию.

Обновленное Положение сохранит большинство норм, регулирующих работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию на предприятии, в учреждении, организации, которые предусмотрены на сегодняшний день. Также в Положении будут учтены изменения наименования страховщика на Фонд социального страхования Украины и его рабочих органов.

Следует отметить, что согласно части 7 статьи 6 Закона № 1105 предусмотрено, что решения правления Фонда в соответствии с законом являются регуляторными актами, разрабатываются, рассматриваются, принимаются и обнародуются с учетом требований Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». В связи с тем, что Положение является регуляторным актом, изменения в него будут рассматриваться правлением Фонда после согласования с Государственной регуляторной службой Украины.

4. До принятия правлением Фонда решения об утверждении порядка и формы представления отчетности по средствам Фонда, страхователи или их уполномоченные лица обязаны подавать в отделения управлений исполнительной дирекции Фонда в областях и городе Киеве по их местонахождению или месту жительства отчетность по формам, утвержденным Порядком № 4 и Постановлением № 31.

Отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП составляется страхователем нарастающим итогом с начала года.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка № 4 отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП не подается страхователем в случае:

Отсутствия у страхователя обязательства перед Фондом по субсчетам, на которых ведется учет расчетов с Фондом на начало отчетного квартала и оборотов по субсчетам в отчетном квартале;

Наличия обязательства Фонда перед страхователем на начало года и отсутствия оборотов по субсчетам, на которых ведется учет расчетов с Фондом в отчетном квартале.

Отчет по форме, утвержденной Постановлением № 31, подается страхователями, которые имеют задолженность по уплате страховых взносов по государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, до полного погашения задолженности.

Сроки представления страхователями вышеупомянутых отчетов за 9 месяцев 2017 года – не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца, то есть не позднее 20 октября 2017 года.

Директор Е. Баженков

Читайте также: