Финансовая грамотность для детей. Уроки финансовой грамотности для младших школьников

Раз в три года по всему миру проводится независимое международное исследование качества образования пятнадцатилетних школьников . В этом исследовании участвует четыре десятка развитых стран, в том числе и Россия. До 2012 года организаторы исследования специализировались на читательской, математической, компьютерной и естественнонаучной грамотности, а в 2012 году авторы PISA представили «ноу-хау» - исследование финансовой грамотности, о которой в наших школах говорят крайне редко.

Валерий Литвинчук , методист автономной некоммерческой организации «Центр Развития молодёжи» (г. Екатеринбург), рассказал о том, какие уроки можно вынести из результатов PISA и как превратить мониторинг финансовой грамотности в образовательный инструмент.

Что такое «финансовая грамотность»?

Валерий Литвинчук

методист АНО «Центр Развития Молодёжи»

Финансовая грамотность оценивается PISA с точки зрения трёх составляющих: содержания, познавательных действий и контекста. Выполнение теста требует от учащихся быть компетентными в различных аспектах содержания финансовой тематики, демонстрировать различные умения, а также ориентироваться в разнообразных социальных контекстах применения этих умений.

Во-первых , обнаружены большие различия в финансовой грамотности в странах-участниках. Причём в верхней части шкалы оказались вовсе не те страны, которые имеют развитые финансовые рынки или высокий ВВП. «Богатые страны должны быть обеспокоены тем, что их молодежь не очень хорошо готова иметь дело с финансовыми трудностями своих стран». С другой стороны, исследование показало следующее:

Финансовая грамотность «не впитывается с молоком матери» («financial literacy does not come in the milk bottle…»), даже если мать - жена олигарха.

То есть финансовая грамотность не возникает сама по себе, просто за счёт проживания в стране со сложными финансовыми рынками.

Во-вторых , обнаружена серьёзная зависимость между финансовой грамотностью ребёнка и социально-экономическим статусом семьи. Лусарди отмечает: «Различия в финансовой грамотности начинают появляться уже в начале жизни и зависят от семьи учащихся. Это тревожное открытие и, на мой взгляд, одна из главных причин, почему мы должны заниматься финансовой грамотностью в школе - чтобы попытаться создать равные условия».

Наши результаты: российские школьники учатся финансовой грамотности не в школе

Пока участников исследования финансовой грамотности школьников мало - всего 18 стран (практически все - «развитые»), да и проводилось оно пока всего один раз. Поэтому выводы по конкретным странам делать трудно, но всё равно интересно.

Первое, что бросается в глаза в отчёте Центра оценки качества образования ИСИО РАО «Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012)» - корреляция результатов по финансовой грамотности с результатами по математической и читательской грамотности. Для России она составляет соответственно 0,73 и 0,68, в то время как средние коэффициенты 0,83 и 0,79.

Иными словами, обычно финансовая грамотность школьника в своей основе зависит от элементарных вещей - умений читать и считать. В случае с российскими школьниками эта связь ниже, чем в среднем по ОСЭР (Организации содействия экономическому развитию). При этом результат по финансовой грамотности (10 место из 18, результат ниже среднего международного) оказался выше, чем можно было ожидать на основе результатов по чтению и математике. То есть можно предположить, что российские школьники учатся обращаться с финансами в значительной степени не на основе школьного образования, а на основе внеучебного опыта.

Вывод прост: в среднем российская школа хуже, чем школы других стран исследования, готовит к жизни в плане финансовой грамотности.

Есть над чем работать. Или это можно ещё как-то трактовать?

Дети российских богачей финансово менее грамотны, чем богатые дети в среднем по миру

Второе, что бросается в глаза - зависимость финансовой грамотности от социально-экономического статуса (СЭС) семьи. В общем, тенденция понятная. Чем выше СЭС семьи, тем выше финансовая грамотность ребёнка. В целом, картина по России аналогична международной. За исключением «высокого СЭС семьи».

Российские дети из богатых семей ощутимо менее финансово грамотны, чем аналогичные дети в среднем по миру (или «цивилизованному миру»).

Создается впечатление, что российским детям из богатых семей меньше приходится думать о том, откуда берутся деньги, как ими по уму распоряжаться и т.д. Мне видится из этого такое предположение - тенденция роста разрыва между бедными и богатыми в России ещё печальнее, чем в среднем по миру: в России будет тяжелее сформировать социальную ответственность обеспеченных людей из подрастающего поколения.

Москва и Россия - «разные страны» и с точки зрения финансовой грамотности

Третье, что бросилось в глаза - зависимость финансовой грамотности от расположения образовательного учреждения.
Оба разрыва - и между деревней и городом, и между городом и большим городом - больше, чем в среднем по исследованию. Иными словами, разница между Москвой и Урюпинском значительно выше, чем между Нью-Йорком и Санта-Барбарой или Варшавой и Белостоком.

Карманные деньги лучше платы за хорошие оценки

Если говорить об источниках финансов школьников, следует процитировать очень важный вывод специалистов Центра оценки качества образования Российской академии образования: «Учащиеся, которые зарабатывают деньги, выполняя работу по дому или участвуя в семейном бизнесе, показали более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает деньги за свою работу. Эти результаты выявлены с учётом социально-экономического статуса учащихся. <...> В целом результаты всех стран показали, что зарабатывание денег не связано с повышением финансовой грамотности. Эти выводы требуют дополнительного анализа и учёта факторов, например, связанных с затратами на работу или количеством полученных денег».

Итак, важный вывод - не платите детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект.

Российские школьники охотнее берут в долг, чем копят деньги

Об отношении к накоплению. Главное, что бросается в глаза - очень много невалидных или вообще отсутствующих ответов. В чём причина - мне лично не понятно. Здесь видятся важными следующие нюансы.

Во-первых, в России больше, чем в странах ОСЭР, школьники больше склонны одалживать деньги у друзей, чтобы что-то купить.

К нам приходит мода жить в долг, а «у них» сходит на нет?

Во-вторых, при этом российские школьники копят деньги, как правило, только в том случае, если им нужно купить что-то конкретное. В остальных случаях они не думают о накоплении. Хорошо это или плохо - не знаю. Знаю только, что, согласно PISA, финансовая грамотность обычно выше у тех детей, которые копят постоянно, а не просто под конкретную покупку (например, в Шанхае).

Куда двигаться и что делать?

В статье приведены мысли лишь по некоторым данным PISA-2012. Пищи для размышлений значительно больше, и каждые три года материал для осмысления будет только прибывать.

Мониторинг финансовой грамотности учащихся - не просто модный тренд. Это насущная потребность школы, если она хочет соответствовать времени.

Не стоит сокрушаться о том, что сегодня чуть ли не поголовно дети хотят быть бизнесменами, а не космонавтами.

Нужно принять вызовы времени как данность и адекватно отражать те реальные запросы, которые поступают школе от общества. В преподавании социально-гуманитарных дисциплин (в частности, такой предметной области, как экономика) школа должна перейти рубикон между традиционным набором знаний об экономических понятиях к формированию финансовой грамотности.

Очевидно, что инструменты формирования не могут применяться эффективно без соответствующих инструментов мониторинга. Именно поэтому «Центр Развития Молодежи» разработал мониторинговый конкурс «Рубикон-2016: Финансовая грамотность». Это общедоступное для всех учеников 5-11 классов исследование, которое пройдёт с 8 февраля по 5 марта 2016 года.

Зачем нужен свой мониторинг финансовой грамотности

Конкурс «Рубикон-2016» имеет несколько принципиальных отличий от тестирования PISA:

  • Это исследование направлено на учащихся с 5 по 11 класс, а не только на 15-летних школьников. Оно будет проводиться ежегодно, а значит, позволит отслеживать индивидуальную динамику учащихся.
  • Если PISA даёт представление о результате работы всей системы образования за трёхлетний период, то «Рубикон» адресован конкретным учащимся, педагогам и управленцам.
  • Помимо финансовой грамотности, задания конкурса позволяют оценивать регулятивные универсальные учебные действия - то, что можно назвать «самоменеджментом». Школьники привыкли, что учитель всегда сам ставит задачу, задаёт цели, формирует план работы и оценивает результат. Зачастую они теряются, если всё те же самые действия им предлагается выполнить самостоятельно. В то же время навыки самоорганизации очень актуальны, в том числе в том, чтобы быть финансово компетентным и успешным. В рамках других проектов ЦРМ удалось разработать методику для ежегодного исследования младших классов на предмет самоорганизации. Теперь же с проектом «Рубикон» с начала учебного 2015 года такой мониторинг станет сквозным - с 1 по 11 класс.
  • Для учащихся «Рубикон-2016: Финансовая грамотность» - не просто очередное тестирование, а увлекательный сюжетный конкурс. Значит, нет лишнего повода для стресса. Учителя и методисты получают данные для аналитики, а ребята - новый увлекательный опыт, который имеет практическое значение за пределами школы.

О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Зачем нужны уроки финансовой грамотности?


В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений .

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Реализация проекта

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

  • Предоставление необходимой информации - разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  • Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:


Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения - излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Бабылина Ирина Валерьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288,
Ки Екатерина Эдуардовна - Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083,
Мокиенко Елена Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375
Панюкова Светлана Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,

Бабылина И.В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)

Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб); Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)

Ки Е.Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)

Мокиенко Е.А. Упражнения кондитерские изделия. (PDF, 895 Кб)

Панюкова С.Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.

Лындина Оксана Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива»,
Зеленцова Елена Алексеевна - Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;,
Лошакова Екатерина Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)

Бизнес игра «Юные взрослые».

Егорова Александра Алексеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448,
Дворникова Анна Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448

Проект (PPTX, 2,73 Мб)

Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)

Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса "Лесная ярмарка".

Иванова Любовь Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис,
Кононенко Татьяна Михайловна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862,
Круглова Ирина Михайловна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис

Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)

Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)

Тест. (PDF, 101 Кб)

Парные картинки (PDF, 507 Кб)

Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме: «Мой первый бизнес-план»

Пашкевич Наталия Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557,
Пикалова Мария Андреевна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по

Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»

Грачева Наталия Евгеньевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Гвоздева Нина Викторовна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Быткэ Ирина Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Хохулина Наталья Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Сафронова Юлия Сергеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Мухина Наталья Анатольевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.

Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)

Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов

Максимова Светлана Аркадьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843,
Коняшина Елена Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843,
Новосельцева Ольга Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843,
Франтовская Елена Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843,
Тараканова Антонина Алексеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.

Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)

Разработка урока для 1 класса

Сомова Ольга Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212,
Репина Анна Ивановна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212,
Барская Ирина Алексеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212,
Абрамова Марина Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.

Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)

Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)

Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)

Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)

Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)

Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)

Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»

Гребнева Юлия Анатольевна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518,
Громкова Юлия Борисовна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518,
Герасименко Наталья Валерьевна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518,
Белаева Анастасия Сергеевна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518,
Витько Наталья Валентиновна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518

Презентация (PPTX, 2,23 Мб)

Урок (PDF, 644 Кб)

(PDF, 1,70 Мб)

Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. (PDF, 406 Кб)

«Школьный буфет - финансовая головоломка»

Тутыгина Светлана Геннадьевна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557,
Великороссова Елизавета Иналовна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557,
Касаткина Анастасия Васильевна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557,
Стрелкова Елена Сергеевна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.

Презентация (PPT, 555 Кб)

Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.

Лукьянова Наталья Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097,
Янкович Елена Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.

(PPTX, 18,19 Мб)

Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.

Проказина Ирина Ивановна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Шорникова Ольга Валерьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Тихонова Жанна Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Охотникова Елена Юрьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Андронова Лариса Юрьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Корнилова Юлия Валентиновна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Сергеева Татьяна Викторовна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Захарова Вероника Васильевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Процкая Наталья Михайловна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Исмагилова Гузаль Раисовна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Балашова Виктория Валерьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Коняева Маргарита Ивановна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Галенко Ирина Олеговна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Рябинина Анастасия Павловна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Голубева Екатерина Сергеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.

Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)

Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».

Кузнецова Надежда Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №626

Презентация (PPTX, 1,60 Мб)

Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.

Учителя ГБОУ гимназии № 1811:

Копылова Людмила Ивановна,
Медведева Алла Сергеевна,
Смирнова Татьяна Геннадиевна,
Малова Светлана Игоревна,
Распопова Наталья Александровна,
Соколовская Мария Викторовна,
Чупракова Ольга Николаевна,
Петрова Дарья Сергеевна,
Кириченко Людмила Викторовна,
Миронова Алёна Андреевна

(PPTX, 9,57 Мб)

Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)

Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.

Барбуцкая Елена Владимировна - учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия»,
Маркина Надежда Павловна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073,
Ботнева Татьяна Викторовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 597,
Фирсова Наталья Борисовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097,
Киреева Инна Юрьевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097,
Бизяева Наталья Владимировна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097,
Бизяева Наталья Дмитриевна - учитель информатики ГБОУ школа № 2097,
Дробуш Екатерина Васильевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070,
Зубов Александр Иванович - учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.

«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)

Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».

Солопова Наталья Алексеевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045,
Павлова Маргарита Павловна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045,
Гольдзберг Татьяна Фёдоровна - учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569,
Позднякова Светлана Ивановна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297,
Монько Александра Дмитриевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297,
Смольянинова Светлана Николаевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297,
Птушка Cветлана Анатольевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297,
Никитина Виктория Игоревна - учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201,
Соколова Клавдия Владимировна - учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.

Деньги (PPTX, 13,10 Мб)

(PPTX, 14,15 Мб)

Тест (DOCX, 14 Кб)

Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)

Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)

Урок-обобщение по теме «Деньги».

Жунисалиева Инга Петровна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862,
Фатхулаева Светлана Темиртасовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862,
Фазлова Эльвира Рустямовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 630,
Нижегородцева Наталья Александровна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 630,
Гилёва Мария Игоревна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.

Презентация (PPT, 3,91 Мб)

Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»

Доронина Александра Алексеевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 630,
Чумакова Катерина Вячеславовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 870,
Коровина Юлия Вадимовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 870,
Хрусталева Анастасия Михайловна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 870,
Каракулова Вероника Львовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 400,
Новоселецкая Ольга Александровна - учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива,
Чаус Татьяна Евгеньевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.

Презентация (PPTX, 25,34 Мб)

Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.

Попова Любовь Алексеевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов. Елисеева Наталья Евгеньевна - ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов,
Горохова Елена Николаевна - ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования,
Грачева Вита Витальевна - ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.

Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)

Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.

Мазаева Наталья Ивановна - ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов,
Стойкина Лариса Александровна - ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов,
Химичева Анастасия Дмитриевна - ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.

Презентация (PPTX, 6,34 Мб)

Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».

Куликова Татьяна Николаевна - ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов,
Блинова Ольга Анатольевна - ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов,

Путешествие с Пином. Игра-квест.

Болотина Екатерина Сергеевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Жукова Вера Сергеевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Кириллова Елена Владимировна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Дворак Ольга Васильевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Гуськова Ольга Дмитриевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Абу Хадер Елена Валерьевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Бочарова Марина Александровна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Петухова Татьяна Валентиновна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Короткова Марина Юрьевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Семенова Алла Григорьевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Россия вплотную занялась повышением грамотности населения в области экономики и расходования денег. И уже скоро все общеобразовательные школы приступят к преподаванию совершенно нового предмета-финансовая грамотность. В этом году к процессу приступили только несколько регионов страны, но к 2015 году планируется такое образование во всех школах.

Предмет будет носить факультативный характер и будет рассчитан на 34 учебных часа. Подача материала рассчитана на 1-11 классы.
Руководство страны уверено, что данная мера поможет школьникам пережить кризисное время в стране. А жители, напротив проявляют завидное хладнокровие, надеясь на авось. Они совершенно не сведущи в вопросах накоплений и софинансирования накоплений пенсионного характера.
Хотя знать такую грамоту о деньгах нужно в нашей стране даже первокласснику. В школьный курс войдут такие темы и понятия: деньги и операции с ними; ведение семейного бюджета; вознаграждения и рискованные сделки. Также школьникам, пояснят для каких целей, делаются личные накопления и есть ли от них польза.

Однако так как для школьников эта тематика новая и сложная, то она будет преподноситься в теоретической игровой форме. Главное в данной программе дать детям понимание необходимого в жизни минимума, чтобы во взрослой жизни оградить их от грубейших ошибок с деньгами.

Естественно перед началом подачи такого материала учителям придется для начала обучиться самим, чтобы иметь представление о предмете и его тонкостях.

“Уроки финансовой грамотности в школе” необходимые, потому как молодые студенты-заемщики, обращающиеся в банк, часто не понимают того, что гасить кредит нужно аннуитетными платежами. Другими словами нужно вносить одинаковую сумму ежемесячно. Сумма при этом включает в себя сумму основного долга и начисленные проценты по кредиту.

Такие люди думают иначе, считая, что изначально надо выплатить основную сумму долга, а уже после проценты. В итоге они сами себя вводят в заблуждение о том, что долги уже выплачены перед банком. В итоге разочарование и грубость.

Проводимые уроки по обращению с деньгами не будут похожи на курс “Экономики и финансов”, не стоит их путать. Это будет совсем другое направление.

Но прежде чем пояснять экономические премудрости детям, сначала их нужно объяснить тем учителям, которые будут учить этому детей. Ведь многие из преподавателей сами ничего в этом не понимают. Поэтому они помимо базового школьного курса будут проходить и спецкурс для взрослых людей.

Им будут разъясняться тонкости выгоды инвестиций, полезность ценных бумаг. Безопасное проведение различных банковских операций и многое другое. Подача материала для учителей будет включать в себя как устную подачу материала, так и печатные варианты всех необходимых знаний. Кроме того им будут доступны лекции с видеодемонстративным материалом, которые раскроют суть реальных случаев мошенничества и правильного ведения денежных ситуаций.
Кроме того финансовая обязнанность в старших классах должна включать в себя более емкую информацию чем простое понимание кредитных систем, инвестиций и прочих финансовых инструментов.

До них должны быть донесены и разъяснены права и обязательства, взятые на себя при работе с Финансовыми и кредитными продуктами.
В первую очередь уроки грамотности в школе должны содержать информацию о депозитах и кредитах. А также о том, где и как их оформлять. То же кается и пластиковых карт, их безопасного пользования. Немаловажно донести до понимания школьников выгоду от пользования пластиковыми картами.

Нужно научить даже малышей, использованию банковских карт. Да, не удивляйтесь, ведь за рубежом дети это умеют, а наши чем хуже.
Естественно будет учтено и разделение школ на уровни сложности и аккредитации. Другими словами, программу сделают настолько доступной, чтобы ее мог понять даже 6 летний ребенок.
Проект программы конечно очень затратный, учитывая обучение и подготовку материалов и учителей. Но при планомерном достижении цели такие инвестиции окупятся сполна.

Правительство страны, внедряя учебные проекты в плане повышения грамотности населения в вопросах обращения с деньгами, рассчитывает на то, что люди хоть немного приблизятся к зарубежному уровню и тем самым немного сбалансируют финансовый рынок.

Что из этого выйдет, посмотрим, судить еще рано проект еще полностью не заработал, а значит, и результатов для вывода пока нет.
Помимо школьной факультативной работы по данным вопросам, на всей территории страны будет вестись массовая работа, направленная на повышение общего уровня финансовой грамотности людей. Что в конечном результате должно принести пользу и стране и людям и экономическому положению в целом.

Гаврилюк Виктория Владимировна
Должность: учитель музыки и экономики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация курса "Финансовая грамотность" в школе в рамках введения ФГОС".
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: среднее образование

«Реализация курса «Финансовая грамотность» в школе

в рамках введения ФГОС».

Программы

обучения

действующей

российского

образования

охватывают

практически

жизнедеятельности

современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников

взрослой

Исключением

недавнего

являлась

практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то

есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит

в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен

– в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых

детей не только учат бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как

можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и

афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В

условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить

детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся

экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной

деятельности, но и в рамках семьи.

Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых

решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего

возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений,

ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить

важные финансовые цели.

процессе

внедрения уроков

финансовой

грамотности в

первую очередь необходимо было решить два основных вопроса:

Предоставление необходимой информации - разработка учебников с

Подготовка

преподавательского

обучения

дисциплине.

сегодняшний

проблема

подготовки

качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые

специалисты:

банковские

работники,

преподаватели,

финансисты,

сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования

и другие.

Учителям

пришлось

обучение

спецкурсах,

познакомились с основами финансово-экономических отношений.

Школьный

финансовой

грамотности охватывает

следующие

понятия и темы:

составление и расчет семейного бюджета;

денежные операции в банках и других структурах;

сделки, связанные с риском;

денежные вознаграждения;

наличие ответственных органов за финансовые услуги;

личные сбережения - излишество или прок;

тонкости кредитов и депозитов;

права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

управление денежными потоками;

агрессивная политика банков;

активы и пассивы (доходы и расходы);

страхование и пенсионные выплаты;

наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Реализация курса возможна в различных сферах образования:

Проектная деятельность;

Внеурочная деятельность;

Интеграция в урочную деятельность;

Внеклассная работа;

Социальное партнерство.

Главные аспекты при реализации курса.

метапредметность

межпредметностью,

выступают

Приставка

означает

«через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение

знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным

областям деятельности человека.

формирование

финансовой

грамотности

школьников

пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.

Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в

частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и

базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.

Практически

использовать

элементы

финансовой грамотности. Решая задачи, которые включают в себя величины

цены, количества, стоимости, проценты, учащиеся учатся теоретически решать

финансовые

проблемы.

литературы

происходит

обсуждение

ситуаций,

связанных

прочтением

произведений,

упоминаются

различные

социальные

финансовые

ситуации,

учащимися

высказывается

собственная

формируется

устойчивое

понимание

правильной модели социального и финансового поведения. Уроки истории,

географии, обществознания дают больше возможностей включать элементы

финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.

2. Учебные пособия - это не догма, а руководство к действию.

Программа

Финансовой

грамотности

составлена

таким образом, чтобы она могла легко трансформироваться.

Надо понимать, что

учитель не ставит цель вырастить из ученика

банковского

работника

инвестиционного

аналитика.

финансовая грамотность - это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области

финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных

финансов,

позволяют

человеку

правильно

подбирать

необходимый

финансовый

оценивать,

которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать

сбережения

определять

сомнительные

(мошеннические)

вложения

3. Основной вид деятельности - игры и кейсы.

Игра является одной из форм активного обучения.

Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу

естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и

повышается

учебному

процессу.

позволяет

спрятанные

возможности,

непременно

приводят

школьника

успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые

общественной

практики

воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Играя, ученики

аукционов,

выпускают

составляют

семейный бюджет, сталкиваются с финансовыми задачами, которые решают

взрослые

повседневной

соотносить

происходящее

реальностью.

тренирует

обращения

деньгами и воспитывает финансовую ответственность.

кейс-метод,

конкретных

ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая

описание

реальных

экономических,

социальных

бизнес-ситуаций.

Обучающиеся

исследовать

ситуацию,

разобраться

предложить

возможные

основываются

реальном

фактическом

материале

приближены

реальной ситуации.

4. Финансовая грамотность - элемент социализации.

Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь -

академические

Финансовая

культура

современном

развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым

элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность

позволит

человеку

зависеть

обстоятельств,

системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые

будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для

дальнейшего развития общества».

Финансовая грамотность - это инструмент, и наша задача - научить

школьников пользоваться этим инструментом.

5. Деятельность учащихся на занятии.

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать -

Основная

особенность

деятельностного

заключается

деятельности обучающихся. Дети «открывают» новые знания сами в процессе

самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет

эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных

алгоритмов

действия.

полученные

приобретают

личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по

Безусловно,

реализации

«Финансовая

грамотность»

обойтись

помощников.

Существует

обучению

школьников

финансовой грамотности, а также игры, олимпиады и тестовые задания.

Финансовая грамотность в школе

Ваши финансы

Сайт «Экономика для школьника»

Портал Хочу. Могу. Знаю

финансовой

грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для

кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно.

Ведь правильное распоряжение финансами - верный ключ к богатству и

И как сказал Роберт Кийосаки:

"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,

попробуйте узнать, сколько стоит невежество".

Читайте также: