Независимое общественное движение «Живой Город. Квартал Шкапина-Розенштейна: бизнес-класс без излишеств? Модерн промышленной революции

Улицы Шкапина и Розенштейна. В обиходном сознании – синоним развала, разрухи, депрессии. Даже обидно за этот уголок города. Да, он не самый привлекательный! Зато многое, что происходило и происходит на двух «депрессивных» улицах, вполне может стать основой учебника медленного и часто болезненного процесса развития старого города. Учитывая экономические, культурные и архитектурные особенности Петербурга, иным этот процесс, наверное, и не может быть.

Шаг за шагом - расселили ветхие дома, уговаривая и торгуясь с каждой семьей; кое-что снесли, мучительно преодолевая протесты градозащитников; с грехом пополам и со множеством проволочек начали новое строительство; бросили; начали снова... Прошло 12 лет. Сегодня, когда некоторые объекты - административные и жилищные - уже почти построены и почти сданы, особенно ясно, что работа в медвежьем углу на Шкапина —Розенштейна находится в самой-самой начальной стадии.

Если вся история масштабного проекта реновации этой территории - учебник, то история одного конкретного здания - улица Розенштейна, 39, - важная глава этого учебника. Эта «модерновая» громадина, формой напоминающая букву «ш», была построена по проекту Мариана Лялевича. Архитектора в Петербурге известного и уважаемого. Дом Мертенса на Невском или, к примеру, кинотеатр «Паризиана» (многие годы известный как «Октябрь») - его творения. Но это в 1910 - 1914 годах. А десятью годами раньше был этот доходный дом на Лейхтенбергской улице (впоследствии - Розенштейна) вдали от парадного Петербурга, рядом с «резиновой» мануфактурой и Балтийской железной дорогой. Соответственно месту жили здесь заводские мастера, железнодорожные инженеры из средних, мелкое чиновничество и прочий разночинный люд. Обычный питерский жилой дом.

В этом качестве он благополучно «проскрипел» без капитального ремонта больше ста лет. И за весь свой век он, наверное, не испытывал столь пристального внимания к своей особе, какое испытывает последние четыре года - с момента окончания долгого расселения. Теперь судьбу дома постоянно кто-то обсуждает, осмысливает и определяет. Сносить? Реконструировать? Реставрировать? На эти вопросы пытались ответить межведомственные комиссии: и районная, и городская. Но ответа так и не придумали ни чиновники, ни инвесторы.

Светлана Штукова, чуть более месяца назад ставшая главой Адмиралтейского района, похоже, взялась за дело всерьез и решила четко расставить по своим местам все обстоятельства:

Здание не является охраняемым памятником архитектуры. Относится к рядовой исторической застройке. Думаю, снос его неизбежен. Дело в том, что оно расположено в «красных линиях», определенных комитетом по градостроительству и архитектуре под расширение дороги по улице Розенштейна. Если здание не снести, никакого расширения, а следовательно, и дальнейшего развития территории не будет...

Прогуливаясь по местности, понимаешь, что «красные линии» и в прошлом-то веке были дому не указ. Тротуар вдоль фасада намного уже, нежели вообще на улице Лейхтенбергской — Розенштейна. Похоже, молодой Мариан Лялевич старался в точности выполнить заказ и помаксимуму использовать каждый аршин хозяйской земли: от стены дома до дороги - от силы метр.

Ну мешает этот дом!

Может быть, он и мешает, но для начала его необходимо юридически признать подлежащим сносу, - отвечает Штуковой глава городского жилищного комитета Валерий Шиян. - Признавать его таковым должны мы. А мы не можем этого сделать. Стены и другие конструктивные элементы дома крепкие. Так что у нас нет технических оснований, чтобы признать дом тотально аварийным. Да и вообще сегодня верх легкомыслия - принимать решения о сносе исторических зданий. Обстановка накалена. Градозащитники настороже...

Мучительная борьба двух этих точек зрения продолжается. Пока город не примет хоть какого-нибудь решения, инвестору здесь делать нечего. А решение дается трудно.

Окна первого этажа забиты жестью. Впрочем, кое-где видны лазы. По ночам, говорят, дом оживает. Там горят костерки, греются бездомные граждане. Порой случаются пожары. Обстановка на Розенштейна вообще способствует этому образу жизни: почти безлюдно, только автомобили проносятся мимо, рядом вокзал, в грязных переулочках - грязные магазинчики. И центр здешней вселенной - круглосуточный пункт приема стеклотары. Не хочется верить, что это конец. Дом продолжает надеяться на лучшую долю. Быть может, напрасно.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

ЖК «Шкапина-Розенштейна» - современный жилой комплекс квартальной застройки в Адмиралтейском районе, строящийся на территории ограниченной ул. Шкапина, ул. Розенштейна и Обводным каналом. Строительство проекта компанией «Главстрой СПб» разбито на 4 очереди. Окончание строительства намечено на 2014 год.

Кроме жилых помещений на территории ЖК «Шкапина-Розенштейна» планируется строительство бизнес-центров класса, А или В, трехзвездочной гостиницы, торговых помещений и паркинга предварительно на 700 машиномест. Площадь застройки составляет 200 тысяч квадратных метров, в реализацию проекта инвестировано около 300 миллионов долларов. Доминантами квартала «Шкапина-Розенштейна» будут 63-метровыми семнадцатиэтажками. Такая высотность не входит в противоречие с законом - участок находится вблизи от более жестко регулируемой зоны центра, но не входит в нее.

Ранее между улицами Шкапина и Розенштейна находился квартал бывших доходных домов, построенных в начале XX века в стиле модерн. Уже в советское время они были признаны аварийными, а в 2005–2007 годах пошли под снос. В том же году данный участок по аукциону достался компании «Главстрой-СПб».

Напомним, что согласно проекту ЖК «Шкапина-Розенштейна», на территории площадью 6,1 га рядом с Обводным каналом должно быть построено 65 тыс. кв. м жилья, 35 тыс. кв. м офисных и торговых площадей, а объем инвестиций оценивается в 8 млрд рублей

ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» - один из крупнейших российских девелоперов, реализующих масштабные проекты комплексного развития городских территорий. Входит в ТОП-3 застройщиков Санкт-Петербурга по объемам ввода жилья. Признана одной из наиболее эффективных компаний Северо-Запада.

Квартал Шкапина-Розенштейна: бизнес-класс без излишеств?

Когда «Главстрой-СПб» достроит жилой комплекс в квартале Шкапина-Розенштейна и и какой будет жизнь будущих новоселов? На эти и другие вопросы БН ответил коммерческий директор компании Алексей Гусев.

– Алексей Владимирович, какие работы сейчас ведутся в квартале Шкапина-Розенштейна?

– Возведение жилья запланировано в рамках реализации первой очереди проекта. В настоящий момент закончены все основные строительные работы по двум из четырех корпусов жилого комплекса. В домах сейчас идет монтаж инженерных и отопительных систем, также на завершающем этапе обустройство подземных паркингов.

Все инженерные коммуникации в квартале мы строим за свой счет, из городского бюджета средства на них не выделяются.

– Ранее планировалось, что жилье в квартале Шкапина-Розенштейна будет построено к декабрю 2015 года. При этом Смольный издал официальное постановление о продлении соглашения с инвестором проекта лишь в июне прошлого года. Затем появилась информация, что строительство жилья может быть завершено в конце 2014 года. Когда все же сдадут ЖК и нет ли сейчас отставаний в работах?

– Мы идем в полном соответствии с графиком. Ввод жилого комплекса в эксплуатацию намечен на конец 2014 года. И пока нет никаких сомнений в этом сроке. Не исключено даже, что первая очередь может быть сдана уже в ноябре 2014 года.

– В 2010 году проект застройки квартала был представлен на Градсовете, который отправил его на доработку. Почему вы приняли решение не выносить обновленный проект на обсуждение архитекторов?

– В целом эксперты восприняли проект позитивно. Но поскольку комплекс находится в зоне исторической застройки, то у архитектурного сообщества, естественно, имелось свое видение развития этой территории. По итогам обсуждения нам рекомендовали снизить высотность зданий. Мы скорректировали проект с учетом замечаний экспертов, поэтому компании не потребовалось повторно проходить обсуждение на Градсовете. В частности, после доработки проекта высота в фасадной части комплекса составит 48 метров, а внутри квартала – 63 метра.

– Почему для многофункционального комплекса было выбрано новое название – «Панорама 360»?

– Дело в том, что наименование «квартал Шкапина-Розенштейна» многие петербуржцы не считают историческим. Названия улиц были даны в честь рабочих Путиловского завода лишь в 1923 году. До этого улица Шкапина именовалась Везенбергская, а Розенштейна – Лейхтенбергская. Это достаточно сложно для произношения. А «Панорама 360» – название, которое отражает идею проекта. С верхних этажей зданий открываются виды на весь город и Финский залив.

– Сколько квартир построят в рамках первой очереди? И какого класса?

– Всего запланировано возведение 58,5 тыс. кв. м жилья, или 1180 квартир. Первоначально мы ориентировались на строительство объектов комфорт-класса, но затем с учетом тенденций и ситуации на рынке формат был изменен. Сейчас мы представляем комплекс с учетом его местоположения – близости к метро «Балтийская» – как доступный бизнес-класс. Стоимость квадратного метра составляет в среднем около 90 тыс. руб. В проекте мы постарались предусмотреть все необходимое будущим жителям: комфортные места общего пользования, скоростные лифты, широкие лестничные холлы. А вот от излишеств, которые привели бы к удорожанию «квадрата», решили отказаться. Так, у нас не будет атриумов или зимних садов. Нет и двухэтажных квартир. Так что удивлять рынок чем-то оригинальным мы не планируем. Площади квартир составляют в среднем 55-65 кв. м. Есть небольшие студии, их примерно 18% от общего количества квартир. Впрочем, есть и помещения более 100 метров для респектабельных покупателей. Но в первую очередь наш проект ориентирован на молодую, современную часть аудитории, которой важна транспортная доступность и близость к метро.

– Как вы планируете решать проблему с обеспечением жителей комплекса местами в детских садах?

– Детский сад на 75 мест будет построен в рамках второй очереди комплекса в I квартале 2015 года.

– В комплексе запланировано 1180 квартир, а мест в детском саду – всего 75? Хватит ли всем желающим, особенно с учетом ориентации проекта на молодые семьи?

– Количество мест было рассчитано исходя из действующих на момент разработки и утверждения проекта градостроительных требований и регламентов. В шаговой доступности поблизости от квартала много уже действующих детских садов и школ. Мы считаем, что выполнили все требования, которые предъявил город, – проект прошел экспертизу и был утвержден. Что касается строительства дополнительных детсадов, то у нас пока таких планов нет.

– Кроме того, получается, что какое-то время люди будут вообще без детского сада?

– Мы так не думаем. Жилье сдадут в конце 2014 года. Затем будет осуществляться передача квартир покупателям и заселение жилого комплекса. К моменту начала активной жизни в комплексе «Панорама 360» детский сад как раз сдадут в эксплуатацию. Поэтому временного разрыва между завершением строительства жилья и дошкольного учреждения не получается.

– Сейчас на Обводном канале сложная транспортная обстановка, постоянно пробки. Обсуждали ли вы с городскими властями, как улучшить ситуацию? Не приведет ли появление МФК к транспортному коллапсу?

– В рамках другого нашего проекта – комплексного освоения территорий «Северная долина» – мы активно взаимодействуем с городскими властями в решении транспортных вопросов. В частности, синхронизируем свои планы по застройке с перспективами появления новых развязок и магистралей. Но «Панорама 360» – не столь масштабный по объемам возводимого жилья проект, как «Северная долина». И это не позволяет нам участвовать в улучшении транспортной обстановки в районе строительства нашего комплекса. Пробки в районе действительно возникают. Но сегодня городская администрация занимается реконструкцией набережных Обводного канала. Это позволит значительно разгрузить центральные районы Петербурга от легкового и транзитного грузового автотранспорта, что позитивно отразится на транспортной ситуации.

– Сколько машиномест появится в комплексе?

– Всего около 700. Половина из них – уже в рамках первой очереди. Для будущих жильцов предусмотрены как подземные паркинги, так и открытые автостоянки. Оставшиеся 350 машиномест появятся, когда сдадут третью очередь проекта. В ней запланированы объекты коммерческой инфраструктуры, гостиница и бизнес-центры, возможно, развлекательные центры.

– Сколько средств сейчас вложено «Главстроем-СПб» в реализацию проекта?

– В строительство жилья мы вложили уже 5 млрд руб. На детский сад и коммерческие объекты уйдет еще около 3 млрд руб. Таким образом, общий бюджет проекта достигает 8 млрд руб.

– Как вы оцениваете спрос на будущее жилье в квартале?

– Продажи в комплексе начались в сентябре 2013 года. За это время нами реализовано около 8 тыс. кв. м, это одна шестая часть квартир в проекте. Мы планируем реализовать все помещения в этом комплексе до конца 2014 года. И текущий объем спроса эта подтверждает. Стоимость «квадрата» за четыре месяца выросла на 10%. Мы стартовали со средней цены около 83 тыс. руб. за кв. м.

– Располагающиеся по соседству с кварталом здания находятся сейчас далеко не в лучшем состоянии. Вы не боитесь, что они могут отпугнуть потенциальных покупателей? И какова судьба прилегающих к кварталу строений?

– Окружающая застройка – историческая, в основном это стиль модерн. Она действительно находится в неприглядном состоянии. Но, насколько нам известно, большинство домов предполагается в ближайшие годы реконструировать. Например, поблизости есть территория «Красного треугольника», которая вряд ли останется промышленной зоной – скорее всего, она приобретет деловую и культурную функцию. Здесь должны расположиться офисы, галереи, выставочное пространство. Хотя определенные опасения, что дома по соседству могут произвести на клиентов не лучшее впечатление, у нас действительно были. Но динамика продаж показывает, что этот фактор не влияет на выбор покупателей.

– Планирует ли «Главстрой-СПб» приступать к реализации новых проектов в центре?

– Пока что нет. Кроме «Панорамы 360» в ближайшие годы «Главстрой-СПб» будет сосредоточен на реализации двух масштабных проектов в городе. Это уже упоминавшийся новый жилой район «Северная долина» и «Юнтолово». В течение десяти лет в рамках этих двух проектов должно быть построено около 4 млн кв. м жилья. В «Северной долине» площадь участка составляет 273 га, в «Юнтолово» – 463 га. Для примера, площадь квартала Шкапина-Розенштейна – около 4 га. Наша компания специализируется на масштабных проектах комплексного освоения территорий, а по существу земель в центре, которые бы позволяли реализовывать такие начинания, не осталось.

Читайте также: