Презентация на тему предпосылки возникновения институционализма. Презентация по истории экономических учений классический институционализм выполнили

«Создание учебного центра» - Учебный центр как основа формирования квалифицированного кадрового резерва и сохранения интеллектуальной и научной собственности компании Подготовил(а) Ларчина А.А. Увеличение производительности труда уменьшение срока разработки и ввода новых продуктов повышение качества продукции сохранение интеллектуальной и научной собственности компании.

«Экономическая история» - Автор книги "Общая теория занятости, процента и денег" (1936). С середины 1870-х гг. до 1936 г. Акцент на изучение полезности и поведения потребителя. С начала 1990-х гг. по настоящее время. Классическая школа. 9. Российская экономическая мысль. Институционализм. Акцент на анализ экономики страны в целом.

«Учитель экономики» - Эффективность учебного процесса мотивация информационное взаимодействие интерактивный диалог конкурентоспособность и привлекательность учебы рациональное использование рабочего времени учителя. Цель методической системы. Подключен к локальной компьютерной сети с возможностью выхода в internet. Результаты внеурочной деятельности по математике и экономике.

«Экономический анализ» - Модель Леонтьева. Область применения целочисленных ЗЛП. Показывает, сколько необходимо единиц продукции отрасли для производства единицы продукции отрасли, если учитывать только прямые затраты. Предполагается, что трудовые затраты выражены в единицах труда одинаковой степени сложности. Применение транспортных моделей к решению некоторых экономических задач.

«Кафедра Автоматизация производства» - Учебная лаборатория «Основы электроники». Приглашаем к нам учиться и работать, получать современные знания и умения. Может «понимать» команды, подаваемые с джостика мобильного телефона. Кафедра «Автоматизация технологических процессов и производств». Учебная лаборатория «Основы робототехники». Автоматизация производства.

«История экономических учений» - Гэлбрейт, Хейлбронер, Г. Мюрдаль Ч. Пирс Дж. Выполнила студентка НГУЭиУ 2 курса гр.7043 Курт Юлия. Дж.Гобсон, Т. Веблен, Коммонс, У. Митчелл, Р Эли, Дж. Реформирование капитализма. Общая характеристика институционального направления. Понятие «институциональная политическая экономия» было введено в 1916 американским экономистом У. Хамильтоном.

Всего в теме 13 презентаций

1. Принцип методологического коллективизма или Институциональный детерминизм .

2. Допущение о стереотипах мышления и привычках как основном двигателе экономического поведения .

3. Принцип кумулятивной причинности .

4. Сведение основной задачи экономической науки к «пониманию» функционирования хозяйства, а не к прогнозу и предсказанию.

5. Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.

Институционализм ХХ вв.

Создание системы предпосылок,

отличной от неоклассической (новый неоинституционализм )

1930-е гг. – Рональд Коуз «Теория фирмы»

1950-60-е гг. Армен Алчиан, Гарольд Демсец: Теория прав собственности

1970-е гг. – Оливер Уильямсон «Механизмы управления», Акерлоф и Спенс

1980-ее гг. – Дуглас Норм «Институты и функционирование экономики»

1970-90 гг. – Роджер Майерсон, Пол Милгром и др.: Теория механизмов

2000-е гг. – Асемоглу, Таббелини, Родрик и др. – эмпирическая оценка институтов

Новый институционализм 1930-1940-е гг.

Фирма, рынок и право

Нобелевский лауреат 1991 г.

«за открытие и прояснение значения стоимости сделок и права собственности для институциональной структуры и функционирования экономики».

Рональд Коуз (род. 1910)

Новый институционализм 1970-1980-е гг.

Оливер Итон Уильямсон (род. 1932)

Неоинституционализм 1980-е гг.

Институты,

институциональные изменения и функционирование экономики

1993 г. Нобелевская премия совместно с Робертом Фогелем "за обновление методологии экономической истории путем применения экономической теории и количественных методов для объяснения экономических и институциональных перемен"

Дуглас Сесил Норт

Основные допущения неоинституционализма

1. Принцип ограниченной рациональности

2. Оппортунизм как характеристика экономического поведения.

3. Допущение о неполноте спецификации и защиты прав собственности.

4. Подчеркивание значения трансакционных издержек.

5. Выведение роли нерыночных институтов из неполноты спецификации и защиты прав собственности и из существования положительных трансакционных издержек.

Ограниченная рациональность: характеристика поведения человека в условиях структурной неопределенности, предполагающая его неспособность предвидеть все возможные случайности и рассчитать оптимальную линию поведения.

Ограниченная рациональность –

следствие ограниченности познавательных способностей индивидов.

Оппортунистическое поведение – поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали (связанное с использованием обмана, хитрости и коварства).

Ограниченность познавательных Ограниченная Оппортунизм способностей рациональность

Понятие «институт»

Институт - это любой механизм, обеспечивающий координацию и/или эффективную мотивацию экономического поведения .

Координация - состыковка планов.

Мотивация - состыковка стимулов .

Механизм координации - это то, что направляет экономическое поведение, т. е. помогает принять решение в отношении фундаментальных экономических вопросов, таких как что, как и для кого производить.

Необходимость такого механизма возникает в любой экономике, основанной на

общественном разделении труда.

Институты - это то, что определяет

размещение ресурсов.

Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты.

Мотивационная функция институтов – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях.

Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами.

Презентация на тему: Общая характеристика институционального направления










1 из 9

Презентация на тему: Общая характеристика институционального направления

№ слайда 1

№ слайда 2

Описание слайда:

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ направление современной экономической мысли, Возникшее на рубеже 19-20 веков, противопоставляющее себя неоклассической школе как с точки зрения предмета анализа, так и его методологии.Понятие «институциональная политическая экономия» было введено в 1916 американским экономистом У. Хамильтоном Понятие «институт» включает различного рода организации (корпорации, торгово-промышленные ассоциации, профсоюзы, союзы потребителей, государство и его подразделения), но и правовые нормы, обычаи поведения, стереотипы поведения и мышления.

№ слайда 3

Описание слайда:

У.Митчелл подчёркивал ошибочность принятия классической школой жёсткой поведенческой модели человека, преследующего свой рационально просчитанныйИнтерес, и писал, что «человек, который изучает забастовки и локауты, перемен-чивую фортуну деловых комбинаций, современные методы преодоления «потре-бительской инерции», или бумы и депрессии, не подтверждает впечатлений обЭкономической рациональности. Уже в 20-е годы выдвигавший идеи государст-Венного вмешательства -банковской реформы, использования государственныхРасходов в качестве балансира, создания системы страхования от безработицы, -Активно участвовал в правительственных мероприятиях по восстановлению Экономики.Описывая иррациональные институты денежной экономики, Митчелл всё же Считал её лучшей из экономических систем

№ слайда 4

Описание слайда:

Целью институционалистов было создание политической экономии, или социально-экономической теории - в противовес экономической теории («экономикс»); разработка эволюционной теории - в противовес теории равновесия.В развитие институционализма внесли свой вклад такие крупные теоретики первой половины 20 века.Дж.Гобсон, Т. Веблен, Коммонс, У. Митчелл, Р Эли,Дж. М. Кларк, Дж. Гэлбрейт, Хейлбронер, Г. Мюрдаль Ч. Пирс Дж. Дьюи

№ слайда 5

Описание слайда:

Т.Веблен рассматривал экономические институты и разделял их на финансовые и производственные. Отношение праздного класса к экономическому процессу является «денежным отношением – стяжательства, а не производства. институт праздного класса задерживает развитие общества в силу трёх основных причин: инерции, свойственной самому классу; примером демонстративного расточительства; системой неравного распределения благосостояния и средств к существованию. Крупная работа Веблена «Инстинкт мастерства и состояние промышленных умений», в которой эволюция «поиска эффективных жизненных средств» и производственных навыков происходит в «кумулятивной последовательности приспособления» под воздействием присущих человеку «инстинктов» это не стихийные факторы поведения, формирующиеся в определённом культурном контексте. В книге «Абсентеистская собственность»Веблен подчеркнул процесс расширения собственности на осязаемые финансовые титулы богатства, отделенной от реального участия в производстве материальных благ

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Теория социального контроля над экономикойДля институционализма характерна нацеленность на выработку теории социального контроля над экономикой и подчинение ее общественным интересам. Для этого предлагается ограничить приток ресурсов в отрасли, получившие чрезмерное развитие (военно-промышленный комплекс); изменить приоритеты в расходовании государственных средств в пользу социальных; регулировать (с помощью налогов и штрафов) те виды производства и потребления, которые порождают отрицательные внешние эффекты. При этом государственная власть выступает, во-первых, как центр, способный выражать интересы общества в целом; во-вторых, - как сила, активно воздействующая на ход исторического развития.

№ слайда 8

Описание слайда:

Реформирование капитализма. Рост качества жизниЗначительное место в работах представителей этого направления занимает проблема трансформации капиталистического общества под влиянием технических и технологических сдвигов в посткапиталистическое - индустриальное, а затем и в постиндустриальное общество. В некоторых их работах (не без влияния Й. Шумпетера) говорится о превращении посткапиталистического общества в социализированную систему, где вместо частно-предпринимательского духа новаторства господствует осторожность корпоративизма, а многие общественные функции отданы государственной бюрократии. Выявляя противоречивый характер подобной трансформации, углубление разрыва между возможностями технического прогресса и ухудшением экономических условий существования общества, институционалисты подчеркивают особую важность государственного контроля за этим процессом. Идея спонтанного общественного прогресса, по их мнению, - опасная иллюзия. Поэтому многие институционалисты изначально выступали и выступают с идеями реформирования капитализма и даже с элементами планирования.

№ слайда 9

Описание слайда:

Список литературы 1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник – М.: Экономист, 2005. 2. Всемирная история экономической мысли. – М.: Мысль, 1997. Т.1. 3. Гусейнов Р.А Экономическая история. История экономических учений: Учебник. – М.: Омега – Л, 2006.4. История экономических учений /Под ред. Г.А. Шмарловской. – Минск: ООО «Новое знание», 2005.5. Князев Ю. О научных экономических школах // Общество и экономика. – 2003. - №12 6.В.Автономова,О.Ананьина История экономических учений:Учебник – ИНФРА-М,2000

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Дисциплина: Государственное регулирование экономики Тема: Институционализм как один из предшественников теорий государственного регулирования экономики Выполнила: студентка ЗФ группы 513-111-5-1 Вегерина С.М. Г. Челябинск 2017 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ)

2 слайд

Описание слайда:

Параллельно с экономико-математическим подходом в экономической науке формировался институциональный подход к проблемам государственного вмешательства в экономические процессы. Отличительной чертой данного подхода является то, что наибольшее внимание отводится разработке не только механизмов саморегулирования, но и государственного контроля над экономикой.

3 слайд

Описание слайда:

Само понятие «институционализм» (от греч. institutio – обычай, наставление, указание) впервые употребил в 1918 году американский экономист Уолтон Гамильтон, определивший категорию «институт» как «вербальный символ, который описывает пучок социальных обычаев. Он означает способ мышления или действия, с достаточной распространенностью и прочностью, запечатленный в привычках групп или обычаях народа. В обычной речи это другое слово для «процедуры», «общего согласия» или «договоренности»; на книжном языке нравы, народные обычаи, равно как денежная экономика, классическое образование, фундаментализм и демократия являются «институтами»

4 слайд

Описание слайда:

Современный институционализм возник, имея своих предшественников. В конце XIX – начале ХХ века, как известно, произошла обвальная централизация банковского капитала. Резко активизировались монополистические тенденции в развитии капитала. Интересам «среднего класса» был нанесен значительный ущерб.

5 слайд

Описание слайда:

Ученые-экономисты США 20-30-х гг. ХХ в. активизировали анализ этих тенденций в экономике. Их теории положили начало совершенно нового направления в вопросе государственного регулирования экономики – институционализма. Институционализм в изучении вопросов государственного регулирования экономики использует методологию холизма (в отличие от методологии индивидуализма, неоклассической теории, которая объясняет институты через поведение и интересы отдельных индивидов: именно индивид становится опорой в анализе институтов, характеристики государства выводятся из интересов его граждан), в которой исходным пунктом анализа становятся не индивиды, а институты.

6 слайд

Описание слайда:

Другими словами, поведение, интересы индивидов объясняются через характеристики институтов, предопределяющие их взаимодействие. Причем, институты – первичны, индивиды – вторичны. Институты (совокупность социально-экономических факторов с учетом социального контроля государства над экономикой) задают рамки всему ходу последующего развития. Так, Т. Веблен (1857 – 1929) в «Теории праздного класса» (1899) высказывает идею «нового порядка», в рамках которого государство способствует росту научно-технического прогресса. Позднее У. Митчелл (1874 – 1948) добавит положения о проведении государством банковской реформы, использовании государственных расходов в качестве балансира, о создании системы страхования от безработицы.

7 слайд

Описание слайда:

Институционализм в анализе государственного регулирования использует также методологию «дихотомии»: вебленовская дихотомия «индустрии и бизнеса», ибо подчинение индустрии целям возрастания денежного богатства деформирует систему, вызывая кризисы. Государство устанавливает новый порядок, при котором управление промышленностью осуществляется не финансовой олигархией, а «советом техников». У У. Митчелла идея дихотомии проявляется в разрыве между динамикой промышленного производства и динамикой цен с учетом противоречивых мотивов в поведении людей. То же самое наблюдается в двухсекторной экономике Дж. Гэлбрейта в виде множества мелких фирм, формирующих рыночную систему, и малым числом крупнейших фирм, формирующих «планирующую систему», оптимальный размер которых определяется эффектом масштаба производства.

8 слайд

Описание слайда:

Как и другие институты, государство более четко начинает представлять собой результат разделения труда, являя институционализацию функции своего управления в трех направлениях: на стороне мелких фирм, на стороне зрелых корпораций и одновременно поддерживает баланс интересов всех социальных групп, целостность национальной экономики в целом. Тем самым, стороны дихотомии, укрепляясь функционально, становятся фактором экономической устойчивости.

9 слайд

Описание слайда:

Неоинституционализм, основателем которого считается Р. Коуз, методологию своего анализа государственного регулирования строит на мотивации человеческого поведения. Его интересует непосредственно процесс принятия решений, его условия. В этой связи большое значение приобретают сложившиеся в обществе нормы и правила поведения людей. Он исходит из первостепенной важности формирования не прав собственности как таковых, а социальных норм и правил. В этой связи значение имеет обоснованные Д. Бьюкененом две функции государства: 1. «Государства защищающегося», как результат соглашения людей. Выполнение этого соглашения служит своеобразным гарантом соблюдения ими конституционного договора. Обеспечение соблюдения прав в обществе означает «прыжок» от анархии к политической организации. 2. «Государства производящего». Эта функция представляет государство в качестве производителя общественных благ. Она реализуется на базе конституционных прав и свобод, как своеобразный договор между гражданами по поводу удовлетворения их совместных потребностей в ряде товаров и услуг. Но именно здесь кроется опасность перерождения государства в тоталитарное.

10 слайд

Описание слайда:

Одним из препятствий на этом пути является, на наш взгляд, выполнение социальных норм и правил. Не случайно А. Олейник, в отличие от традиционного подхода, исходит из первостепенной важности формирования не прав собственности «по-Коузу», а социальных норм и правил. Ибо понятие «норма», как базового регулятора взаимодействия людей, носит добровольный характер или санкционированный (либо как результат выбора, либо как предпосылка рационального поведения), является основополагающим в системе категорий институциональной экономики.

11 слайд

Описание слайда:

Правовой институционализм Дж. Коммонса (1862 – 1945) был изложен в его книге «Институциональная экономическая теория» (1934), в которой он исследует государство как коллективный институт. Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс выдвинул альтернативное положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики. Государственные правовые решения в рамках экономических реформ устранят противоречия и конфликты в обществе, определят переход к стадии административного капитализма. В целом юридические аспекты «коллективных действий» Дж. Коммонса, инициированные государством, нашли применение в период «Нового курса» президента США Ф. Рузвельта.

12 слайд

Описание слайда:

В России произошла «деформилизация институционального пространства», когда происходит переход от формальных «правил игры» к неформальным способам организации взаимодействия в рыночном пространстве, когда любые формальные институты сразу же прорастают неформальными отношениями и личными связями. Любые формальные институты оказываются «параллельными» рынку, переключаясь в режим персонализированного торга (напомним, что современный анализ под институтами понимает общие «правила игры» – формальные, неформальные, – которые структурируют пространство экономических взаимодействий; инстанции и процедуры, обеспечивающие соблюдение этих правил).

13 слайд

Описание слайда:

В целом институционализм является одним из теоретических предшественников возникшей в 30-е гг. кейнсианской концепции государственного регулирования экономики, основной идеей которой – это вмешательство государства в экономику. В институциональном современном подходе существует две идеальные модели государства, описанные А.Н. Олейником (вслед за Д. Нортом): «контрактное государство» и «эксплуататорское государство». Контрактное государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность. В условиях нулевых трансакционных издержек государство выступает как гарант по кругу тех сделок, в которых защиту прав собственности выгоднее поручить государству.

Классический институционализм - конец XIX - начало XX в. Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.

Институциональный подход Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты - формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Методология институционализма В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

Отличительные особенности классическогоинституционализма Во-первых, институционалисты весьма расширительно трактуют предмет экономики. По их мнению, экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями. Это слишком узко, нередко приводит к голым абстракциям. Важно учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических. Правила государственного управления представляют не меньший, а возможно и больший интерес, нежели механизм рыночных цен. Во-вторых, следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию капиталистического общества. Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности, и здесь все больше проявляется взаимосвязь экономики и политики. По мнению Дж. Гэлбрейта, рынок отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Саморегулирующийся рынок становится своеобразной машиной для поддержания и обогащения крупных предприятий. Их партнером выступает государство. Опираясь на его мощь, монополизированные отрасли производят свою продукцию в огромном избытке и навязывают ее потребителю. Основа власти крупных корпораций - техника, а не законы рынка. Определяющую роль теперь играет не потребитель, а производитель, техноструктура. В-третьих, надо отказаться от анализа экономических отношений с позиций так называемого экономического человека. Нужны не разрозненные действия отдельных членов общества, а их организация. Против диктата предпринимателей необходимы совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать и проводить профсоюзы и государственные органы. Государству надлежит взять под свою опеку экологию, образование, медицину.

Тоже самое только немного другими словами Институционализму присуща довольно резкая критика капиталистического строя, которая в значительной степени ведется с нравственно-психологических позиций. Ученые этого направления настаивали на необходимости усиления экономической роли государства и расширения государственных социальных программ. Они утверждали, что вопрос о социальных гарантиях занятости для общества не менее важен, чем вопрос об уровне заработной платы. Государство также обязано взять под свою опеку такие сферы деятельности, как здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство. Институционалисты выступили против неоклассической доктрины саморегулирования рыночной экономики. Рынок не может считаться нейтральным и безотказным механизмом распределения. Рынок, не подконтрольный государству, дает возможность для легкого обогащения крупным предпринимателям. Основа власти крупных корпораций - техника и технологии, а не законы рынка. Определяющую роль в такой ситуации играет не потребитель, а производитель, техноструктура. Нужно также отказаться, говорили институционалисты, от анализа экономических отношений с позиций «экономического человека» . Важен не только индивид, но и все общество. Основа экономического развития - это психология коллектива. Институционалисты утверждали, что экономическая наука не должна ограничиваться изучением лишь чисто экономических отношений. Для полноты и точности картины хозяйственного развития экономисты обязаны изучать самые разнообразные стороны человеческой жизни, в сущности все, что так или иначе влияет на эволюцию хозяйства. Из громадного числа факторов ими особо выделялись такие важные для экономической деятельности факторы, как система права и законодательство, политическая и социальная структура общества, общественная психология. Обостренное внимание к факторам (внеэкономического характера приводило к частой внеэкономической трактовке причин и результатов хозяйственных явлений и процессов, что следует рассматривать как важнейшую особенность институционализма.

Торстейн Веблен Основоположником институционального направления считается Т. Веблен – автор «Теории праздного класса» (1899). Главный тезис работы Веблена «Теория праздного класса» гласит: «Институты – основа экономического поведения» . Веблен выступил против односторонней трактовки мотивов поведения «экономического человека» , получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита). Он поставил под сомнение два основополагающих положения классической школы: положение о суверенитете потребителя (положение, согласно которому потребитель является центральной фигурой экономической системы, требующим и получающим товары и услуги по самым низким ценам); положение о рациональности его поведения (положение, согласно которому, потребитель с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды). Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. По определению Веблена, «институты - это результаты процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени» . Отсюда, по его мысли, необходимость их обновления в соответствии с законами эволюции, т. е. привычными способами мышления и общепринятым поведением. Свою убежденность в эволюционном преобразовании общества Веблен основывал на своеобразном преломлении теории эволюции природы Ч. Дарвина. Отталкиваясь от ее постулатов, он, в частности, пытался аргументировать положение об актуальности в человеческом обществе «борьбы за существование» . При этом им используется историческая оценка развития «институтов» общества, в которой отрицаются марксистские положения о «классовой эксплуатации» и «исторической миссии» рабочего класса. На его взгляд, экономическими мотивами людей движут прежде всего родительское чувство, инстинктивное стремление к знаниям и высокому качеству выполняемой работы. Благодаря Веблену, в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление» , получившее название «эффект Веблена» . Престижное потребление имеет в своей основе существование так называемого «праздного класса» , находящегося на вершине социальной пирамиды. Черта, указывающая на принадлежность этому классу, – крупная собственность. Именно она приносит почёт и уважение. Характеристиками класса собственников являются демонстративная праздность («не труд» как высшая моральная ценность) и демонстративное потребление, тесно связанное с денежной культурой, где предмет получает эстетическую оценку не по своим качествам, а по своей цене. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает данного человека от окружающих (эффект завистливого сравнения). Чем более расточительным становится данное лицо, тем выше поднимается его престиж. И если демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждает потребителей среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых. Отсюда Веблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности.

Уэсли Клэйр Митчелл Как и Т. Веблен, У. К. Митчелл отрицал взгляд на человека как на "рационального оптимизатора". Он исходил из того, что человеческое поведение представляет собой смесь следования привычкам и того, что позднее (Г. Саймоном) было названо ограниченной рациональностью. Также по аналогии с Т. Вебленом, У. К. Митчелл полагал, что денежная (рыночная) экономика нестабильна. При этом он полагал, что проявлением такой нестабильности являются деловые циклы. У. К. Митчелл как раз и вошел в историю экономической науки как исследователь циклов. Он был основателем знаменитого Национального бюро экономических исследований и в его рамках занимался эмпирическими исследованиями деловых циклов, а также прогнозированием будущей динамики экономической конъюнктуры. У него не было четко разработанной модели циклов - имелся лишь "общий взгляд на проблему". У. К. Митчелл полагал, что в основе циклов лежит стремление предпринимателей к прибыли, которая, в свою очередь, зависит от взаимодействия ряда экономических переменных (оптовых и розничных цен на потребительские и производственные блага, объема кредита и т. д.). Поскольку рыночная экономика является децентрализованной, эти взаимодействия не синхронизированы. Таким образом, возникают разнообразные "опережения" и "запаздывания" - например, "запаздывания" розничных цен по сравнению с оптовыми, или "опережения" цен на сырье по сравнению с ценами на потребительские блага, - что приводит к увеличению прибыли в одни периоды и ее понижению в другие и, как следствие, к колебаниям реального выпуска, т. е. к циклам. Более же фундаментальной причиной циклов является все та же денежная система (в рамках которой стремление к прибыли как раз и кладется в основу организации хозяйственной деятельности). У. К. Митчелл не уставал повторять, что ". . . необходимым условием возникновения экономических циклов является практика построения хозяйственной деятельности на началах денежного расчета, распространенная среди всего населения, а не только среди ограниченного класса деловых людей". "Экономические циклы становятся существенной чертой хозяйственной жизни какого-либо общества лишь тогда, когда значительная часть его населения начинает жить на основе принципов денежного хозяйства, получая и расходуя денежные доходы. . между той развитой формой экономической организацией, которую мы можем назвать "денежным хозяйством", и повторяющимися циклами расцвета и депрессии существует органическая связь"

Джон Морис Кларк Как и Т. Веблен и У. К. Митчелл, Дж. М. Кларк трактовал человеческое поведение как основанное на привычках, а не на мгновенных подсчетах выгод и издержек, удовольствий и страданий. Но он пошел в анализе этой сферы дальше других старых институционалистов, впервые в истории экономического анализа явно указав на большую роль информационных издержек и издержек принятия решений. Дело в том, что для принятия оптимального решения приходится понести издержки, связанные со сбором и обработкой информации. Однако выгоды от этой информации заранее совершенно не известны. Кроме того, непосредственное принятие решения также требует значительных (психологических) издержек (при этом выгоды от усилий, направленных на принятие решения, также не известны априори). Эти издержки создают непреодолимые препятствия для оптимизирующего поведения и служат основой для формирования людьми привычек. Безусловно, такие привычки не являются результатом некоего максимизирующего выбора или оптимизации. Другой научной заслугой Дж. М. Кларка являются разработки в области микроэкономики - теории издержек и конкуренции. Он первым ввел в экономическую науку понятие накладных издержек . Это издержки, которые не могут быть отнесены к какому-либо конкретному подразделению предприятия, т. е. не связаны с непосредственно с производственным процессом. Дж. М. Кларк полагал, что они представляют собой следствие больших инвестиций в основной капитал. Накладные издержки покрываются за счет цен, что, по его мнению, означало отсутствие связи ценообразования с принципом уравнивания предельных издержек и выручки. Дж. М. Кларк также подверг критике концепцию совершенной конкуренции и заложил основы теории "действенной конкуренции" , представляющей собой такую конкретную реализацию элементов рыночной структуры, которая является приемлемой с точки зрения общественного благосостояния. Теория "действенной конкуренции" важна потому, что обеспечивает реалистичные - в отличие от концепции совершенной конкуренции - ориентиры для проведения государственной политики по стимулированию конкуренции. При этом Дж. М. Кларк пытался придать теории конкуренции динамический характер; для него степень "действенности конкуренции" определялась тем, насколько быстро и в каком объеме происходят процессы создания, уничтожения и воссоздания различной по величине прибыли в разных отраслях. К сожалению, он не объяснил причины таких различий.

Джон Коммонс Еще один известный представитель старого институционализма, Дж. Коммонс, по своим взглядам стоял особняком от других адептов этого направления экономического анализа. В своих исследованиях он делал большой акцент на правовые факторы. Его главная научная заслуга - теория трансакций. В основе этой теории лежит известная по неоклассической теории идея редкости ресурсов. Вследствие этой редкости у хозяйствующих субъектов возникает конфликт по поводу их использования. Этот конфликт разрешается путем совершения трансакций, представляющие собой базовые институты общества. Без таких институтов конфликт интересов выродился бы во всеобщее насилие людей друг над другом, которое привело бы к громадному экономическому и социальному ущербу. Трансакцию - являющиеся, по Дж. Коммонсу, основной категорией экономической науки, - нельзя путать с ("простым") обменом ресурсами, товарами или услугами. Согласно определению Дж. Коммонса, "трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом"115. Различие между обменом и трансакцией указывает на различие между физическим перемещением благ и перемещением прав собственности на эти блага.

Трансакции, в свою очередь, подразделяются на рыночные, управленческие и рационирующие: Рыночная трансакция - это единственный вил трансакции, предполагающий одинаковый правовой статус ее участников (контрагентов). Это означает, что для осуществления рыночной трансакции необходимо взаимное добровольное согласие контрагентов ее совершить. Иными словами, рыночная трансакция представляет собой обмен правами собственности на блага, происходящий на основе добровольного соглашения обеих сторон этой трансакции. В качестве примеров рыночных трансакций можно привести любые сделки на свободных рынках - закупки потребительских благ, предоставление кредита, наем на работу и т. д. Управленческая трансакция, напротив, предполагает правовое преимущества одного из контрагентов, которому принадлежит право принятия решения. Этот вид трансакции строится на основе отношений управления - подчинения. Примерами таких отношений являются отношения между рабовладельцем и рабом, начальником и подчиненным, мастером и учеником, и т. д. Управленческие трансакции играют ведущую роль в фирмах, государственных структурах и других организациях, базирующихся на иерархических отношениях. Рационирующая трансакция похожа на управленческую трансакцию, поскольку также предполагает асимметричность правового статуса контрагентов. Специфика рационирующей трансакции состоит в том, что стороной, наделенной исключительными полномочиями принятия решений, является некий коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав собственности. Этим органом является государство. Типовыми примерами рационирующей трансакции являются налоги или судебные решения, перераспределяющие богатства от одной стороны к другой. На разных стадиях развития общества, в различных экономических системах относительная роль разных видов трансакций варьирует. Например, в рабовладельческом частнособственническом обществе основную роль играют управленческие трансакции, тогда как на стадии зарождения капитализма, в период "торгового капитализма", - рыночные.

Читайте также: