Прогнозы экономики беларуси на год. Российско-белорусское информационное агентство

Правительство Беларуси надеется в 2018 году на рост ВВП не менее 3,5%. Прогнозы экспертов скромнее: Всемирный банк прогнозирует рост на уровне 2,1%, МВФ – 0,7%. С чем все эксперты солидарны - ожидаемый рост обусловят не структурные сдвиги белорусской экономики, а более благоприятная внешняя конъюнктура.

Власти настроены оптимистично

Правительство ожидает по итогам 2017 года роста ВВП на 2% при прогнозе 1,7%, а по итогам 2018 года — на 3,5%, сообщил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на заседании Совмина 5 декабря. Что касается инфляции, то Минэкономики и Нацбанк Беларуси ожидают, что она по итогам 2017 года не превысит 7%. Изначально прогноз белорусских властей на 2017 год предусматривал рост ВВП на уровне 1,7% при инфляции не выше 9%.

ВБ: пока помогает внешнеэкономическая конъюнктура

Всемирный банк прогнозирует, что ВВП Беларуси в 2017 году увеличится на 1,8%, инфляция составит 9%, дефицит счета текущих операций — минус 3,2% к ВВП.

Умеренное восстановление белорусской экономики в 2017 году обеспечили несколько факторов, считают эксперты ВБ. А именно: улучшилась конъюнктура на внешних рынках, укрепился экономический рост в России, повысились цены на сырьевые товары, что стимулировало рост белорусского экспорта и поддержало деловую активность внутри страны. Важное условие: жесткая денежно-кредитная политика и бюджетно-налоговая политика, которую белорусское правительство и Нацбанк проводят с 2015 года.

В 2018 году Всемирный банк ожидает роста ВВП Беларуси на 2,1%, инфляцию – в пределах 7,2%. Прогноз дефицита счета текущих операций – минус 3,6%.

По оценкам банка, в 2018 году сохранится более благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, и это поддержит темпы роста в размере 2% ВВП. Восстановление роста доходов в свою очередь стабилизирует уровень бедности (если рассматривать уровень бедности как траты в 5,5 доллара в день, измеренных по паритету покупательной способности). Ситуация на рынке труда будет сложной из-за тяжелого финансового состояния госпредприятий.

Высоких темпов экономического роста в Беларуси эксперты ВБ не ожидают из-за структурных недостатков экономики. Цены на импортируемые энергоресурсы не будут для Беларуси такими благоприятными, как раньше. Значит, Беларусь в меньшей степени сможет полагаться на Россию и на высокие цены на сырьевой экспорт. Следовательно, если страна остановится в развитии, то попадет в ловушку медленного роста.

Среди потенциальных факторов роста белорусской экономики эксперты ВБ называют улучшение бизнес-среды для развития частного предпринимательства и решение проблемы неэффективных госпредприятий. Если комбинация этих мер сработает, то Беларусь в среднесрочной перспективе может выйти на более высокие темпы роста.

Риски: долги, сырьевая зависимость и искусственное стимулирование роста

В 2018 году Беларусь должна выплатить 3,1 млрд. долларов внешнего долга. Чтобы сделать это, Беларусь нуждается в долгосрочном финансировании. Прежние договоренности Беларуси с РФ о рефинансировании белорусских долгов по российским кредитам и выпуск еврооблигаций обеспечат лишь временное сокращение давления на платежный баланс, но в среднесрочной перспективе нужны источники более устойчивого решения проблемы внешнего финансирования, убеждены эксперты ВБ.

Вторая группа рисков связана с тем, что Беларусь по-прежнему зависит от поставок нефти из России и колебаний мировых цен на сырьевые товары.

Раньше серьезный рост ВВП Беларуси обеспечивала нефтяная субсидия. В частности, в 2007 году он достигал 8%, опережая все страны региона, включая Россию В целом в некоторые годы нефтяная субсидия достигала 15% белорусского ВВП. Резкое падение на нефть сократило размер этих выгод. В 2016 году нефтяная субсидия составляла около 4,6% ВВП Беларуси, — на 9 процентных пунктов ниже в сравнении с предыдущим годом, что имело негативные последствия для темпов экономического роста, отмечают эксперты ВБ.

Рисунок 1: Темпы роста ВВП: Республика Беларусь, Российская Федерация и регион ЕЦА, 2000-2016 годы
Рисунок 2: Размер «энергетических субсидий» и динамика реального ВВП, 2004-2016 годы

Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Белстата и ПМР.

Еще один серьезный риск, который, по мнению экспертов ВБ может угрожать макроэкономической стабильности в Беларуси, — искусственное стимулирование роста ВВП и административный рост заработных плат.

Рисунок 3: Составляющие экономического роста: вклад в рост реальной добавленной стоимости в ВВП, в процентных пунктах, 2006-2016 годы


Рисунок 4: Фондообеспеченность, доход на капитал и динамика ВВП на душу населения (в текущих долл. США), 2005-2016 годы

Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Белстата.

МВФ: переговоры о новой программе заморожены

МВФ повысил прогноз динамики ВВП Беларуси в 2017 году до 0,7% (с минус 0,8% в апрельском обзоре). При этом эксперты фонда ожидают, что инфляция в Беларуси по итогам 2017 года будет на уровне 8%, а не 9,3%. Прогноз дефицита счета текущих операций Беларуси в 2017 году ухудшен до минус 5,3% к ВВП (прежний прогноз – минус 4,7% к ВВП).

По мнению экспертов фонда, основным стимулом роста белорусской экономики стало улучшение динамики в регионе и в России в частности. При этом они особо отмечают положительное влияние подписанных в апреле 2017 года нефтегазовых соглашений с Россией.

В 2018 году МВФ прогнозирует прирост ВВП в Беларуси на 0,7% , инфляцию – на уровне 7,5%, дефицит счета текущих операций Беларуси — минус 4,6% к ВВП.

Напомним, в 2015-2016 годах Беларусь вела переговоры с МВФ о новой программе сотрудничества, предполагающей кредит в размере около 3 млрд. долларов под 2,28% годовых на 10 лет, с условиями, что Беларусь в сжатые сроки проведет реформы в оплате услуг ЖКХ и госсекторе. Белорусские власти на реформы не решились. Они нашли альтернативные источники внешних займов, хотя и более дорогие. В июне 2017 года Беларусь разместила 7-ми и 10-летние выпуски еврооблигаций общим объемом 1,4 млрд. долларов, получила 3 транша евразийского кредита в размере 800 млн. долларов. А в августе привлекла 10-летний кредит от правительства России в размере 700 млн. долларов.

Переговоры о новой программе с МФВ застопорились. В ноябре 2017 года завершилась очередная миссия МВФ в Беларусь. Консультации носили преимущественно технический характер.

Эксперты: рост уперся в потолок, обесценение белорусского рубля предопределено

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик на конференции «Экономическая среда для развития бизнеса» 20 декабря отметил, что в 2017 году началось восстановление белорусской экономики, чему способствовала циклическая составляющая, рост внутреннего спроса и экспорта. По его оценкам, в 2017 году ВВП Беларуси вырастет на 2,3%, а в 2018 году — на 2,5%.

Эксперт подчеркнул, что в 2017 году росту не нефтяного экспорта Беларуси способствовало не только восстановление экономики РФ, но и ослабление реального эффективного курса белорусского рубля. «Рубль понемногу обесценивается, и конкурентоспособность белорусских товаров вроде бы не ухудшается, – конечно, это в первую очередь касается российского рынка», — отметил он.

Эксперт прогнозирует, что роль не нефтяного экспорта Беларуси будет снижаться. К концу 2018 года рост нефтяного экспорта составит около 40%, а это — довольно значимый вклад в ВВП.

Рост реального ВВП в Беларуси начнет замедляться уже в первом квартале 2018 года, считает А. Чубрик. По его оценкам, в 2018 году рост денежной массы в Беларуси замедлится, также произойдет некоторое ослабление белорусского рубля вслед за российским рублем. Обменный курс в четвертом квартале 2018 года составит 2,07-2,08 рубля к доллару. Сохранится жесткая монетарная политика. Ожидается некоторое ускорение инфляции к концу 2018 года, что обусловит оживление потребительского рынка и возможный рост тарифов ЖКХ.

Старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук считает, что обозначившийся в 2017 году рост национальной экономики вряд ли следует считать восстановлением роста – скорее, это — выход из долгой рецессии и возвращение в период стагнации, окончания которой пока не просматривается.

«Ключевая проблема в том, что весь наш рост был основан на накоплении основных фондов. Мы накапливаем капитал и продолжаем делать то, что умеем, в больших объемах. Но такая модель исчерпаема. У нас имеет место острая нехватка производительности», — констатировал эксперт.

По этой причине возможный рост национальной экономики — 2,5%- 3,5%. «При этом рост может просесть до минус 5%, если скажется груз накопленных долгов или какие-то другие проблемы», — считает Д. Крук.

По его оценкам, в ближайшие годы отставание Беларуси от стран региона, за исключением Украины. «Экономика не справляется со своим предназначением — наращивать доходы и обеспечивать рост благосостояния», — подчеркнул Д. Крук.

Как следствие, низкая производительность в рамках белорусской экономики влечет за обесценивание национальной валюты. Для конкурентоспособности важна производительность. «Если технологические преимущества не позволяют обеспечить преимущество, вступают в игру ценовые факторы. Виден устойчивый тренд на обесценивание нашей валюты. Он предопределен тем, что у нас не хватает производительности», — сказал Д. Крук.

Если не хватает производительности, то, очевидно, нужно продолжать обесценивать реальный обменный курс. Средние ежегодные темпы за последние 15 лет около составляли около 3 п.п. в год. «Моя консервативная оценка: тренд сохранится, а обесценивание будет идти несколько меньшими темпами. Обесценение примерно на 2% в год может оказаться достаточным, чтобы компенсировать потери в производительности», — считает эксперт.

Согласно его расчетам, учитывающим ожидаемую инфляцию в размере 6% годовых, обесценивание реального обменного курса в 2% и инфляцию в сопредельных странах в 2%, для поддержания конкурентоспособности белорусской экономике нужна будет девальвация, пропорциональная инфляции — то есть, примерно в 2%.

«К чему это ведет? Мы будем продолжать обесцениваться. Это значит, что в долларах номинальные показатели будут барьером, в который мы уперлись. Мы имеем реальный рост очень малый — 2%, и его съедает пусть и малая, но девальвация. Такой режим роста ведет к дефициту конкурентоспособности и консервации реального роста. Такой сценарий роста не является приемлемым», — констатировал Д. Крук.

Как Беларусь будет погашать долги в 2018 году

Валютные платежи Беларуси по госдолгу в 2018 году суммарно оцениваются более чем в 3,7 млрд. долларов: 2,5 млрд. долларов нужно на погашение основного долга, более 1,2 млрд. долларов — на его обслуживание.

Для этого Беларусь в 2018 году планирует привлечь 1,2 млрд. долларов заимствований на внешнем и внутреннем рынках. В том числе до конца первого квартала 2018 года получить 6-й и 7-й транши кредита ЕФСР (отметим, что единственная международная финансовая организация, с которой Беларусь сейчас имеет кредитную программу, — это Евразийский фонд стабилизации и развития), а также еврооблигаций на 600 млн. долларов на внешнем рынке и привлечь на внутреннем рынке 400 млн. долларов, рассказал министр финансов Беларуси Владимир Амарин 18 декабря. В первом случае это предположительно будут новые евробонды, во втором – валютные долгосрочные облигации Минфина с обращением в Беларуси.

Минфин в 2017 году вышел на внешний рынок еврооблигаций — 1,4 млрд. долларов (евробонды были размещены двумя траншами доходностью на уровне 7,125% и 7,625%). По словам В. Амарина, в том числе и для того, чтобы исполнять обязательства в текущем году и по второму траншу еврооблигаций в январе 2018 года в сумме 800 млн. долларов.

«В следующем году мы планируем завершить наше размещение еврооблигаций, общая сумма которого планировалась в размере 2 млрд. долларов Из них 1,4 млрд. долларов мы привлекли в текущем году, осталось еще 600 млн. долларов. Думаю, в первом квартале будущего года мы выйдем с этим размещением», — отметил министр.

В начале декабря В. Амарин , что в 2018 году Беларусь не исключает возможности размещения облигаций на российском и азиатском рынках. По его словам, при размещении облигации в России и в Азии «суммы будут несравнимые с евробондами, потому что это разные рынки и условия». «В пределах до 500 млн. долларов в сумме на двух рынках. Но мы еще не так глубоко вошли в эти процессы, чтобы уже суммы знать. Все еще в процессе проработки», — сказал он. И добавил, что Беларусь стремится диверсифицировать инструменты заимствований, чтобы быть не только на европейском рынке еврооблигаций.

В Минфине отмечают, что обслуживание госдолга Беларуси полностью осуществляется за счет общих доходов бюджета. На погашение валютного госдолга будут направлены недолговые источники, то есть вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты (это 486,5 млн. долларов), а также валютные остатки средств республиканского бюджета в сумме 850 млн. долларов, сформированные от размещения в текущем году еврооблигаций Беларуси.

На 2018 год предлагается утвердить лимит внутреннего государственного долга Беларуси в размере 10 млрд. рублей, а лимит внешнего госдолга Беларуси — в размере 19,6 млрд. долларов. «При соблюдении указанных лимитов индикаторы экономической безопасности по госдолгу на конец 2018 года будут выполнены. Соотношение государственного долга к ВВП не превысит 44,5%, а долга сектора госуправления — 46,9% при пороговых значениях экономической безопасности 45% и 50% соответственно», — отметил В. Амарин.

В будущем году рецессия в Беларуси сохранится, хотя глубина экономического спада, как ожидается, будет ниже по сравнению с 2016 годом. Возможная реакция государства на такую ситуацию вызывает множество дискуссий в экспертных кругах. В том числе обсуждаются различные варианты политических последствий нерешаемых экономических трудностей.

По мнению экспертов, будущий год станет для белорусской экономики периодом нащупывания дна. Иллюстрация: CC0

Экономика будет нащупывать дно

Рецессия в Беларуси наблюдается уже два года, и в 2017-м, по прогнозу ряда экспертов, ВВП Беларуси также останется в минусе. Персонал Международного валютного фонда ожидает, что экономический спад составит 0,5%, экономисты Исследовательского центра ИПМ прогнозируют снижение ВВП на 0,9%, похожие ожидания разделяют эксперты Всемирного банка, а также аналитики других организаций.

«Судя по всему, снижение ВВП составит около 1%. Будущий год будет периодом нащупывания экономикой дна, хотя это вовсе не означает, что от этого дна удастся быстро оттолкнуться и пойти наверх », - отметил в комментарии для БелаПАН старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб .

По его мнению, продолжение рецессии, пусть и в меньших масштабах, чем в 2016-м, в будущем году - вполне вероятных сценарий.

«В условиях политики ограничения денежного предложения, которую для снижения инфляции проводит Нацбанк, реальный сектор не показывает роста выпуска. Поэтому рассчитывать на экономический рост в 2017 году пока нет оснований, источников для этого роста не видно », - считает Вадим Иосуб.

Наблюдатели поэтому ожидают, что сложные времена в экономике сохранятся, и ситуация будет в чем-то напоминать 2016 год.

«Основные ожидания связаны с тем, что в будущем году мы увидим продолжение хронической рецессии. Проблема заключается в том, что то дно, которое может нащупать экономика, вряд ли окажется удовлетворительным с точки зрения уровня жизни населения» , - говорит экономист Сергей Чалый .

При этом наблюдатели отмечают, что при таком сценарии развития событий относительная экономическая стабильность в стране сохранится.

«Возврата к мягкой денежно-кредитной политике в 2017 не произойдет, поскольку такой разворот чреват инфляцией и девальвацией », - прогнозирует Вадим Иосуб.

Сторонники этого сценария развития событий также считают, что затянувшаяся рецессия не приведет к росту социального недовольства, и поэтому властям не понадобится делать шаги для усиления своих позиций.

«В 2011 году население за считанные месяцы обеднело в три раза, и та ситуация не имела серьезных политических последствий. Поэтому вряд ли таковые возникнут в будущем году на фоне продолжающейся рецессии», - предполагает Сергей Чалый.

Между тем, сама власть недавно заявила о возможном изменении Конституции, и поэтому некоторые наблюдатели все-таки допускают, что на фоне хронических проблем в экономике заметные изменения в политической жизни будут происходить.

Что решат белорусские «мудрецы»?

В октябре, выступая в парламенте, Александр Лукашенко анонсировал возможные изменения Конституции в ближайшее время.

«Появились новые проблемы, вызовы, да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам надо создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют Основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдем» , - отметил белорусский лидер.

Дальнейшая хронология событий оказалась весьма интересной. Либерально-демократическая партия Беларуси инициировала проведение конституционного референдума и предложила вынести на всенародное обсуждение вопрос об увеличении срока президентских полномочий.

В свою очередь, глава Центризбиркома Лидия Ермошина заявила недавно БелаПАН, что увеличение срока президентских полномочий могло бы «способствовать стабильности общества».

Так что возможность объявления и подготовки референдума в 2017 году сбрасывать со счетом не стоит, считают эксперты.

«Экономическая ситуация будет играть определяющее влияние на действия властей. Это могут быть решения по стимулированию экономики, это может быть объявление референдума. Будущий год, вероятнее всего, войдет в историю как период сложных, но важных решений, которые в том числе, возможно, затронут и политическую систему страны », - предполагает экономист Антон Болточко .

Помимо увеличения срока президентских полномочий, полагают наблюдатели, на референдум могут быть вынесены и другие вопросы.

«Не исключено включение в бюллетени вопроса о необходимости экономических реформ, чтобы потом власть могла оправдывать этим любые непопулярные меры. Референдум может быть назначен в том числе и для того, чтобы отвлечь внимание электората от экономических трудностей, которые переживает страна », - считает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук .

При этом он предполагает, что подготовка к референдуму может совпасть по срокам с шагами властей по стимулированию экономики. «Отрицательные последствия такой политики, конечно, будут, но они проявятся уже после референдума» , - прогнозирует Ярослав Романчук.

В свою очередь, другие наблюдатели отмечают, что такой сценарий развития событий исключать нельзя, однако он является весьма рискованным и для самой власти.

«Возможности стимулировать экономику, в том числе повышать зарплаты до , существуют только за счет эмиссии, но она приведет к инфляции и девальвации, соответственно, достигнет запредельных значений. Такой сценарий развития событий является очень рискованным с точки зрения последствий », - говорит Антон Болточко.

Поэтому даже в случае проведения референдума, считает экономист, отнюдь не факт, что его подготовка будет сопровождаться административным повышением зарплат до обещанных 500 долларов.

«На протяжении ряда избирательных кампаний в Беларуси наблюдалась корреляция между электоральными циклами и ростом доходов населения. Однако в 2015 году, несмотря на проведение президентских выборов, власть на этот шаг не пошла, и в 2016-м, когда проходили парламентские выборы, зарплаты по указанию сверху не повышались», - напомнил Антон Болточко.

Таким образом, как видим, возможны разные сценарии развития событий как в политической жизни страны, так и в экономической. Какой путь выберет власть? Вероятно, «мудрецы», которым поручат шерстить Конституцию, внесут предложения по ее изменения. А воспользуется ли ими власть - зависит от глубины проблем, с которыми столкнется в будущем году экономика.

Ушедший год Беларусь закончила с растущими проблемам. В 2017-м власти страны ожидают мощного импульса для экономики. Эксперты говорят о нащупывании дна.

Ушедший год Беларусь завершила со стагнирующей экономикой и продолжающимся нефтегазовым конфликтом с Россией. В новогоднем обращении президент Александр Лукашенко заявил, что возлагает большие надежды на 2017 год: "Он должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны". Опрошенные аналитики смотрят в будущее с заметно меньшим оптимизмом. Они сделали свои прогнозы на наступивший год, обозначив основные тенденции в экономике и внутренней политике Беларуси.

1. Нащупывание дна в экономике

"Большая часть мер, запланированных правительством на 2017 год, была обещана еще несколько лет назад. Даже если они и будут реализованы, то уже запоздали", - отметил в интервью главный редактор "Экономической газеты" Леонид Фридкин. Он полагает, что в наступившем году белорусам не следует ожидать роста экономики.

Руководитель проекта "Кошт урада" Владимир Ковалкин в беседе с DW высказал предположение, что 2017 год "готовит завершение периода макроэкономической стабилизации и нащупывания того самого заветного дна". Вместе с тем эксперт указывает, что с большей долей вероятности "руководству Беларуси удастся удержать экономику в тех параметрах, которые заложены в бюджете".

2. Возврат к обещанию 500-долларовых зарплат

В новогоднем обращении Александр Лукашенко пообещал: "Чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан". 21 декабря при назначении Натальи Кочановой новой главой президентской администрации Лукашенко озвучил более конкретную цель: "500 долларов в будущем году средняя зарплата. При всех сложностях, чего бы это ни стоило - украдите, откопайте, найдите, что угодно, но 500 долларов должно быть выполнено".

По данным Белстата, в ноябре средняя начисленная заплата в Беларуси составляла 717 рублей (366 долларов в пересчете). Выполнение аналогичного требования Лукашенко перед президентской кампанией 2010 года на следующий год после выборов привело к трехкратной девальвации рубля. Опрошенные DW экономисты не считают вероятным повторение того обвала.

Эксперт Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский предположил, что никто не будет всерьез выполнять данное устное поручение президента: "Насколько я понимаю, это (средняя зарплата в 500 долларов. - Ред.) нигде не прописано в целевых показателях программных документов. А значит, с чиновников не за что будет спросить". Эксперт подчеркнул, что для достижении 500-долларовых зарплат придется снова включать печатный станок, запускать инфляцию и снижать стабильность курса рубля, "а на этом уже много раз обожглись".

Между тем 30 декабря Лукашенко, общаясь с журналистами, вернулся к теме 500-долларовых зарплат, уточнив: "Кто призван это сделать, но не хочет - с ними мы расстанемся. Чего бы нам это ни стоило, мы будем идти к этой цели".

3. Реформы и реструктуризации госкомпаний

Каждая накачка белорусской экономики деньгами заканчивалась очередным кризисом и девальвацией, загоняя накопленные структурные проблемы вглубь, напоминает Владимир Ковалкин. "Есть определенный риск, что власти поддадутся уговорам и искушению решить задачу роста с помощью эмиссии. Но такая вероятность минимальна, пока есть надежда получить кредиты от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)", - уверен Леонид Фридкин.

Структурные реформы, на необходимости которых настаивают независимые экономисты, с их точки зрения, возможны либо под воздействием внешних факторов (требования иностранных кредиторов), либо как реакция на развал экономики.

Павел Данейко, гендиректор минского Института приватизации и менеджмента, в интервью DW основным вопросом 2017 года назвал принятие белорусскими властями решения о реструктуризации госкомпаний. Данейко не видит для правительства другого выхода. Кстати, такая реструктуризация является и одним из главных условий предоставления Беларуси кредита от МВФ.

Опрошенные специалисты сомневаются, что власти в Минске отважатся на массовое банкротство неплатежеспособных предприятий. "Скорее они попытаются тянуть резину и искать способы исправить положение привычными административными мерами", - считает Фридкин.

4. Продолжение нефтегазового конфликта Беларуси и России

В новый год Беларусь вступила с неурегулированным спором с Россией относительно условий поставок углеводородов. В этой связи вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко 29 декабря заявил агентству БЕЛТА, что "мы не теряем оптимизма". По словам Семашко, белорусское правительство надеется "достигнуть компромиссного решения по нефтегазовому вопросу не позднее первого квартала 2017 года".

Александр Автушко-Сикорский не разделяет оптимизма вице-премьера. По словам эксперта BISS, 2016 год был последним, когда Беларусь имела более или менее выгодные условия закупки нефти и газа в РФ. "Выгодность российских поставок будет падать, а договариваться станет все сложнее", - прогнозирует эксперт.

5. Депрессия, местные выборы и 100-летие Октябрьской революции

Белорусские левые намерены в 2017 году пышно отпраздновать 100-летие Октябрьской революции, а церковь и правые политики - помянуть жертв коммунистического террора. Глава варшавского Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в интервью DW отметил, что белорусы, с одной стороны, устали жить в состоянии постоянной политической депрессии, а с другой - не имеют сил на то, чтобы изменить ситуацию, и не надеются на лучшее.

"Вероятнее всего, население столкнется с новыми формами экономического принуждения (вроде налога "на тунеядство") со стороны властей, что будет усиливать протестные настроения и недовольство. Но оно вряд ли найдет выражения в открытом противодействии властям за исключением локальных бунтов", - полагает Усов.

Для председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько 2017 год - преимущественно год рисков и вызовов: "Для граждан - кризис и тупиковая экономическая политика правительства. Для властей - российский фактор и окончательное разрушение социального контракта с населением. Для сторонников перемен - перезагрузка Западом отношений с официальным Минском".

В ноябре 2017 года начнется кампания по выборам в местные советы. Первый зампредседателя Либерально-демократической партии (ЛДП) Олег Гайдукевич и лидер кампании "Говори правду" Андрей Дмитриев высказали надежду, что выборы пройдут вместе с референдумом по изменению избирательной системы. С нынешней мажоритарной на смешанную, предусматривающую выборы в парламент по партийным спискам.

Многие люди напрямую связывают свое будущее с перспективами страны, в которой пустили корни. Безусловно, каждый человек – , однако трудно представить жизнь в государстве вне происходящих в нем событий. Потому неудивительно, что проницательные граждане Республики Беларусь, да и небезразличные к судьбе братского народа соседи не прочь заглянуть в прогнозы, адресованные Синеокой именитыми провидцами.

Предсказания Ванги пророчат Республике Беларусь стабильность и увеличение экономического потенциала. Однако на фоне положительного роста не обойдется без спланированного натиска со стороны западных стран, жаждущих внести смуту в жизнь спокойного государства. Если вовремя и корректно не отразить нападки недоброжелателей, безмятежное существование страны окажется под угрозой.

По мнению экстрасенса Мирона, Белоруссия в 2017 году продолжит неторопливый, но уверенный путь успешного развития. Особо заметных достижений удастся добиться в сфере экономических и торговых отношений с соседями, в первую очередь, с Россией. Несмотря на небольшие внутренние колебания, связанные с повышением уровня безработицы, к концу года страна выйдет на новый этап становления.

Поддерживает своих коллег астролог Грим, не сулящий Республике Беларусь в предстоящий период никаких значительных потрясений. Небольшие угрозы, которые могут исходить со стороны, встретят достойное отражение. Отношениям с Россией в 2017 году суждено лишь крепнуть, несмотря даже на попытки отдельных злопыхателей провоцировать конфликты между дружественными государствами.

Павел Глоба вторит большинству прогнозов и предсказывает белорусскому народу отсутствие серьезных финансовых и политических перипетий. Постепенный выход из кризиса поспособствует укреплению позиций на международном рынке. Белоруссия изъявит желание войти в Восточно-Европейский блок, создание которого, по мнению астролога, предвидится как раз в 2017 году. Объединение с сильными соратниками выведет страну на новый этап развития, сопряженный с частичным принятием государственных и экономических основ, существующих в России.

Помимо прорицателей, делающих положительные прогнозы для Белоруссии на 2017 год , есть представители тайных знаний, чьи предсказания носят не столь радужный характер. Например, провидица Фурия сулит стране тяжелый и напряженный период. Усилится диктаторский режим, люди начнут все больше погружаться во , которые со временем станут проявляться всеобщими митингами и забастовками.

На фоне местной неблагоприятной обстановки возникнет конфликт с Россией, которым воспользуются западные соседи. Однако и здесь не все так безнадежно: своевременно и в нужном направлении проявленная дипломатичность позволит избежать конфронтации и разрешить в ближайшее время противоречия с ближайшим союзником.

Брисина Юлия по материалам открытых источников специально для сайт

Ляпис Трубецкой. Belarus Freedom

Минувший 2017 год стал неоднозначным для экономики РБ. С одной стороны, после двухлетнего падения, был отмечен рост на 2% ВВП, ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь опустилась до 11% годовых (одна из самых низких показателей за всю историю). Также в 2017 состоялся существенный рост зарплат в большинстве отраслей экономики, в торговле наблюдалась дефляция.

Однако, самые серьёзные планы белорусского правительства не осуществились: средняя зарплата не достигла 1000 рублей, реальная либерализация экономики так и не началась. Давайте рассмотрим эти и другие вопросы более подробно.

Банковский сектор

Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за 2017 год снижалась 8 раз и достигла 18 октября 11% годовых. Ниже данная ставка была только в 2007 году (10%) и в 2010 году (10,5%). История НЦ РБ показывает, что с 1995 года ставка рефинансирования имеет тенденцию к снижению именно в конце каждого года. В начале года, наоборот, – к росту.

фото: ria.ru

Ставки по кредитам упали до исторического минимума. Самая низкая средняя процентная ставка по кредитам в белорусских рублях для физлиц в истории Беларуси была зафиксирована в августе 2006 года на уровне 11,3% годовых. Осенью 2017 кредиты стали стоит «всего» 11,6% годовых.

Рост экономики
В первые два месяца года ВВП Беларуси упал на 1%. Затем начался его рост. Рост ВВП по итогам года ожидается на уровне 2–2,2%, что соответствует прогнозу правительства. Традиционно большую часть роста обеспечило промышленное производство и сельское хозяйство.

По оценке Международного валютного фонда, ВВП Беларуси в 2017 года должен был снизиться на 0,8%. Всемирный банк прогнозировал в начале года снижение реального валового внутреннего продукта Беларуси на 0,4%. Евразийский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития говорили о возможном падении на 0,5%.

По данным Белстата, объем промышленного производства в январе–октябре 2017 года вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6,3%. В республике сохраняется тренд на ускорение темпов роста промышленного производства. Его рост за 9 месяцев составил 6,1%.


фото: belta.by

По итогам 10 месяцев года в 11 из 13 отраслей обрабатывающей промышленности Беларуси объем промышленного производства превысил соответствующий уровень 2016 года.

Наибольший прирост наблюдался в производстве машин и оборудования, производстве изделий из дерева и бумаги.

Инфляция в Беларуси

По итогам 2016 года инфляция в республике достигла 10,6% (при прогнозе в 12%). В 2017 году рост инфляции значительно уменьшился. В июле–августе наблюдалось уникальное для Беларуси экономическое явление – дефляция (на 0,1 % и 0,8% соответственно). По итогам года инфляция составила около 5%, что выводит Республику Беларусь на 11–13 место в мире.

Средние зарплаты

Планам президента Беларуси и правительства о повышении средней зарплаты к концу 2017 года до 1000 BYR не суждено было сыбться. Власти пытались директивно поднимать зарплату в республике.

Средняя заработная плата в Беларуси в декабре 2016 года составляла 801 BYN (23 300 RUB).Уже весной 2017 года начался её рост:

Март – 770 BYN (22 561 RUB);
апрель – 776 BYN (22 737 RUB);
май – 795 BYN (23 294 RUB);
июнь – 819 BYN (27 000 RUB);
июль – 827 BYN (24 231 RUB);
август – 844 BYN (24 730 RUB);
сентябрь – 831 BYN (24 298 RUB);
октябрь – 841 BYN (24 591 RUB).

*Следует учитывать разницу курса белорусского и российского рубля в каждом месяце
** Официальных данных по зарплатам в ноябре и декабре ещё нет.

Хотя ещё нет данных за ноябрь и декабрь, как видим, административный ресурс роста средней заработанной платы окончился ещё в августе.

Более того, министр труда и соцзащиты Беларуси Ирина Костевич заявила в Палате представителей при обсуждении пакета бюджетных законопроектов:

«Среднегодовая зарплата в Беларуси в следующем году в зависимости от сценария развития экономики составит 921−941 рубль», - заявила министр.

Однако Ирина Костевич заметила, что в реальном секторе средняя зарплата превысит 1000 рублей, напомнив, что зарплата бюджетников составляет 80% от зарплат реального сектора.

«Либерализация» экономики Беларуси

В 2017 году была предпринята очередная и беспрецедентная попытка либерализации экономической деятельности в республике. Подробнее об этом читайте в нашем .

В середине лета 2017 большинство белорусских СМИ подхватили тренд на новости о планируемой либерализации налогообложения, бизнеса и частного сектора. Главой государства была подписана череда документов, которые должны «раскрепостить» бизнес в республике. В сентябре было принято сразу 3 указа по либерализации экономической деятельности.

22 декабря Александр Григорьевич подписал самый прогрессивный указ 2017 года – «О развитии цифровой экономики». А Беларусь стала первой в мире страной, легализовавшей блокчейн. Будут ли реализованный эти указы – покажет время.

Опыт предыдущих лет показывает, что большинство прогрессивных начинаний остаются лишь на бумаге и не воплощаются в текущей белорусской реальности.

Мнения экспертов об итогах 2017 года

Ирина Точицкая, научный директор Исследовательского центра ИПМ:

«Положительные итоги 2017 года, на мой взгляд, связаны с деятельностью Нацбанка, которому благодаря жесткой денежно-кредитной политике удалось снизить инфляцию до исторического минимума.
… угрозой для стабильности выступает бурный рост потребительского кредитования в 2017 году. Несомненно, этот тренд будет приводить к росту потребительского импорта. Все это беспокоит, поскольку такое развитие событий чревато ослаблением обменного курса и несет риски ускорения инфляции».

Александр Швец, председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации:

«Если говорить правде в глаза, восстановление белорусской экономики в уходящем году обусловлено во многом благоприятной внешней конъюнктурой. При этом внутренних структурных изменений, которые бы позволили повысить потенциал национальной экономики, мы практически не увидели.
Еще одна давняя нерешенная проблема - неравные условия конкуренции для частных и государственных компаний. Это очень наглядно видно на примере страхового сектора, где госкомпании имеют очевидные преференции.
К сожалению, деловое сообщество не увидело положительных изменений по этим вопросам в уходящем году и надеется, что они все-таки произойдут в 2018-м».

Катерина Борнукова, академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC):

«Реформы не представляются властям срочной задачей, и это наводит на мысль, что и в будущем году никаких серьезных изменений в направлении реформирования госсектора мы не увидим. Такой подход чреват тем, что медленные темпы экономического роста станут хроническими для страны».

Кирилл Гайдук, страновой экономист Всемирного банка по Беларуси:

«Ключевые положительные итоги уходящего года известны - снижение инфляции до минимальных значений, выход из рецессии и восстановление экономического роста. При этом существуют опасения, что он будет медленным».

Жанна Тарасевич, директор и сопредседатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского:

«В Беларуси две трети субъектов хозяйствования работают убыточно, с нулевой или низкой (до 5%) рентабельностью. Такие финансовые результаты не позволяют развиваться ни предприятиям, ни в целом экономике. Поэтому мы надеялись, что в 2017 году будут приняты меры по снижению фискальной нагрузки на предприятия. К сожалению, этого не произошло».

Даниэль Крутцинна, управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta по СНГ:

«Главные экономические успехи года для всех очевидны - выход из рецессии, снижение инфляции, стабильность обменного курса. Мы также увидели некоторое снижение доли проблемных долгов в банковском секторе - все перечисленное моменты можно отнести к положительным результатам года.
Главное личное разочарование года касается управления активами. В Беларуси на государственном уровне сохраняется вера в то, что нынешняя система управления госсектором является эффективной, и государство может управлять собственностью также эффективно, как и частник».

Валерий Полховский, старший аналитик форекс-брокера Forex Club:

«В 2017 году понятие «кризис» стало уходить из словесного оборота людей, и это, безусловно, признак улучшения экономической ситуации в стране.
Подросшие цены на нефть, восстановление российской экономики позволили Беларуси выйти из рецессии в уходящем году.
Хочется надеяться, что IT-декрет, который планируется принять до конца 2017 года, позволит сформировать новые точки роста для национальной экономики».

Читайте также: