Денежно кредитная рестрикция. Кредитная экспансия и кредитная рестрикция: отечественный опыт денежно-кредитного регулирования

Политика «дорогих денег» применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты, используемые ЦБ при кредитной рестрикции:

Реализация ценных бумаг (идет процесс изъятия денег из обращения);

Параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

В итоге:

Предложение денег уменьшается;

Ставки процента коммерческих банков возрастают;

Сокращается объем инвестиций предприятий;

Уменьшается рост цен.

Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

1. скорость принятия решений ЦБ (как правило решение об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

2. степень изоляции руководителей ЦБ от давления групп-лобби. Лобби – политическая группа людей.

Основные цели ДКП:

Увеличение реального ВВП

Снижение уровня безработицы

Стабилизация цен

Достижение устойчивости платежного баланса.

Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но, с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации. (с 18.12.2017 г. ставка рефинансирования на уровне – 7,75%. Однако ставки по кредитам в других банках могут быть меньше где есть государственная поддержка. Например, Кошелев банк, 5% ставка под конкретный проект)

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля.

Согласно статьи 34.1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: «Основной целью ДКП является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты (банки, налоговые службы и т.д.) денежно-кредитной политики воздействуют на объекты (налоговая ставка, ставки по кредитам и т.д.) для достижения поставленных целей. Современную систему методов денежно-кредитной политики можно классифицировать по различным признакам.



1. В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы - это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам (вклад в банке) являются примерами мер контроля в области процентных ставок. Введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов – это прямой (административный) метод.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги (интервалы) денежно-кредитной политики сокращаются.

Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг.Последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов,однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Установление официальной учетной ставки – это косвенный метод.



2.В зависимости от связи спроса и предложения с поставленными целями ДКП различают:

1. Методы регулирования денежного предложения. Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны:

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Денежная масса – совокупность наличных денег в обращении и остатков безналичных на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

2. Методы регулирования денежного спроса. Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как

2.1.средство обращения (например, спрос на деньги для совершения сделок)

2.2.спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как на активы – это спрос на ликвидные активы, которые люди желают иметь в определенный момент времени на данном уровне дохода.

Спрос на деньги как на запасную стоимость – это запас ценности как средство сохранения стоимости.

Спекулятивный спрос – это спрос на деньги, основанный на убежденности спекулянтов в том, что процентные ставки будут расти, что повлечет за собой падение цен на облигации. Следовательно, окажется разумным придержать деньги дожидаясь этого падения и лишь потом инвестировать.

2.1. Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен - тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.

2.2. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной процентной ставки (обратно пропорционально). Также надо отметить, что при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки (часть денег съедает инфляция) по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг (т.к. предусмотрен рост денежной массы за счет процентов).

Номинальная процентная ставка - это процентная ставка по ценной бумаге с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости (а не от рыночной).

Номинальный ВВП – ВВП, рассчитанный в текущих ценах.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают кредитная экспансия и кредитная рестрикция.

Кредитная экспансия (англ. credit expansion), или политика дешевых денег (англ. easy money policy) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии.

Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы.

Инструменты кредитной экспансии :

Приобретение ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков;

Понижение резервной нормы;

Понижение учетной ставки процента (или ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:

1. росту денежного предложения;

2. падению процентных ставок коммерческих банков;

3. росту инвестиционных расходов предприятий;

4. увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

Сокращение спроса на национальную валюту за границей;

Обесценение национальной валюты;

Увеличение чистого экспорта.

Кредитная рестрикция (англ. credit restriction), или политика дорогих денег (англ. tight money policy) – ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты , реализуемые Центральным Банком при реализации кредитной рестрикции :

1. реализация ценных бумаг;

2. параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

1. предложение денег сокращается;

2. ставки процента коммерческих банков возрастают;

3. сокращается объем инвестиций предприятий;

4. уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к:

1. росту спроса на национальную валюту за границей;

2. увеличению стоимости национальной валюты;

3. сокращению чистого экспорта.

Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

Скорость принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

Степень изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:

Увеличение реального ВВП;

Снижение уровня безработицы;

Стабилизацию цен;

Достижение устойчивости платежного баланса.

Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежное обращение регулируется ЦБ в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Основные инструменты денежно- кредитной политики ЦБ РФ.

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка ЦБ и некоторые неэкономические меры.

Официальная учетная ставка- это проценты по ссудам, используемые ЦБ при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно- денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно- денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно- денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

При регулировании общей массы денег в обращении ЦБ РФ выполняет следующие функции:

  • - операции на открытом рынке,
  • - рефинансирование банков;
  • - валютное регулирование;
  • - управление наличной денежной массой;
  • - резервирование денег коммерческих банков путем депонирования в ЦБ РФ.

Операции на открытом рынке - это купля- продажа ЦБ ценных государственных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг выступает Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета. В результате увеличиваются кредитные возможности банков, они начинают выдавать ссуды, которые в форме реальных безналичных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если ЦБ продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Рефинансирование коммерческих банков

Под рефинансированием банков понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам путем проведения кредитных аукционов, предоставление ломбардного кредита и переучетного кредита.

Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Ломбардный кредит - форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. В отличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью, ломбардные операции являются ссудами под залог движимого имущества. Предметом залога выступают надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя. ЦБ РФ устанавливает в целом по стране и для каждого Главного территориального управления (национального банка) лимит ломбардного кредита.

Валютное регулирование . Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения- скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Денежно- кредитная политика ЦБ РФ - составная часть государственного регулирования экономики; это совокупность мероприятий денежной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель- регулирование экономики путем влияния на состояние денежного обращения и кредита. ЦБ при проведении денежно- кредитной политики использует комплекс инструментов, которые можно классифицировать:

  • - по форме воздействия: на прямые и косвенные;
  • - по объектам воздействия: на предложения денег и на спрос на деньги;
  • - по характеру регулируемых параметров: на количественные и качественные.

Все эти методы используются в единой системе и, в свою очередь, делятся на две группы:

  • - общие - влияющие на рынок ссудных капиталов в целом;
  • - селективные (выборочные) - предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

К общим методам относятся: учетная политика, или политика регулирования процентных ставок ЦБ; операции на открытом рынке, или купля- продажа государственных ценных бумаг; изменение норм обязательных резервов банков.

К селективным методам относятся: установление количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям; создание специальных специализированных финансово- кредитных учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в ЦБ; распространение различного вида льгот на кредитные учреждения, предоставляющие кредиты приоритетным сферам экономики.

Политика количественных кредитных ограничений - метод кредитного регулирования - количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов он является прямым способом воздействия на деятельность банков. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия - заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты своим постоянным клиентам, а мелкие и средние фирмы, как правило, становятся жертвами данной политики. Добиваясь при помощи данной политики сдерживания денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.

Политика «дешевых денег»:

  • 1) ЦБ должен совершить покупку ценных бумаг у населения и коммерческих банков;
  • 2) необходимо провести понижение учетной ставки;
  • 3) нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы.

В результате проведенных мер увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, т.к. они - основа увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования. Предложение денег в стране возрастает. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение чистого национального продукта. Задача: сделать кредит дешевым и доступным, чтобы увеличился объем совокупных расходов и занятость.

Политика «дорогих денег» . В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, порождает инфляционные процессы, ЦБ должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков следующим образом:

  • 1) ЦБ должен продавать государственные облигации на открытом рынке, чтобы урезать резервы коммерческих банков;
  • 2) поднятие учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у ЦБ. В результате банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, т.е. текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Чтобы выполнить требования резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд после того, как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, изменяя расходы и ограничивая инфляцию.

Денежно-кредитное регулирование основывается либо на политике кредитной экспансии, либо на политике кредитной рестрикции. Если государство проводит политику экспансии, то происходит увеличение объемов денежной массы, кредитов, снижение нормы ссудного процента и в результате ожидается повышение деловой активности в экономике, что означает увеличение объемов производства, инвестиций в производство, но возможно ухудшение денежного обращения.

Наоборот, рестрикция приводит к улучшению денежного обращения и уменьшению объема производства.

Основными методами денежно-кредитного регулирования являются:

· Учетная политика, осуществляемая центральным банком.

· Операции на открытом рынке.

· Регулирование норм обязательных резервов.

Учетная политика осуществляется в ходе изменения уровня процентной ставки, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (это ставка рефинансирования). В условиях предкризисного подъема центральный банк повышает уровень учетного процента и таким образом вынуждает коммерческие банки повысить плату за свои ссуды – это кредитная рестрикция. В результате сокращается объем кредитов, предоставляемых экономике, так как кредит становится дорогим, и спрос на него падает. Таким образом сдерживается кризис перепроизводства.

В условия кризиса центральный банк понижает уровень ссудного процента, что стимулирует предложение кредитов хозяйству и приводит к увеличению денежной массы – это кредитная экспансия.

Операции на открытом рынке означают, что центральный банк осуществляет куплю-продажу ценных бумаг. Для сокращения объемов производства, объемов кредитных вложений и денежной массы центральный банк осуществляет продажу ценных бумаг коммерческим банкам – это кредитная рестрикция .

Для оживления экономики центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, что означает увеличения ресурсов коммерческих банков для кредитных вложений в экономику. Все это сопровождается увеличением денежной массы – это кредитная экспансия .

При продаже ценных бумаг центральный банк устанавливает такой уровень процента по ценным бумагам, который обеспечивает коммерческим банкам более высокий доход, чем ссудные операции. Наоборот, осуществляя покупку ценных бумаг центральный банк снижает уровень процента по ценным бумагам, что делает невыгодным наличие этих ценных бумаг в активах коммерческих банков.

Регулирование норм обязательных резервов предполагает, что коммерческие банки обязаны часть своих ресурсов хранить на резервных счетах в центральном банке. Объем резервирования регулируется государственным законодательством. Так, в РФ по закону «О центральном банке» эта норма ограничена 20%, в США – 5%, в других странах до 10%. Резервирование производится от привлеченных ресурсов в виде депозитов. Регулирование норм обязательных резервов является эффективным, но не рыночным методом, это – административный метод. Увеличение норм обязательных резервов ведет к прямому сокращению ресурсов банка для кредитных вложений, что ведет к сокращению объемов кредитов и сокращению денежной массы, что соответствует политике рестрикции . Наоборот, сокращение норм обязательных резервов высвобождает ресурсы коммерческих банков для кредитования, что соответствует политике экспансии .


В период кризиса государство применяет такой инструмент как валютные интервенции. Этот метод представляет собой участие центрального банка в операциях по купле-продаже иностранной валюты с целью поддержания валютного курса национальной валюты. Если курс национальной валюты падает, то центральный банк продает иностранную валюту, тем самым сокращая золотовалютные резервы государства – это крайне дорогой метод и применяется в исключительных случаях.

Кредит и его основные формы

1. Происхождение и сущность кредита, ростовщический и коммерческий кредиты

2. Ссудный капитал и источники его формирования

3. Ссудный процент

4. Отличие ссуды денег от ссуды капитала

5. Банковский кредит

6. Государственный кредит

7. Потребительский кредит

8. Международный кредит

В период с 1991 года по начало 1995 года Центральный банк Российской Федерации проводил политику кредитной рестрикции. Ставка рефинансирования была увеличена с 20 % по состоянию на 1.01.91 года до 210 % по состоянию на 15.10.93 года. В период с 29.04.94 года по 24.08.94 года осуществлялось плавное снижение ставки – до 130 %, - однако уже с 12.10.94 года Банк России вновь повышает ее до 170 %, а вскоре до 180 % и 200 % годовых (по состоянию на 17.11.94 и на 6.01.95 года соответственно). В указанный период (1991 – начало 1995 года) Банк России увеличивал норматив обязательных резервов. Так, по состоянию на 1.06.91 года норматив обязательных резервов составлял 2 %. Постепенно повышая указанный норматив, Банк России с 1.02.95 года вводит дифференциацию норм обязательных резервов в зависимости от сроков и валюты обязательств коммерческих банков: по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней – 22 %, по срочным обязательствам банков от 30 дней до 90 дней – 15 %, по срочным обязательствам свыше 90 дней – 10 %, по текущим счетам в иностранной валюте – 2 %.
В результате указанных жестких мероприятий главного банка по денежно-кредитному регулированию экономики были достигнуты следующие результаты:

Таблица 1.4.1

в течение 1991 – 1995 годов

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о значительном превышении ежегодного значения показателя индекса потребительских цен над соответствующим значением показателя прироста денежной массы, что свидетельствует о проведении денежно-кредитной политики, направленной на сжатие объема денежной массы. Мероприятия по денежно-кредитному регулированию, осуществляемые с целью сдерживания инфляции, поставленную перед ними цель реализовали, о чем свидетельствует динамика индекса потребительских цен.
С весны 1995 года Центральный Банк Российской Федерации реализует политику кредитной экспансии. Ставка рефинансирования была снижена со 195 % по состоянию на 16.05.95 года до 21 % по состоянию на 6.10.97 года. В этот же период изменяются нормативы обязательных резервов, о чем свидетельствуют данные таблицы: Таблица 1.4.2
Изменение нормативов обязательных резервов с 1.05.95 до 1.05.97 г.


Дата изменения

Резервные требования в зависимости от сроков обязательств коммерческих банков, %

норматива обязательных резервов

До востребования и до 30 дней

30-90 дней

Свыше 90 дней

По текущим счетам в иностранной валюте

1.05.95

20

14

10

1,5

1.05.96

18

14

10

1,25

1.06.96

20

16

12

2,5

1.08.96

18

14

10

5

1.11.96

16

13

10

5

1.05.97

14

11

8

6


Как свидетельствуют данные таблицы, нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в рублях в анализируемом периоде несколько снижаются, но по счетам в иностранной валюте значительно – в 4 раза – повышаются.
В результате реализации указанных мероприятий были достигнуты следующие показатели:

Таблица 1.4.3
Динамика индекса потребительских цен и темпы ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2 в течение 1996 – 1997 годов

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод об изменении соотношения динамики индекса потребительских цен и темпов прироста денежной массы по агрегату М2: темпы прироста денежной массы превышали темпы инфляции по анализируемому показателю. В целом в течение 1996-1997 годов продолжается положительная тенденция снижения темпов инфляции. Ситуация изменяется в 1998 году в результате августовского кризиса. Стараясь предотвратить кризис, Банк России, как орган денежно-кредитного регулирования, повышает ставку рефинансирования. Первоначально ставка увеличена до 28 % по состоянию на 11.11.97 года, затем до 42 % по состоянию на 2.02.98 года, после чего происходит хаотичное изменение ставки рефинансирования: в период с 11.07.97 года по 1.08.98 года ставка изменяется 10 раз, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. В этот же период увеличиваются резервные требования по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте: до 9 % по состоянию на 11.11.97 года и до 11 % по состоянию на 1.02.98 года. Несмотря на предпринятые меры, кризис предотвратить не удалось. Для снижения отрицательного влияния последствий кризиса 24.08.98 года Банк России вводит единый норматив по привлеченным кредитными организациями средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10 %. Для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7 %, после чего уже через неделю – 1.09.98 года – резервные требования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет 40 % и более, снижается до 5 %; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги в работающих активах составляет 20-40 %, резервные требования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте установлены в размере 7,5 %.
Несмотря на реализацию указанных мер, Банку России не удалось предотвратить инфляционного скачка, при этом индекс потребительских цен за 1998 год составил 84,4 %, темпы прироста денежной массы по агрегату М2 – 20,9 %.
В посткризисный период Банк России продолжает реализовывать политику кредитной экспансии, постепенно снижая ставку рефинансирования. Однако при этом главный банк страны повышает резервные требования, вследствие чего одновременно действуют два инструмента денежно-кредитного регулирования различной направленности, что привело к следующим результатам: Таблица 1.4.4.
Динамика индекса потребительских цен и темпы
ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2
в течение 1999 – 10 месяцев 2001 года

Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы: темпы прироста денежной массы превышают темпы инфляции по индексу потребительских цен. При значительном увеличении денежной массы (на 55,6 % за 1999 год и на 62,5 % за 2000 год) цены на потребительские товары увеличились на 36,5 % и 20,2 % соответственно. Положительная динамика снижения темпов инфляции отмечается и в 2001 году. Следовательно, произошедшее увеличение совокупного объема денежной массы не привело к развитию инфляционных процессов, в чем также проявляется регулирующая роль главного банка страны.

Читайте также: