Что такое унитарное государство: примеры стран.

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas - единство) - самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.
Таким образом, унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
3. Составные части унитарного государства (области, департаменты. округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
4. Унитарное государство, населенное небольшими по численности национальностями, широко допускает национальную и законодательную автономию.
5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.
Государство - это не статичное, раз и навсегда сложившееся образование. Оно находится в постоянной динамике, вызванной развитием общества, народов, внешнеполитическими процессами. В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции.
С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы (например, в форме борьбы за использования ресурсов). Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.
С другой стороны, действует и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение культур, религий, вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом разделяли людей. Многие государства сегодня решают проблему, которую ярко обозначил еще в началеXX в. российский правовед В.М. Гессен: «Является необходимость в такой форме взаимоотношений, которая, распределяя законодательство между центром и окраинами, позволяла бы использовать на благо государства богатые местные силы..., и сохраняя живую связь между частями государства, уравновешивала бы существующие в нем центробежные и центростремительные силы»1. Взаимодействие этих тенденций (центробежных и центростремительных) представляет большой интерес для исследователей, работающих в области теории государства и права и сегодня.
Наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.
Итак, унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при которой существует простое административно-территориальное (политико-административное, политико-территориальное) деление государства, высшие органы власти едины и обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единые Конституция и гражданство.
Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное». В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю.
После распада Римской империи на ее территории в течение долгого времени (Средневековья) существовало множество мелких областей, время от времени объединяемых в рыхлые крупные «империи», которые так же легко распадались, как и образовывались. Правители и мелких и крупных образований тяготели к унитаризму.
Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), в Европе идут процессы складывания крупных унитарных государств, которые доказывают свое преимущество перед временными «союзами» мелких государств. Эту тенденцию в самом ее начале заметил и проанализировал Никколо Макиавелли в своих классических политических трактатах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он однозначно высказался в пользу единого (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции), оценивая трагическую ситуацию своей родины - раздробленной Италии. Его предсказания подтвердились. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII-XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию.
Следуя за мыслителями, занимавшимися политическими проблемами и вопросами государственного устройства (Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичерин), попробуем сформулировать, что способствует складыванию унитарного государства и его длительной устойчивости.
Можно выделить следующие факторы:
1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя:
- единство языка (близость языков, диалектов);
- единство истории (научной и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические и трагические периоды истории);
- единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии (или сосуществование неантагонистических религий);
- схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные.
2. Сильное внешнее давление (угроза) - осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV-XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».
3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Они включают в себя (наряду с другими):
- территориальную специализацию (разделение труда);
- единство и богатство ресурсов;
- отсутствие внутренних таможенных барьеров
- единство налогообложения;
- единую валюту;
- защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);
- единое правовое поле в экономике;
- общие выгоды от использования колоний.
Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.
Среди основных «ослабляющих» централизованное государственное устройство факторов можно выделить следующие:
1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;
2. Ощущение регионами (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.
3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;
4. Недовольство населения уровнем жизни. Вера в быстрое решение всех проблем в своем «отдельном» государстве (регионе);
5. Низкая политическая культура населения. Общественным мнением такого населения легко манипулировать политикам-сепаратистам. Проследив, таким образом, основные особенности развития унитарных государств в прошлом, перейдем к анализу современного унитаризма.

1. Германия;

2. Казахстан.

3. Россия;

5. Все ответы верны

39. К исполнителям государственных интересов не относят:

1. Отраслевые министерства;

2. Правительство;

3. Профсоюзы.

4. Региональные и местные органы власти;

5. Министерство финансов

40. Носителями хозяйственных интересов являются:

1. Безработные;

2. Наемные работники;

3. Фермеры;

4. Предприниматели;

5. Все вышеперечисленные

41. Политическая партия превращается в исполнителя интересов если:

1. Выражает интересы большинства населения;

2. Выражает интересы наиболее могущественных корпораций;

3. Побеждает на парламентских выборах.

4. Объединяется с другой партией;

5. Нет правильного ответа

42. К центральным органам управления экономикой Республики Казахстан не относятся:

1. Министерство финансов;

2. Министерство экономики;

3. Министерство энергетики.

4. Национальный Банк;

5. Все ответы верны

Какой институт отвечает за реализацию государственного бюджета

2. Министерство финансов.

3. Министерство экономики;

4. Национальный Банк;

5. Министерство энергетики

Какой институт несет ответственность за состояние кредитно-денежной системы РК?

1. Министерство образования, культуры и здравоохранения;

2. Министерство финансов;

3. Министерство экономики;

4. Национальный Банк.

5. Министерство энергетики

Чем обусловлена необходимость изучения зарубежного опыта ГРЭ?

1. Желанием избежать ошибок;

2. Возможность изучения общих закономерностей смешанной экономики;

3. Возможность изучения системы государственных мер по регулированию экономики;

4. Возможностью осуществления сравнительного анализа и корректировки курса ГРЭ;

5. Все ответы верны

46. Что из перечисленного относится к основным инструментам ГРЭ за рубежом:

1. Индикативное планирование;

2. Программирование;

3. Экономическое прогнозирование;

4. Бюджетно-налоговая политика;

5. Все ответы верны

47. Если прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет то это:

1. Долгосрочный прогноз;

2. Краткосрочный прогноз;

3. Среднесрочный прогноз.

4. Частный прогноз;

5. Комплексный прогноз

48. Если прогноз разрабатывается на период 10 - 20 лет то это:

1. Долгосрочный прогноз.

2. Комплексный прогноз;

3. Среднесрочный прогноз;

4. Частный прогноз;

5. Комплексный прогноз

49. Если подход к прогнозированию исходит из анализа предыстории развития объекта, это:

1. Аналитический подход;

2. Генетический подход.

3. Исторический подход;

4. Телеологический подход;

5. Комплексный подход

50. Если подход к прогнозированию исходит из целевых установок развития данного объекта - это:

1. Аналитический подход;

2. Комплексный подход;

3. Генетический подход;

4. Исторический подход;

5. Телеологический подход.

Что из ниже перечисленного не является объектом социального прогнозирования?

1. Демографические процессы;

2. Динамика дохода;

3. Динамика занятости;

4. Развитие здравоохранения;

5. Развитие науки

52. Что из ниже перечисленного выступает объектом научно-технического прогнозирования:

1. Воспроизводство природных ресурсов;

2. Динамика общественного воспроизводства;

3. Инновации.

4. Структура производства;

5. Динамика доходов

Обобщающим показателем научно-технического прогнозирования

1. Государственный долг;

2. Динамика инвестиций;

3. Доля новых изделий в выпускаемой продукции.

4. Темпы экономического роста;

5. Инновации

54. Что из ниже перечисленного выступает показателями социального прогнозирования:

1. Затраты на социально-культурную сферу на душу населения;

2. Конечное потребление домохозяйства на душу населения;

3. Средняя продолжительность жизни;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

Что из ниже перечисленного является обобщающим показателем прогнозирования внешнеэкономических связей?

1. Государственный долг;

2. Динамика инвестиций;

3. Доля ВВП на обслуживание государственного долга.

4. Темпы экономического развития;

5. Динамика инвестиций

56. Основоположником теории предвидения является:

1. Е.Домар;

2. Й.Шумнетер;

3. Н.Кондратьев.

4. Р.Харрод;

5. Д.Кейнс

Возрастание роли прогнозирования в современной экономике

1. Децентрализацией управления;

2. Изменчивостью экономической динамики;

3. Усложнением процесса управления;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

58. К функциям прогнозирования относятся:

1. Обоснование принимаемых решений;

2. Предвидение тенденций развития;

3. Прогнозное сопровождение выполнения решений;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

59. Что не входит в систему прогнозов:

1. Временной горизонт;

2. Объект прогноза;

3. Субъект прогнозирования.

4. Уровень управления;

5. Характер управления прогнозами

60. Что из ниже перечисленного относится к методам прогнозирования:

1. Нормативно-целевой метод;

2. Эвристическое моделирование;

3. Экстраполяция;

4. Метод «мозговой атаки»;

5. Все ответы верны

Какие виды экономических моделей используются в прогнозировании?

1. Модели на основе межотраслевого баланса;

2. Односекторные модели;

3. Эконометрические модели;

4. Модель Кобба-Дугласа;

5. Все вышеуказанные

62. Что не характеризует индикативное планирование:

1. Вариантность при разработке плана;

2. Директивный характер планирования.

4. Учет материальных и финансовых ресурсов;

5. Возможность концентрации сил на нерыночном секторе

Какие методы используются государственными органами, чтобы побудить рыночные структуры следовать показателям индикативного

1. Административные;

2. Экономические;

3. Юридические;

4. Прямые;

5. Все ответы верны

64. К инструментам монетарной политики не относятся:

1. Регулирование банковских резервов;

2. Операции на открытом рынке;

3. Регулирование процентной ставки;

4. Селективное регулирование кредита;

5. Сокращение бюджетного дефицита.

65. Политика кредитной экспансии имеет своей целью:

1. Ограничение кредита;

2. Ограничения спроса на деньги;

3. Увеличение денежного предложения.

4. Уменьшение денежного предложения;

5. Нет правильного ответа

66. Кейнсианцы утверждают, что:

1. Монетарная политика не является необходимой;

2. Необходимо государственное вмешательство в экономику.

3. Рынку внутренне присуща стабильность;

4. Рынку свойственна только свободная конкуренция;

5. Роль государства в экономике необходимо сокращать

67. Дефицит государственного бюджета образуется в случаях, когда:

1. Доходы государства превышают его расходы;

2. Расходы государства превышают его доходы.

3. Расходы государства превышают сумму налоговых поступлений;

4. Сумма налоговых поступлений сокращается;

5. Сумма налоговых поступлений растет

68. Политика кредитной рестрикции имеет своей целью:

1. Расширение кредитного рынка;

2. Стимулирование спроса на деньги;

3. Увеличение денежного предложения;

4. Уменьшение денежного предложения.

5. Нет правильного ответа

69. Государственный долг - это сумма предшествующих:

1. Бюджетных дефицитов;

2. Бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.

3. Государственных расходов;

4. Расходов на оборону;

5. Административных расходов

70. Если центробанк продает большое количество государственных ценных бумаг, то эта мера ведет к:

1. Снижению уровня процентных ставок;

2. Увеличению депозитов в коммерческих банках;

3. Увеличению количества денег в обращении;

4. Уменьшению объема ссуд представляемых коммерческим банкам.

5. Нет правильного ответа

Унитарное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором все административно-территориальные образования находятся в подчинении центральной власти и не имеют никаких законодательных собственных полномочий. Дочитав статью до конца, вы сможете узнать более подробнее об этом.

В современном мире существует несколько видов государственного устройства: , конфедерация и унитарное государство. Каждая форма государственного устройства отличается своими особенностями и имеет ряд определяющих стереотипов.

По большому счету, ключевое отличие скрыто в вертикали власти. Самыми демократичными являются конфедерации, поскольку при этой форме устройства части единого государства максимально независимы друг от друга и от центральной власти. Существующие и развивающиеся социально-экономические, культурные, гражданско-правовые отношения между субъектами-частями государства основаны на принципах равенства, взаимовыгодного сотрудничества и добровольного участия.

Абсолютным антиподом конфедерации можно назвать унитарный тип правления. Современное унитарное государство — это устройство, в котором все части территории государства объединены принципом административного подчинения. Ни одна территория унитарного государства не имеет суверенитета и даже не вправе рассчитывать на его получение без изменения формы государственного устройства.

Классификация по признаку формирования власти

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:

  • Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
  • Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.

Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.

Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.

Признаки унитарного государства

Вне зависимости от типа управления, состава и количества структурных единиц, кратко и понятно признаки унитарного государства можно описать так:

  • Единый для всех субъектов данного государства законодательный документ – Конституция;
  • Имеются высшие государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти в столице
  • государства, а на местах – есть представители этих органов;
  • Единое гражданство, одна армия, денежная единица;
  • Один государственный язык и символы государства (герб, гимн, флаг);
  • Органы власти на местах могут решать проблемы местного самоуправления, то есть обладают властными полномочиями только в рамках данной территории и только по строго определенному кругу вопросов.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение унитарного государства: Унитарная форма государства заключается в централизованной вертикали власти. В результате стремления мирового сообщества к принципам свободы, равенства, демократии, сегодня практически все унитарные государства добровольно перешли на стадию децентрализации, то есть исключили авторитарно-командный стиль из государственного управления. Такое переосмысление схемы руководства обществом в перспективе приведет к тому, что каждый человек сможет активно принимать участие в государственной жизни, то есть стать полноценным строителем своего государства, а не пассивно ждать изменений.

Краткий перечень унитарных государств мира

Большую часть Европы занимают страны с унитарным типом устройства – это 41 государство, из которых есть самые карликовые по размерам территории (Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан) + более крупные примеры (Португалия, Ирландия, Австрия. Греция, Албания, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Словакия, Дания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словения, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония и пр.)

В Азии количество унитарных государств насчитывается также 41 страну – и это около 90% всех государств Азии. Исключением стали всего 6: Пакистан, Малайзия, Арабские Эмираты, Индия, Россия и Ирак – это представители федеративной формы.

В Африке и в Латинской Америке преобладают страны с централизованной формой унитарного устройства. Такие государства, как Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Тунис, Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Багамы, Боливия, Доминиканская Республика, Колумбия, Куба, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и другие.

Вывод из данного анонса: унитарная форма устройства государства считается достаточно удобной и выгодной как для государственной власти, так и для простых жителей стран. Тем более с переходом к децентрализации и другим демократическим видам.

Более детально обо всем этом, равно как и о других темах из курса обществознания, вы сможете найти в нашем видеокурсе « ».

Термин "унитарное государство" происходит от латинского слова "unitas", что переводиться как один, единственный.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедеративных государственных союзов.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Административно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает разное число ступеней, звеньев. Обычно это области, провинции, губернаторства и т.д., на которые непосредственно делится территория государства; районы, уезды, округа и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины - как низовая единица.

После второй мировой войны в ряде стран наметились два направления изменений в территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные единицы, охватывающие несколько областей - регионы. Они создаются не актами центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде всего, преследует цель экономической координации различных частей страны. Такие объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют значительную роль в Бразилии.

Вторая тенденция связана с опытом заокеанских стран (прежде всего США), где уже давно создавались специальные округа (по вопросам образования, водоснабжения, санитарии и др.). Управление этими округами специализировано, осуществляется назначаемыми ими, избираемыми по конкурсу чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области.

Особое положение занимают столицы государств или столичные округа (столица с прилегающими окрестностями). Нередко полномочия избираемого в столице муниципалитета ограничены по сравнению с другими местными представительными органами (Вашингтон в США и др.). Такие ограничения означают большой контроль со стороны центра и в ряде стран преследуют цель уменьшить роль населения столицы в событиях, которые могут произойти вследствие противостояния различных социальных и политических группировок. Центром таких событий, оказывающих решающее влияние на политику государства, обычно оказывают столицы.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решает переданные им в ведение вопросы. Чаще всего - это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители, назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

· национальным (Франция, Эстония, Япония);

· многонациональным (Китай, Афганистан);

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих признаков:

1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства, компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).

2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам.

На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы не имеют правового статуса, так как они все равны и не обладают суверенитетом (как субъекты федерации).

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы.

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; создаются координационные органы. Все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты, издаваемые государственной властью, так же нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции).

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Итак, подводя итог, еще раз заметим, что унитарному государству свойственны:

1) единство и однородность территории;

2) отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государств в Государстве);

3) деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

4) административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

5) наличие только одной общегосударственной конституции;

6) наличие единой системы законодательства;

7) наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

8) парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

9) органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

10) единое гражданство для всей страны;

11) единая денежная система.

Тест 10 класс

1 вариант

1. Сколько стран насчитывается на политической карте мира?

А) около 190

Б) около 230

В) около 320

2. Суверенное государство – это...

А) независимое государство

Б) с монархической формой правления

В) унитарное государство.

3. Страны ОПЕК- это страны...

А) нефтеэкспортирующие

Б) отстающие в своем развитии

В) страны Юго-Восточной Азии

4. Расположите страны в порядке возрастания в них численности населения:

А) Индия Б) США

В) Китай Г) Индонезия.

5. Укажите две страны мира с наибольшей площадью территории:

А) Китай Б) РФ В) Андорра

Г) Монако Д) Япония

6. Установите соответствие:

Форма правления: Страны:

1. монархия А) Франция, Италия, Португалия

2. республика Б) Япония, Греция, Испания

В) Великобритания, Нидерланды, Бельгия

7. Страна – архипелаг – это:

А) Япония Б) Турция

В) Италия Г) Австралия

8. Абсолютной монархией являеется:

А) Пакистан Б) Оман

В) Япония Г) Испания

9. К унитарным странам не относится:

А) Саудовская Аравия

Б) Норвегия

В) Россия

10. Страна – президентская республика:

А) ФРГ

Б) Италия

В) США

11. В мире доминируют:

А) федеративные

Б) унитарные

В) Примерно одинаково

12. Большинство стран мира на политической карте по форме правления относится:

А) к республикам

Б) к монархиям

13. Укажите в предложенном списке стран государство с унитарной формой административно-территориального устройства:

А) Бразилия Б) Австралия В) Китай

14. Большинство стран мира относится:

А) к развитым странам

Б) к социалистическим странам

В) к странам с переходной экономикой

Г) к развивающимся странам

15. По величине ВВП на душу населения к бедным относятся страны с:

А) 3000-5000 долл. в год

Б) 5000-10000 долл. в год

В) до 1500 долл. в год

16. Какие государства входят в состав «большой семерки»:

А) Италия, Испания и Япония

Б) Германия, Канада и Китай

В) Италия, Япония и Франция

Г) США, Великобритания и Нидерланды

17. К новым индустриальным странам относится:

А) Канада Б) Китай В) Малайзия

18. Белоруссия входит в состав:

А) стран с переходной экономикой

Б) «мировой элиты»

В) слаборазвитых стран

19.Какая из перечисленных стран имеет наибольший ВВП на душу населения:

А) Афганистан

Б) Нигер

В) Швеция

Г) Ангола

20. Новыми индустриальными странами являются:

А) Китай, Япония и Таиланд

Б) Малайзия, Сингапур и Тайвань

В) Израиль, Индонезия и Малайзия

Г) Индонезия, Индия и Филиппины

21. Установите соответствие:

Тип развивающихся стран Страны

1. Ключевые; А) Индия, Бразилия, Китай

2. отсталые; Б) Непал, Чад, Гаити

В) Швеция, Германия, Испания

22. Какая страна входит в состав международной орагнизации НАФТА?

А) Китай

Б) Канада

В) Россия

Г) Великобритания

23 . Какой буквой на политической карте мира обозначено государство Ангола?

1) А 2) В 3) С 4) D

Тест 10 класс

2 вариант

1. Расставьте страны в порядке уменьшения их площади:

А) Австралия

Б) Германия

В) Канада

Г) Сингапур

2. Полуостровное положение имеет страна:

А) Франция Б) Италия В) Бразилия

3. К азиатским странам относятся:

А) Нигерия, Саудовская Аравия, Узбекистан

Б) Вьетнам, Иран, Пакистан

В) Боливия, Монголия, Таиланд

Г) Афганистан, Ирак, Финляндия

4. К островным странам относятся:

А) Мадагаскар, Новая Зеландия и Япония

Б) Великобритания, Турция и Шри-Ланка

В) Венгрия, Индонезия и Фиджи

Г) Алжир, Ирландия и Куба

5. Форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству, называется:

А) республика

Б) монархия

В) диктатура

6. Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения:

А) Китай, Индия, США

Б) Индия, Бразилия, Китай

В) Китай, США, Индонезия

7. Какая из перечисленных стран имеет федеративное устройство?

А) Япония Б) Китай В) Индия

8. Наибольшее количество стран мира являются:

А) республиками

Б) монархиями

9 . Какое из перечисленных государств по форме правления является республикой?

А) Швеция

Б) Франция

В) Таиланд

Г) Испания

10. Государство Таиланд расположено в…

А) Африке

Б) Азии

В) Латинской Америке

) Океании

11 . С какими из перечисленных стран граничит Россия?

А) Эстония, Азербайджан, Грузия

Б) Словакия, Литва, Грузия

В) Молдавия, Польша, Румыния

Г) Венгрия, Казахтстан, США

12 . Какая страна расположена в Северной Африке?

А) Кения Б) Танзания В) Тунис Г) Сомали

13 . В какой из перечисленных стран ВВП на душу населения наибольший?

А) Норвегия Б) Украина В) Индия Г) Нигерия

14. Какая из перечисленных стран относится к развивающимся странам?

А) ЮАР

Б) Польша

В) Индия

Г) Канада

15 . К новым индустриальным странам относится группа стран:

А) Малайзия, Сингапур, Тайвань

Б) Непал, Ангола, Бангладеш

В) Индия, Китай, Мексика

16. Установите соответствие между типом страны и страной, относящейся к данному типу

Типы стран:

1. наименее развитая

2. нефтеэкспортирующая

3. «переселенческого типа»

4. экономически развитая

Страны:

А) Австралия

Б) Сомали

В) Катар

Г) Япония

17. К странам с переходной моделью экономики относится:

А) Украина

Б) Таиланд

В) ОАЭ

Г) США

18. Выберите из предложенного списка страну с наименьшим уровнем ВВП:

А) Великобритания

Б) Дания

В) Непал

Г) Сингапур

19. Ключевой страной является:

А) Египет Б) Вьетнам В) Индия

20. В Европейский Союз НЕ входит:

А) Германия Б) Норвегия В) Италия

21. Какая из перечисленных стран является членом ОПЕК?

А) Индия Б) Болгария В) Саудовская Аравия Г) Россия

22. Какая из перечисленных стран является членом НАТО?

А) Аргентина Б) Турция В) Швеция Г) Азербайджан

23. Какой буквой на карте обозначена Мьянма?



1) А 2) В 3) С 4) D

Тест 10 класс

1 вариант

1. А

2. А

3. А

4. ВАБГ

5. АБ

6. 1-В. 2-А

7. А

8. Б

9. В

10. В

11. Б

12. А

13. В

14. Г

15. В

16. В

17. Б

18. В

19. В

20. Б

21. 1-А, 2- Б

22. Б

23. 2 (В)

2 вариант

1. ВАБГ

2. Б

3. Б

4. А

5. Б

6. А

7. В

8. А

9. Б

10. Б

11. А

12. В

13. А

14. В

15. А

16. БВАГ

17. А

18. В

19. В

20. Б

21. В

22. Б

23. 4 ( D)

Читайте также: