Государственный бюджет. Формирование доходной части бюджета Составляющие доходной части государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Доходы (как поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Уплата налогов производится в определенной очередности. Сначала плательщики вносят свои поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесенных платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые взимаются. На сумму этих налогов снижается размер дохода (прибыли), с которого уплачиваются все остальные налоги.

Доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.

2. Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.


3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

Официальные трансферты (в государственном бюджете) -- это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждении государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций.

Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц). Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.

Тема 4: Бюджетная политика РФ

Бюджетная политика – это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней в бюджетной сфере, а также в налоговой, кредитной и т.д.

Она представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере формирования и исполнения бюджетов.

Бюджетная политика предполагает:

1. определение целей и задач в области бюджетов

2. Разработку механизмов мобилизации денежных ресурсов в бюджетную систему

3. Выбор направления использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов

4. управление бюджетным процессом

5. организация регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных средств

В современных условиях бюджетная политика должна обеспечивать:

Разграничение бюджетных полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Права органов власти каждого уровня самостоятельно принимать решения о направлениях и объемах использования средств своего бюджета

Бездифицитность бюджетов любого уровня путем изменения доходных источников каждого бюджета

Контроль за целевым экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на каждом уровне системы

Бюджетная политика ежегодно определяется в послании Президента РФ правительству РФ и федеральному собранию.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующем законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – региональные налоги, отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, переданные в региональные и местные бюджеты на постоянной основе в твердо фиксированной доле.

Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги, по которым федеральными законами и региональными законами устанавливаются нормативы отчисления в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год.

В зависимости от источников формирования доходы делятся на три группы:

Налоговые доходы

Неналоговые доходы. К ним относится доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности после уплаты предусмотренных налогов; доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности (штраф).

Безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К ним относится:

1. Финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций



2. Субсидии из вышестоящих бюджетов

3. Безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Субсидия – софинансирование (не полностью финансирует цель)

Субвенция – финансирование (полностью финансирует цель).


Л2
22.02.2012

Доходы федерального бюджета

Налоговые доходы.

В федеральный бюджет зачисляются следующие доходы от налогов и сборов:

– Налог на прибыль организаций (100% идет в федеральный бюджет)

– НДС (100%)

– Акциз на спирт этиловый из пищевого сырья (100%)

– Акциз на табачную продукцию (50%)

– Акциз на горюче-смазочные материалы (40 %)

– Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым из-за рубежа (100%)

– Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (100%)

– Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных ископаемых) (40%)

– Сбор за пользование водных биологических ресурсов (за исключением внутренних водных объектов) (100%).

– Водный налог (100%)

– Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам по внутренним водных объектам) (70%).

– Страховые взносы, уплачиваемые организациями из фонда оплаты труда во внебюджетные фонды (100%).

Неналоговые доходы

– Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности (100%)

– Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении органов государственной власти РФ.

– Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ-ей, остающейся после уплаты налогов и сборов в размере, устанавливаемом правительством РФ.

– Лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции (100 %).

– Таможенные пошлины и таможенные сборы (100%)

– Плата за негативное воздействие на окружающую среду (20%)

– Патентные пошлины (100 %)

– Консульские сборы (100%)

– Прибыль ЦБ РФ, остающаяся после уплаты налогов и сборов по нормативу, уставленному отдельным федеральным законом (принимается ежегодно)

Налоговые доходы субъектов РФ.

– Налог на имущество организаций (100%)

– Транспортный налог (100%)

– Налог на прибыль организации по нормативу, установленному федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

– НДФЛ (70%)

– Акциз на спиртосодержащую продукцию (50%)

– Налог на наследование и дарение (100%)

– Акциз на горюче-смазочные материалы (60%)

– Акциз на пиво (100%)

– Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (100%).

– Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) (60%)

– Единый налог, взимаемый по упрощенной расчетной системе налогообложения (90 %)

– Единый сельскохозяйственный налог (30%)

Неналоговые доходы бюджетов субъектов федераций

– Часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ после уплаты налогов и сборов в размере, установленном законом субъектов федераций.

– Поступления от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, созданных субъектами РФ.

– Плата за негативное воздействие на окружающую среду (40 %, для Москвы и Санкт-Петербурга – 80 %).

Доходы местных бюджетов

– Налоговые доходы бюджетов сельских поселений

1. Земельный налог (100 %)

2. Налог на имущество физических лиц (100%)

3. НДФЛ (10%)

4. Единый сельскохозяйственный налог (30 %)

– Налоговые доходы муниципальных районов

1. Земельный налог (100 %)

2. Налог на имущество физических лиц (100 %)

3. НДФЛ (20%)

5. Единый сельскохозяйственный налог (30 %)

6. Государственная пошлина за совершение нотариальных действий нотариусами (100%)

7. Государственная пошлина за регистрацию транспортных средств (100%)

– Налоговые доходы городских бюджетов

1. Земельный налог (100%)

2. НДФЛ (30%)

3. Налог на имущество физических лиц (100%)

4. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%)

5. Государственные пошлины (за нотариальные действия и за регистрацию транспортных средств)

1. За счет чего формируется доходная часть бюджета Российской Федерации? Приведите иллюстрации из официальных источ­ников.

Доходы федерального бюджета формируются за счет:

1) федеральных налогов, сборов и неналоговых доходов – в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации;

2) иных неналоговых доходов в соответствии с нормативами отчислений;

3) федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам).

Бюджет Российской Федерации на 2016 год.

2. Охарактеризуйте роль и значение налоговых поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней. Приведите со­ответствующие цитаты из официальных источников и примеры из средств массовой информации.

Налоги играют важнейшую роль в формировании доходной части бюджета, так выполнение ФЦП осуществляется за счет доходной части бюджета. Затраты в течении года по бюджету рассчитывается за счет доходов всех уровней бюджетной системы РФ. Но ожидание доходов за счет налогов всегда выше, чем по фактическому анализу поступлений обязательных платежей, установленных НК РФ и БК РФ. Так на Форуме «Территория смыслов на Клязьме» был заместитель руководителя Налоговой службы РФ, который сказал о том, что в течении первой половины 2015г. было скрыто около 30% доходов РФ, что свидетельствует о снижении от плана всех обязательных платежей всех уровней.

3. Почему льготы по налогообложению, имеющие стимулирующее значение, часто приводят к негативным результатам? Приве­дите соответствующие примеры из средств массовой информа­ции.

Так предприятия открывающиеся с нуля существуют в течении налогового льготного периода без всех обязательных платежей производства. В дальнейшем закрываются и начинают по новой, продолжая этот кругооборот.

4. Как Вы считаете, необходимо ли снижение налога на добав­ленную стоимость в ближайшие годы? Ответ проиллюстрируйте соответствующими цитатами из официальных источников и примерами из средств массовой информации.



Я считаю, что не нужно снижение в принципе по налоговой системе и ее более ужесточить. Сделать налогообложения прогрессивным, но оставить льготы и другие преференции в зависимости от положения в обществе (молодая семья, многодетная семья, выходец из детдома, человек с ограниченными возможностями и др.)

5. Какие пути Вы видите в оптимизации поступлений в феде­ральный бюджет платежей за пользование природными ресур­сами? Ответ проиллюстрируйте соответствующими цитатами из официальных источников и примерами из средств массовой информации.

По сути дела, пользование природными ресурсами идет на снижение и идет внедрение прогрессивного использования новых технологий на все виды энергетики, что свидетельствует, в данной ситуации, о снижении прибили в бюджет.

6. Каково Ваше мнение о роли неналоговых доходов бюджета? Ка­кие Вы видите способы увеличения неналоговых поступлений в бюджет (если Вы считаете необходимым их увеличение)? При­ведите соответствующие цитаты из официальных источников и примеры из средств массовой информации.

На данный момент неналоговые доходы бюджета не имеет эффективной роли. Так должно быть об увеличении привлекательности государственного имущества на использование в аренду или продажи его и мн. др.

7. Какие пути Вы видите в оптимизации поступлений в феде­ральный бюджет доходов от использования имущества, нахо­дящегося в государственной собственности? Ответ проиллю­стрируйте соответствующими цитатами из официальных ис­точников и примерами из средств массовой информации.

Эффективность доходов от использования данного имущества набирает оборот и возможность реализации возможностей стоит в первую очередь перед НКО и активных граждан и задача государства показать предпринимателям, что имущество государства или муниципалитета эффективно для реализации всех секторов экономики.

8. Какие функции выполняют различные уровни власти при рас­ходовании бюджетных средств? Приведите соответствующие цитаты из официальных источников и примеры из средств мас­совой информации.

Реализация ФЦП и развитие СЭР, так это показывает различные Форумы, Конгрессы, конкурсы и др. мероприятия всех уровней различного значения проведения от местного до международного.

9. Каковы современные приоритеты Российской Федерации в об­ласти бюджетных расходов? Приведите соответствующие ци­таты из официальных источников и примеры из средств массо­вой информации.

Расходы бюджета приоритетны в первую очередь для Федеральных целевых программ. В каждой программе прописаны направления политики государства. Так в программе «За качественное образование» стоят цели изменение проверки выпускников 9-х и 11-х классов, изменение структуры Высшей школы и задачи приоритетных профессий страны, отделение подпрограммы талантливой молодежи в отдельную ФЦП для молодежи.

10. Что представляют собой расходы на государственное и муни­ципальное управление?

Государственные и муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного значения.

11. В каких случаях, с Вашей точки зрения, целесообразнее пла­нировать дефицит бюджета, а в каких случаях лучше, чтобы бюджет был с профицитом? Приведите соответствующие цита­ты из официальных источников и примеры из средств массовой информации.

Вообще государство старается в кризисное время пытается делать бюджет сбалансированным, но на самом деле он дефицитный, но основные социальные программы остались на прежнем уровне. Если честно, бюджет должен быть в кризис должен быть дефицитным, стремящимся к стабилизирующему, а бюджет профицитным должен быть основным обязательным документом в хорошее экономическое время и от террористических угроз, либо быть неофициальным стратегическим документом для достижения норм всех программ государства.

12. Охарактеризуйте различные способы финансирования дефи­цита государственного бюджета Ответ проиллюстрируйте со­ответствующими примерами из средств массовой информации.

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

13. Куда должен, с Вашей точки зрения, направляться бюджетный излишек? Ответ проиллюстрируйте соответствующими цита­тами из официальных источников и примерами из средств мас­совой информации.

В развитие программ – образование, медицина, наука, молодежная политика. От этих 4 программ стоит развитие государства, основным направлением является молодежная политика и патриотическое воспитание детей и молодежи, т.к. от нас уже через 10 лет будет зависеть развитие Родины, работать будем мы во всех сторонах политики государства.

14. Какую политику в области управления государственным дол­гом Вы считаете оптимальной для Российской Федерации? От­вет проиллюстрируйте соответствующими цитатами из офици­альных источников и примерами из средств массовой инфор­мации.

Финансовая политика государства является самым оптимальным для ведения управления государственным долгом, обязательным для выполнения во внешней политики и внутренними обязательствами.

15. Проанализируйте структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, представленную в таблице и дополните данными за последние годы.

Виды доходов
Всего доходов (млрд.руб.) 1253,9 1470,7 2301,2 3448,8 4321,4 5429,9 8579,6 10625,8 13250,7 16003,4 13599,7 16031,9 20855,4 23435,1 24082,4 26766,1
Налоговые доходы (млрд.руб.) 1002,6 1298,1 1871,9 2616,2 3221,9 4942,1 6434,8 7742,7 9975,5 11866,7 15202,5 17410,8 17986,1 19661,7
Доля налоговых доходов (%) 79,9 88,3 81,3 75,8 74,5 91% 75% 72,9% 76,3% 73% 73,4% 74,1% 72,9% 74,3% 74,7% 73,5%

За данный период доходы возрастают, но есть снижение в 2009 году, это свидетельствует о последствиях мирового кризиса

16. Проведите анализ доли федерального бюджета (в %) в основных видах расходов консолидированного бюджета Российской Фе­дерации по данным таблицы, дополнив эту таблицу данными за последние годы.

Основные виды расходов
Всего расходов, в том числе 53,5
Государственное управление и местное самоуправление
Судебная власть
Международная деятельность
Национальная оборона
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
Промышленность, энергетика и строительство
Сельское хозяйство и рыболовство
Жилищно-коммунальное хозяйство
Образование
Здравоохранение и физическая культура
Социальная политика
Обслуживание государственного и муниципального долга
Финансовая помощь бюджетам других уровней
Расходы на проведение военной реформы

17. Проанализируйте динамику изменения доли налога на прибыль предприятий и организаций в доходах бюджетной системы Рос­сийской Федерации (в %), дополнив таблицу данными за по­следние годы.

Динамика изменения доли налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации

Годы Доля налога на прибыль Доля налога на прибыль
в доходах федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета
19,6 37,2
23,6 36,4
13,3 28,5
15,2 26,2
13,6 26,4
16,9 37,1
11,8 32,9
7,4 24,9

16. Проанализируйте динамику и структуру долга Российской Фе­дерации (на конец года в % к валовому внутреннему продукту), дополнив таблицу данными за последние годы.

Годы Всего Внутренний долг Внешний долг
49,5 29,7 19,8
146,4 118,6 27,8
101,9 89,7 12,1
61,3 53,7 7,6
49,1 43,2 5,9
44,8 37,9 6,9
39,6 33,3 6,3

17. Дополните таблицу данными за последние годы и определите, какие изменения произошли в сбалансированности консолидированных бюджетов

Доходы - всего:
млрд.руб. 4138,7 5427,3
в процентах к ВВП 31,4 32,3
млрд.руб. 2586,2 3426,3
в процентах к ВВП 19,6 20,4
Расходы - всего:
млрд.руб. 3964,9 4665,4
в процентах к ВВП 30,0 27,8
в том числе федерального бюджета:
млрд.руб. 2358,6 2695,6
в процентах к ВВП 17,9 16,1
Профицит (+), дефицит (-) - всего
млрд.руб. 173,8 761,9
в процентах к ВВП 1,3 4,5
в том числе федерального бюджета:
млрд.руб. 227,6 730,7
в процентах к ВВП 1,7 4,4

По своему экономическому содержанию доходы бюджета представляют финансовые отношения, возникающие между государством (органами местного самоуправления), хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета. При этом формой проявления таких финансовых отношений служат различные виды налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (в том числе межбюджетные трансферты).

При этом к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прежде всего, относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от его продажи, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. В структуру неналоговых доходов бюджетов также входят денежные взыскания (штрафы), конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям.

К безвозмездным поступлениям , зачисляемым в доходы бюджетов, относятся дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Однако доминирующее положение в структуре доходов бюджетов занимают налоговые доходы , к которым относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Согласно Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Статьей 57 Конституции РФ предписано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В НК понятия налога и сбора определены следующим образом.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В 1776 г. Адамом Смитом в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" были сформулированы четыре основополагающих принципа налогообложения:

  • 1) налоги должны быть всеобщими, т.е. к участию в их уплате должны привлекаться все физические и юридические лица, которые живут или работают в данной стране;
  • 2) налоги должны быть равномерными, т.е. распределить налоги нужно исходя из платежной способности каждого;
  • 3) нужно всегда стремиться к минимизации издержек по взиманию налогов, чтобы население как можно меньше переплачивало сверх того, что действительно остается в распоряжении государства на покрытие его расходов;
  • 4) налоги должны взиматься в наиболее удобной для плательщиков форме, т.е. при выборе места, времени и способа уплаты налогов должны быть учтены интересы плательщика.

Принципы, изложенные Адамом Смитом, отражены в основных началах законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации, изложенных в ст. 3 НК:

  • 1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
  • 2) не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
  • 3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
  • 4) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
  • 5) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК;
  • 6) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
  • 7) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Система налогов и сборов Российской Федерации представлена в табл. 6.1.

Таблица 6.1 . Система налогов и сборов Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость

Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

Налог на добычу полезных ископаемых

Государственная пошлина

Водный налог

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на игорный бизнес

Местные налоги

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

Специальные налоговые режимы

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Упрощенная система налогообложения

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Патентная система налогообложения

Как видно из приведенной таблицы, налоговая система РФ насчитывает вполне ограниченный перечень налогов и сборов, действующий на всей территории РФ и позволяющий в полной мере осуществлять их эффективное администрирование.

Современная налоговая система РФ формировалась в условиях экономического и политического кризиса после распада СССР. Законы, которые легли в основу ее построения, были приняты Верховным Советом РСФСР в конце 1991 г. и вступили в силу с 1 января 1992 г. В целом законодательная база отличалась большим количеством недоработок, наличием неоправданно широкого круга налоговых льгот и освобождений. В результате налоговая система, созданная в 1990-х гг., оказалась недостаточно эффективной с фискальной точки зрения. Ситуацию значительно усложняли массовые неплатежи и низкий уровень исполнения требований налогового законодательства. В условиях укоренившейся практики внесения многочисленных изменений в законы о налогах и сборах, что значительно повышало издержки на их исполнение, назрела острая необходимость систематизации налогового законодательства. Правительство РФ неоднократно предпринимало попытки внесения в Государственную Думу проектов НК, однако рассмотрение данного документа затягивалось. Важным шагом стало принятие в 1998 г. и вступление в действие с 1 января 1999 г. части первой НК, установившей единую систему основных понятий и определений, необходимых для нормального функционирования налоговой системы, которая также четко определила права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов и установила ответственность за нарушение налогового законодательства.

В ходе проведенной налоговой реформы были отменены налоги на пользователей автомобильных дорог, приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, налог с продаж, сбор на нужды образовательных учреждений и некоторые другие. В едином транспортном налоге были объединены существовавшие ранее налог на отдельные виды транспортных средств и налог на владельцев автотранспортных средств.

Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001– 2005 гг. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений. К 2007 г. Минфином России в основном было завершено формирование основ российской налоговой системы.

Основы налоговой системы РФ, действующие в настоящее время, были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Ставки практически всех налогов в России в настоящее время представляются довольно разумными. Вместе с тем очевидно, что налоговая система должна будет совершенствоваться как с позиций упрощения процедуры уплаты налогов со стороны налогоплательщиков, так и с позиций повышения эффективности функционирования всей системы налогового администрирования.

Дальнейшие направления реформирования налоговой системы определяются налоговой политикой Российской Федерации. Так, в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013–2015 годах указано, что налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Правительством РФ также одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства.

При практической реализации этого документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической функции налоговой политики. Так, налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Развитие налоговой системы должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 г. После принятия в 2012 г. Федеральным Собранием РФ изменений в налоговое законодательство РФ, касающихся налоговых ставок, предлагается больше не корректировать ставки по основным налогам.

Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.

Правительство РФ должно принять конкретные меры противодействия уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в результате осуществления этих налоговых мер налоговых доходов могут быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

В целях сокращения неоправданных административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.

Также в части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  • 1) поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
  • 2) совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;
  • 3) совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
  • 4) развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  • 1) налогообложение природных ресурсов;
  • 2) акцизное налогообложение;
  • 3) введение налога на недвижимость;
  • 4) сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;
  • 5) совершенствование налога на прибыль организаций;
  • 6) совершенствование налогового администрирования;
  • 7) противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • 8) страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Проводимая государством работа уже дала свой результат: в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса-2013" (Doing Business 2013), опубликованном в октябре 2012 г., Российская Федерация за год улучшила свое положение по части простоты уплаты налогов – по этому показателю Россия поднялась со 105-го на 64-е место.

Принципы формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ не нашли должного отражения в БК. Вместе с тем указанные принципы были определены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584.

Разграничение налогов (налоговых полномочий) и доходных источников между органами власти разных уровней должно базироваться на следующих принципах:

  • – стабильность разделения доходов между уровнями бюджетной системы на основе единых принципов и подходов, обеспечивающего заинтересованность органов власти субъектов и местного самоуправления в формировании благоприятных условий для экономического развития и наращивания налогового потенциала соответствующих территорий;
  • – собственные доходы бюджетов каждого уровня должны быть основным ресурсом для эффективной реализации закрепленных за ними расходных полномочий, включая выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
  • – налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления не должны ограничивать перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в другие регионы и муниципальные образования;
  • – разграничение налоговых полномочий и доходных источников должно в основном ориентироваться на вертикальное (между уровнями бюджетной системы), а не горизонтальное (между регионами и муниципальными образованиями) бюджетное выравнивание;
  • – каждому муниципальному образованию должен быть гарантирован минимальный норматив (в зависимости от типа или уровня муниципального образования) отчислений от налогов, поступления от которых подлежат в соответствии с федеральным законодательством разделению между региональными и местными бюджетами соответствующего уровня.

При разделении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней должны учитываться следующие критерии:

  • 1) стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его регулированию;
  • 2) экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и доходные источники, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти;
  • 3) территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);
  • 4) равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);
  • 5) социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть в основном закреплены за федеральным уровнем власти;
  • 6) бюджетная ответственность: сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, финансирующий соответствующие услуги.

В составе доходов бюджетов также выделяются собственные доходы бюджетов , к которым относятся:

  • – налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
  • – неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • – доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Собственные доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет:

  • – доходов от региональных налогов и сборов;
  • – доходов от федеральных налогов и сборов;
  • – безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета и других безвозмездных перечислений;
  • – доходов от использования имущества субъекта РФ;
  • – части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта РФ, и доходов от оказания казенными учреждениями субъекта РФ платных услуг;
  • – штрафов и иных поступлений в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Состав собственных доходов бюджета субъекта РФ может быть изменен в соответствии с федеральным законом только в случае изменения полномочий органов государственной власти субъекта РФ и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

В бюджет субъекта РФ также зачисляются субвенции из федерального бюджета на осуществление делегированных (переданных) полномочий.

Перечень региональных налогов и сборов и полномочия органов государственной власти субъекта РФ по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • – средства самообложения граждан;
  • – доходы от местных налогов и сборов;
  • – доходы от региональных налогов и сборов;
  • – доходы от федеральных налогов и сборов;
  • – безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты и другие безвозмездные поступления;
  • – доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • – часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  • – штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • – добровольные пожертвования;
  • – иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

В доходы местных бюджетов также зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

К вопросам местного значения муниципального образования относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов соответствующего муниципального образования (муниципального района, городского округа, поселения).

Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений.

В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходную часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

· налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

· налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

· налоги на совокупный доход;

· налоги на имущество;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

· доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

· доходы от реализации государственных запасов;

· доходы от продажи земли и нематериальных активов;

· поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

· административные платежи и сборы;

· штрафные санкции, возмещение ущерба;

· доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуальный подходный налог. При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.

Существенную фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины - государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.

Читайте также: