Отчет доставлен но еще не считается сданным. Когда электронная отчетность в ифнс считается сданной вовремя

Возможно. Более того, для одних организаций согласно п. 3 ст. 80 Налогового кодекса соблюдение такого формата является обязательным, для других - добровольным. В любом случае независимо от того, как отправляют документы, порядок и формат представления электронной отчетности регламентирован и является одинаковым для всех. Документов, определяющих порядок действий, при этом несколько. Во-первых, это Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н. Во-вторых, Методические рекомендации по организации электронного документооборота, утвержденные Приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@.
Заметим, что хотя вышеуказанные Методические рекомендации были приняты достаточно давно, фактически они вступили в действие лишь в конце ноября 2010 г. (Приказ ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/610@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@"). До этого порядок представления электронной отчетности и необходимые документы определялись Приказом ФНС России от 6 февраля 2008 г. N ММ-3-6/50@.
В связи с тем что новые правила вступили в силу совсем недавно, рассмотрим порядок действий всех участников электронного документооборота более подробно. В первую очередь обратим внимание читателей на то, что в соответствии с новым порядком обязательным участником электронного документооборота теперь является специализированный оператор связи . Ранее, особенно на практике, была возможность представления электронной отчетности напрямую на сервер налоговой инспекции.

Процесс сдачи электронной отчетности

Итак, в процессе происходит следующее.
Налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде (в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения) и подписывает ее ЭЦП (законного или уполномоченного представителя). Формирует информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю (в случае, если ЭЦП принадлежит представителю) и направляет подписанные документы - налоговую декларацию (расчет) плюс информационное сообщение о реквизитах доверенности (если это необходимо) в налоговый орган через спецоператора.
Спецоператор в течение двух часов фиксирует дату отправки электронного документа (документов), формирует подтверждение даты отправки электронного документа (документов), удостоверяя его своей ЭЦП, направляет подтверждение даты отправки электронного документа (документов) налогоплательщику (представителю) и в налоговый орган.
Внимание! Если декларация будет успешно принята налоговым органом, именно эта дата будет считаться датой ее представления.
Налогоплательщик в течение суток формирует извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов), подписывает его ЭЦП и направляет спецоператору.
Налоговый орган не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) осуществляет контроль на его соответствие требованиям п. 1 разд. I Приложения N 6, осуществляет первичный контроль в соответствии с п. п. 2 - 5 разд. I Приложения N 6.
В случае соответствия - формирует, подписывает и направляет налогоплательщику через спецоператора извещение о получении электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), а спецоператору - извещение о получении подтверждения даты отправки.
В случае несоответствия - формирует сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа.
Процедура документооборота на этом прекращается.
Внимание! Если на этом этапе получено сообщение об ошибке или уведомление об отказе, декларация (расчет) считается представленной с нарушением сроков исполнения электронного документооборота!
При отсутствии оснований для отказа в приеме (в течение четырех часов с момента поступления электронного документа... от налогоплательщика) налоговый орган направляет полученные документы для дальнейшей обработки.
Затем, в течение четырех часов с момента поступления в программный комплекс для дальнейшей обработки, проводит окончательный контроль на соответствие требованиям разд. II Приложения N 6.
При отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме.
При выявлении нарушения формирует уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа.
Квитанцию о приеме налоговой декларации или уведомление об отказе не позднее следующего рабочего дня за днем поступления налоговый орган направляет налогоплательщику через спецоператора. Следует учесть, что, если на этом этапе получено уведомление об отказе, декларация (расчет) считается не представленной! Декларация представлена, как только плательщиком получена квитанция о приеме. При этом датой представления документов считается дата, указанная в подтверждении спецоператора связи.
По результатам обработки налоговой декларации (расчета) налоговый орган формирует извещение о вводе (или уведомление об уточнении) в случае выявления ошибок и не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем поступления, направляет его налогоплательщику через спецоператора.
Документооборот завершен, если получено извещение о вводе. Уведомление об уточнении означает, что в декларацию необходимо внести уточнения (т.е. представить корректирующий отчет). Соответственно при представлении этих данных действует тот же порядок, что и при представлении основной декларации.

Подтверждение отправки

Новый порядок существенно пополнил список документов, которыми необходимо обменяться. Разграничил время, отведенное спецоператору и налоговому органу для совершения тех или иных действий. Определил те моменты, когда документооборот является законченным и отчетность представленной . Таким образом, теперь для подтверждения того, что отчетность представлена, налогоплательщик должен иметь: подтверждение отправки от спецоператора связи и квитанцию о приеме. Заканчивается же документооборот извещением о вводе.
Очевидно, что рассмотренный выше порядок существенно усложнил жизнь налогоплательщиков. И ранее часто возникали споры о том, какой день считать датой представления электронной отчетности . Актуально это становилось для тех, кто представлял отчетность в последние дни, а по каким-то причинам (технические сбои, ошибки в представляемых документах и т.д.) налоговые органы в приеме этой отчетности отказывали. Либо для тех, кто просто не мог по техническим причинам отправить отчетность в ИФНС или даже на сервер спецоператора. В результате, как считали в ИФНС, налогоплательщик нарушал сроки представления отчетности, и естественно, инспекторы пытались его оштрафовать по ст. 119 НК РФ.
Как же решались эти проблемы? Во всех случаях время отправки декларации устанавливалось по дате, зафиксированной в подтверждении спецоператора связи. И хотя налоговики настаивали на том, что без протокола контроля отчетность представленной не является, сложившаяся арбитражная практика была однозначна. Если у налогоплательщика на руках было подтверждение спецоператора связи об отправке отчета и если этот отчет был отправлен вовремя, то начисление штрафа за непредставление декларации признавалось неправомерным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2010 г. по делу N А13-5546/2008). Это правило действовало даже в тех случаях, когда декларация была представлена по устаревшему формату (Постановления ФАС ЦО от 3 августа 2006 г. по делу N А09-2953/06-29, ФАС ПО от 22 марта 2006 г. по делу N А49-11353/2005, ФАС ЗСО от 24 января 2007 г. N Ф04-8916/2006(30071-А45-41)).
Теперь отчет будет считаться непредставленным до тех пор, пока налогоплательщик не получит квитанцию о приеме. А сформирована квитанция будет только в том случае, если приемный и программный комплексы на стороне инспекции не выявят определенных ошибок. И они могут быть самыми разными, в частности декларация может просто не читаться или быть сформированной налогоплательщиком в старом формате. При этом бухгалтер получит либо сообщение об ошибке, либо уведомление об отказе в приеме отчета, где будут перечислены ошибки, из-за которых файл не был принят. И в том, и в другом случае документооборот прекращается. Это означает, что необходимо устранить все ошибки и повторно выслать отчет. На этой стадии отчет считается непредставленным. Естественно, если отчетность будет направлена в последний день и окажется не принятой, споров с ИФНС не избежать.
Каким образом будет складываться арбитражная практика, теперь предсказать сложно. С одной стороны, по-прежнему в ст. 80 НК РФ срок представления электронной декларации определен как дата подтверждения оператора связи. Однако теперь действующие рекомендации прямо определяют: для того чтобы отчет считался принятым, а документооборот - завершенным, налогоплательщику необходимо иметь не только подтверждение спецоператора, но и квитанцию о приеме. Безусловно, вновь введенные правила ухудшают положение налогоплательщиков.
Теперь, для того чтобы иметь гарантии своевременного представления электронной отчетности, декларацию необходимо отправлять как минимум за два дня до окончания срока ее подачи. Иначе с учетом времени, отведенного налоговым органам на ее проверку, декларация может оказаться непредставленной. Кроме того, учитывая практически повсеместную неготовность налоговых органов обеспечить круглосуточный режим работы программных комплексов, а также отсутствие достаточного количества технических специалистов, проблем у налогоплательщиков прибавится. И вряд ли "нештатные ситуации", предусмотренные Методическими рекомендациями, исправят положение.

Несвоевременное представление

Первое и, пожалуй, самое эффективное решение проблемы - не оставлять сдачу отчетности на последние дни. Необходимо иметь в виду, что и у операторов связи могут быть технические сложности, отвечать за которые в конечном итоге придется налогоплательщику. Ведь ответственность за несвоевременное представление декларации возложена именно на него. Особенно это касается тех, чья обязанность направлять электронную отчетность определена Налоговым кодексом. Хотя судьи и считают, что в этом случае организация вправе представить отчетность и на другом носителе (Постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. N 11500/08, от 3 февраля 2009 г. N 11482/08), все же вероятность судебного разбирательства достаточно высока. Тем более что теперь в НК РФ предусмотрен штраф и за несдачу отчетности именно в электронном виде. Тем же, кто подает электронные декларации в добровольном порядке и оставляет их сдачу на последние дни, можно порекомендовать приносить документы лично или отправлять по почте.
Однако ситуации бывают разные. Если все же случилось так, что в силу каких-либо причин электронная декларация оказалась представленной не вовремя, не сдавайтесь и оспаривайте решение налоговиков в суде. Во всяком случае штраф можно значительно снизить. Как отмечает ВАС РФ (см. Постановление от 8 декабря 2009 г. N ВАС-11019/09), штраф за несдачу декларации не может в разы превышать недоимку. Также при попытке оштрафовать налогоплательщика по ст. 119 НК РФ можно сослаться на отсутствие его вины (Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2009 г. N 17АП-1692/2009-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. по делу N А58-10700/09).
В целом, конечно, представляется очевидным, что после вступления в силу нового порядка у многих организаций пропадет желание представлять отчетность в электронном виде. Тем более что для большинства в настоящее время это все же дело добровольное. Многие вернутся к старому проверенному способу и вновь станут представлять отчетность с использованием обычной почтовой связи, т.к. плюсов у представления отчетности в электронном виде остается все меньше и меньше.

С этого года изменился порядок администрирования страховых взносов. Расчет по ним теперь сдается в налоговые инспекции, а не в фонды. Вместе с этим изменилось и правило о том, при каких условиях расчет по взносам будет считаться представленными. От этого зависит, выпишут компании штраф по ст. 119 НК РФ или нет. В статье разобрано, в чем состоит новое правило и как оно должно применяться. Кроме того, приведены примеры ситуаций, когда инспекция не имеет права считать отчетность не представленной и накладывать за это штраф, невзирая на допущенные при ее сдаче ошибки.

Дата, когда расчет по страховым взносам считается представленным

В Федеральном законе № 212-ФЗ не было норм, устанавливающих, какой день считается днем представления расчета по страховым взносам. Выход был простой - применять по аналогии закона правило из Налогового кодекса.

Согласно ему, при отправке налоговой декларации или расчета по почте или по телекоммуникационным каналам связи, а равно через личный кабинет налогоплательщика, днем ее представления считается дата отправки (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ).

Исходя из этого, суды считали, что главное - вовремя отправить отчетность по взносам в фонд, пусть и с ошибками. Тогда она уже не может считаться не представленной, а ответственности за представление расчета с неточностями НК РФ не установлено (Определение ВАС РФ от 06.08.2013 № ВАС-10205/13, постановления Арбитражного суда Московского округа от 04.12.2015 № Ф05-16599/2015, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2015 № А44-2341/2015 и др.).

Представление расчета

С 2017 года вместо Закона № 212-ФЗ для страховых взносов действует гл. 34 НК РФ.

В ней есть специальное правило о том, что расчет по взносам считается представленным не просто когда он отправлен, а при условии, что в нем указаны (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ):

а) сведения о совокупной сумме страховых взносов, совпадающие с суммой взносов по каждому сотруднику;

б) достоверные данные сотрудников (Ф.И.О., ИНН, СНИЛС, дата рождения, серия и номер паспорта и др.).

Если это условие не выполнено, то автоматически расчет не будет считаться не представленным. У компании будет возможность исправиться: для этого на следующий после получения расчета день налоговая инспекция должна сообщить фирме о неточностях в расчете и она в течение 5 дней обязана представить расчет с достоверными данными, - тогда датой подачи расчета считается дата его первоначального представления. В противном случае расчет будет считаться не представленным.

Данное специальное правило заменяет собой норму из абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ, которая для страховых взносов больше не применима. Здесь следует дополнительно заметить, что неприменима она, невзирая на то, что в ней употреблен термин «расчет», поскольку под ним имеются в виду только расчеты по налогам (расчеты авансовых платежей по налогу на имущество и квартальные расчеты по НДФЛ), а о страховых взносах в данном абзаце речи не идет.

Дата представления

Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Об этом сказано в п. 4 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, - данная норма по аналогии применима и к страховым взносам, администрируемым ФНС РФ.

Прием отчетности

Важно понимать, что представление расчета по взносам или декларации компанией и ее прием налоговой инспекцией - это две части одного процесса сдачи отчетности, но они не тождественны. То есть, даже если инспекция отказывает в приеме полученного электронного бланка, то это не значит, что декларация считается не представленной.

В связи с этим инспекция не имеет права вынести решение о наложении на фирму штрафа за непредставление отчетности, ссылаясь на то, что декларация не принята по одному из следующих оснований, указанных в п. 28 Административного регламента о подаче электронной отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н (зарегистрирован в Минюсте РФ 29.08.2012 № 25312):

  • представление декларации или расчета не в тот в налоговый орган;
  • представление декларации или расчета не по установленной форме или установленному формату;
  • отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя или представителя;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица или подтверждающих его полномочия.
СТАТЬЯ Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера», «Время Юриста», «Время Директора»

Дата представления декларации и дата ее приема инспекцией - это разные вещи

Министерство обратило внимание на то, что следует различать две даты и два документа:
  • дату представления декларации - она указывается в подтверждении специализированного оператора связи (п. 4 Порядка, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169);
  • дату приема декларации - она указывается в квитанции налогового органа о приеме отчетности (п. 211 Административного регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н).
ПИСЬМО Минфина РФ от 29.04.2011 №

Примечание редакции:

случай, который это подтверждает, был разобран, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2013 № А40-107240/12-90-539: суд признал датой представления декларации число отправки обществом декларации, указанное в подтверждении специализированного оператора связи.

Инспекция возразила против этого тем, что не смогла открыть поступившую декларацию из-за того, что она была помещена в раздел «отвергнутые» с причиной: «не удается найти сертификат и закрытый ключ для расшифровки». По этой же причине не была сформирована квитанция о приеме отчетности.

Без квитанции о приеме декларация считается не представленной, - решили в инспекции.

Суд отверг эти доводы, указав следующее.

Во-первых, отсутствие у общества квитанции ИФНС о приеме декларации не свидетельствует о том, что она не представлялась.

Во-вторых, технический сбой при отправке декларации не может ставиться в зависимость либо влиять на факт исполнения обществом обязанности по представлению налоговой отчетности, поскольку со своей стороны общество предприняло все необходимые меры по своевременной отправке декларации.

Нарушение порядка и формы представления декларации не подпадает под непредставление

27.04.2015 в 23:21 (последний день и час срока) организация отправила в ИФНС электронную декларацию по НДС за I квартал 2015 года.

Инспекция выявила ошибки, препятствующие приему документа, в связи с чем направила компании уведомление об отказе в приеме налоговой декларации 27.04.2015.

На следующий день организация отправила декларацию повторно. Однако инспекция отказала и в этот раз, из-за нарушения с кодом ошибки 0300300000 - «структура файла обмена не соответствует требованиям формата» и множество ошибок с кодом 0300300001 - «Файл не соответствует xsd-схеме».

В третий раз, 29.04.2015, декларация была принята инспекцией, но при этом она решила, что поскольку организацией нарушен формат представления налоговой декларации, и она не была принята к обработке, это следует квалифицировать как непредставление декларации в установленные сроки.

На данном основании компании был назначен штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 148 тыс. рублей.

Компания с этим не согласилась и обратилась в суд, предоставив на обозрение арбитров «подтверждение даты отправки», датированное 27.04.2015.

Суд определил, что форма и формат самой декларации, первоначально представленной 27 апреля, соответствуют установленным требованиям, а несоответствие относится к формату представления приложения № 9 (книги продаж) к декларации. Однако нарушение порядка, формы, либо формата представления налоговой декларации не образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 119 НК РФ.

Данной нормой установлена ответственность за определенный состав правонарушения - непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Следовательно, нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного в ст. 119 кодекса.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2016 № Ф08-9002/2016

Ошибки в формате файла не делают декларацию не представленной

По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС инспекция привлекла организацию к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 124 тыс. рублей.

Основанием послужило то, что декларация хоть и была представлена своевременно, но вместо формата «налоговая отчетность» была направлена в инспекцию в формате «неформализованный документ». По этой причине инспекторы не смогли открыть полученный электронный файл.

Организация не согласилась со штрафом и обратилась в суд.

Она заявила, что получила как подтверждение отправки, так и квитанцию о доставке файла в налоговый орган, из которых следует, что в день отправки файл был получен инспекцией.

Арбитры поддержали компанию.

Судьи указали, что согласно п. 4 Порядка, утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

При этом технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком указанной обязанности.

По статье 119 НК РФ предусмотрена ответственность только за нарушение срока представления декларации. Иные нарушения, связанные с порядком ее подачи, в том числе получение налоговым органом нечитаемой информации, не образуют состава правонарушения, предусмотренного данной статьей.

Таким образом, событие правонарушения отсутствует, что в силу ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение компании к ответственности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2011 № А27-11908/2010

Ошибки в структуре файла не позволяет накладывать штраф за непредставление

Организация в установленный срок направила в ИФНС годовую декларацию по земельному налогу.

Однако получила в ответ уведомление об отказе в приеме на том основании, что декларация содержит ошибки в части указания КПП, из-за чего декларация не может быть принята к обработке, а также отсутствует сообщение о доверенности и неправильно указаны сведения о руководителе.

Организация исправила эти ошибки, но подала декларацию в бумажном виде.

ИФНС ее приняла, но оштрафовала фирму по ст. 119.1. НК РФ за нарушение способа представления отчетности.

Организация обратилась в суд, полагая, что штраф назначен неправомерно. Ведь в силу п. 4 ст. 80 НК РФ при передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Судьи поддержали компанию.

Они признали, что поскольку организацией были соблюдены требования ст. 119.1. НК РФ, а именно, декларация первоначально в установленный законом срок представлена в электронном виде, то состава налогового правонарушения, действия общества не образуют и, соответственно, привлечение его к ответственности за отсутствием вины неправомерно.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 № А49-5219/2012

Загруженность сервера оператора не отменяет факта отправки декларации

20 января, в последний день срока, общество направило в ИФНС декларацию по НДС за 4 квартал предыдущего года, но подтверждение об отправке от оператора не поступило.

На следующий день бухгалтер связалась с представителем оператора, который сообщил, что программа не предупреждала о сбоях в передаче, но данных о передаче декларации действительно нет.

22 января бухгалтер отправила декларацию повторно и получила подтверждение оператора. Получив ее, ИФНС решила, что общество не представило декларацию в установленный срок и выписала штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 75 тыс. рублей.

Компания обратилась в суд, утверждая, что именно 20 января должно считаться датой представления отчетности. В качестве подтверждения первичной отправки в этот день фирма предъявила файл отчетности, а также распечатку данных из программы.

Однако штраф отменили, так как согласно полученной от оператора информации, 20 числа его сервер был загружен по причине массовой отправки отчетности. Из-за этого отчётность не была отправлена в ИФНС.

Таким образом, со стороны общества были предприняты все необходимые действия по своевременной отправке, и сообщение об ошибке ему не поступало. Следовательно, вины компании в случившемся нет.

В соответствии же с п. 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.

Учитывая изложенное, оснований для привлечения общества к ответственности не имеется, - резюмировал суд.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 26.07.2011 № КА-А40/7709-11

Нулевой расчет по страховым взносам подается, если компания не ведет деятельности

Пунктом 7 ст. 431 НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в установленном порядке не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам.

Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.

Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в ИФНС об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физлиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм взносов, подлежащих уплате за этот же период.

Кроме того, нулевые расчеты позволяют налоговым органам отделить плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат физлицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, от плательщиков, которые нарушают установленный НК РФ срок для представления расчетов, и, следовательно, не привлекать их к ответственности по п. 1 ст. 119 кодекса.

Таким образом, в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат физлицам в течение того или иного расчетного (отчетного) периода, он все равно обязан представить в ИФНС не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет с нулевыми показателями. В противном случае организации могут выписать штраф, минимальный размер которого составляет 1000 рублей.

Штраф за непредставленный расчет по страховым взносам нужно распределить по трем КБК

В связи с поступающими вопросами о распределении между внебюджетными фондами сумм поступлений от штрафов по ст. 119 НК РФ, налоговая служба сообщила следующее.

В соответствии со указанной статьей непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Исходя из положений БК РФ, суммы данного штрафа нужно зачислить в бюджеты по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством применительно к соответствующим страховым взносам. Однако нормативы таких отчислений применительно к страховым взносам не установлены.

Даже если налоговики не приняли электронную декларацию из-за ошибки, выявленной на первом этапе проверки, декларация считается представленной. Такой вывод можно сделать из постановления ФАС Поволжского округа . Стоит отметить, что данный вывод выгоден налогоплательщикам, но противоречит методическим рекомендациям по приему налоговой отчетности в электронном виде*, которые действуют с конца 2010 года (утверждены приказом ФНС России от 02.11.09 № ММ-7-6/534@ , далее — Методические рекомендации).

Алгоритм приема отчетности

Напомним, что до введения в действие Методических рекомендаций, применялось простое правило, подтвержденное : если у налогоплательщика на руках есть подтверждение спецоператора связи об отправке отчета и если этот отчет отправлен вовремя, штрафа за непредставление декларации не будет. Однако в конце 2010 года ситуация изменилась. Методические рекомендации ввели новый алгоритм приема отчетности. Налоговики сначала проводят первичную проверку присланного файла (на это им отводится четыре часа). Как правило, в ходе этой проверки выясняется, нет ли расхождений между сведениями о налогоплательщике, которые указал декларант, и сведениями, которые хранятся в базе ИФНС.

При наличии ошибок налоговики высылают сообщение об ошибке, документооборот прекращается, и декларация считается непредставленной. Если же ошибок нет, налогоплательщик получает от ИФНС извещение о получении, после чего следует более глубокая проверка файла по ряду параметров. Если она не выявила ошибок, то налогоплательщик получает квитанцию о приеме.

Этот документ означает, что о сроках сдачи отчетности можно больше не беспокоиться — отчет считается сданным, а дата отправки декларации устанавливается по подтверждению . Но при обнаружении ошибок на втором этапе проверки налоговики высылают уведомление об отказе. Получение отказа означает, что документооборот прекращен, декларация считается непредставленной, и ее необходимо выслать заново. Подробнее об алгоритме приема отчетности см. « » и « ».

Суть спора

В марте этого года ФАС Поволжского округа рассмотрел следующий спор. Пензенская компания четырежды отправляла в инспекцию декларацию по земельному налогу через интернет, однако налоговики так ее и не приняли. Сначала в приеме было отказано на том основании, что декларация содержит ошибку в КПП, потом — что декларация не содержит сообщения о доверенности на сдачу отчетности, потом оказалось, что налогоплательщик неверно указал данные о руководителе, затем, исправив одни ошибки, вновь допустил ошибку в КПП, и т. д. В итоге организация сдала декларацию на бумаге с нарушением установленного срока.

Инспекторы приняли бумажную декларацию, но оштрафовали компанию по статье 119.1 НК РФ за нарушение способа представления отчетности (среднесписочная численность организации — более 100 человек, поэтому она обязана отчитываться только в электронном виде).

Когда декларация считается представленной?

Суды первой и апелляционной инстанций признали штраф правомерным. Арбитры отклонили довод компании о том, что изначально отчетность была направлена в электронном виде. Как указали судьи, которые, вероятно, ориентировались на Методические рекомендации, при получении уведомления об отказе в приеме декларация считается не представленной (п. 2.10 Методических рекомендаций). В этом случае налогоплательщик должен устранить ошибки и отправить документ повторно. Поскольку организация так и не устранила ошибку в КПП, такую отчетность нельзя считать представленной.

Но суд кассационной инстанции вывод нижестоящих судов счел ошибочным. Судьи ФАС Поволжского округа указали: согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. В данной ситуации организация неоднократно направляла декларацию в ИФНС своевременно и в электронном виде, что не оспаривается инспекцией. И только отказ инспекции в приеме отчетности привел к тому, что налогоплательщик сдал декларацию на бумажном носителе. Между тем НК РФ предусматривает ответственность за несоблюдение порядка представления декларации в электронном виде, а не за ошибки в ней.

Вывод ФАС Поволжского округа стоит процитировать полностью: «Поскольку в рассматриваемом случае обществом были соблюдены требования статьи 119.1 НК РФ, а именно представлены декларации в электронном виде , то состава налогового правонарушения, как того требует законодательство, действия общества не образуют и, соответственно, привлечение его к ответственности за отсутствием вины неправомерно».

На наш взгляд, особого внимания заслуживают слова о том, что в описываемом случае декларация, по мнению суда, все-таки были представлена. Даже несмотря на то, что контроль на стороне инспекции выявил в декларации ошибки, которые, согласно пункту 2.10 Методических рекомендаций, позволяют считать отчетность непредставленной.

В детском дошкольном образовательном учреждении в 2018 году в разных месяцах работало от 23 до 27 человек, в 2019 году – 27 человек (из них одна работница находится в декрете). В каком порядке учреждение должно представлять в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и других пособий, связанных с материнством: в электронной форме либо на бумажном носителе (учреждение расположено в субъекте РФ, участвующем в пилотном проекте)? Покупатель – плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом предъявленного ему налога по товарам, работам, услугам, имущественным правам в случае, если соблюдены прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ условия: покупка предназначена для облагаемой НДС операции и поставлена на учет, у покупателя имеется оформленный соответствующим образом счет-фактура. Правда, если этот документ получен с опозданием, у налогоплательщика могут возникнуть дополнительные вопросы. За какой период заявлять вычет? Как его перенести на последующие налоговые периоды и не просчитаться со сроком, отведенным законодателем на данное мероприятие? Можно ли отсрочить лишь часть вычета? Четыре судебные инстанции, включая ВС РФ, отказали гражданке Ж. в праве зарегистрировать новое ООО «Д». Формальным основанием для данного отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129‑ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно то, что заявление по форме Р11001 не содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах его место нахождения, а также имеются признаки отсутствия у учредителей – юридических лиц ООО «П», ООО «Б» и их руководителей возможности осуществлять управление в создаваемом юридическом лице.

Изменение ставки по НДС само по себе вроде бы не должно вызывать сложности для учетных работников. Действительно, начисляете большие суммы к уплате в бюджет и все… Однако трудности могут возникнуть в период перехода от меньшей ставки к большей. В данной статье мы представим обзор последних разъяснений чиновников на эту тему, связанных с выполнением работ и оказанием услуг. В апреле 2019 года была выявлена ошибка: по объектам библиотечного фонда, принятым к учету и введенным в эксплуатацию в августе 2018 года, амортизация не начислялась. Какие исправительные записи необходимо сделать в бюджетном учете?

Читайте также: