Когда был установлен гербовый сбор. Гербовый сбор

А вы знаете, что такое гербовый сбор? Если нет, то, значит, вы никогда не сталкивались с покупкой и продажей ценных бумаг или не совершали сделок с недвижимостью. К сожалению, в России налоговая и населения отнюдь не на высоком уровне. Поэтому наша статья многим окажется полезной.

Что такое гербовый сбор?

Система налогообложения представляется россиянам "китайской грамотой", большинство из нас не представляет, сколько налогов мы платим в казну государства, и тем более не интересуется налоговой системой других стран. Гербовый сбор до сих пор вызывает у специалистов много вопросов, они не могут определиться, к какому разряду его отнести - пошлины или налога. Ведь он подходит под определение того и другого одновременно.

Можно сказать, что гербовый сбор - это специальный налог, который взимает государство с частных и юридических лиц за сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Он уплачивается в обязательном порядке при обращении в государственные учреждения.

Каким образом оплачивается налог?

Гербовый сбор - единственный в своем роде налог, оплата которого подтверждается официальными бумагами либо печатями. Собственно говоря, и название свое данный налог получил по той же причине. Изначально его оплата подтверждалась выдачей специальной гербовой бумаги с маркой или печатью. Фактический гербовый сбор берется за подтверждение государством каких-либо действий его граждан.

Система начисления гербового сбора

Каждое государство самостоятельно на основе принятой законодательной базы устанавливает систему начисления гербового сбора. В одних странах он является своеобразным налогом на стоимость и начисляется как процент от затраченной на покупку суммы. Другие государства устанавливают фиксированную сумму, которая разнится в зависимости от проводимой сделки.

Оплачивать гербовый сбор могут как обе стороны сделки, так и одна. Это тоже регулируется на законодательном уровне. Обычно государство очень тщательно следит за уплатой данного налога, в случае выявленных нарушений физическое либо юридическое лицо может ждать уголовное преследование.

Такая практика довольно распространена за рубежом, причем в последнее время в странах Европы наблюдается тенденция к изменению в системе налогообложения. Европейцы с ужасом ждут ее ужесточения, что существенно повлияет на их благосостояние в условиях экономического кризиса.

Россия: история гербового сбора

Если вас интересует, когда был установлен гербовый сбор в нашей стране, то стоит заглянуть в далекий семнадцатый век. Первым установил данный налог Петр I, выпустив специальную бумагу с печатью. В течение последующих лет налоговое законодательство развивалось, и к девятнадцатому веку гербовый сбор в России окончательно закрепился в форме налога.

Ведало сбором данного налога Министерство финансов, оно же следило за выполнением закона и выявляло неплательщиков. В начале двадцатого века гербовый сбор стал представлять собой довольно сложную систему. Он делился на простой, имеющий пять классификаций, и пропорциональный, подразделяющийся на еще более сложную и разветвленную структуру.

Уплата налога происходила с помощью выпускаемых государством марок. В дореволюционной России было выпущено около тридцати шести марок различных видов, они применялись вплоть до двадцатых годов прошлого века.

Уплата гербового сбора в современной России

В СССР стремились изменить царскую систему уплаты гербового сбора, поэтому его заменили на единую пошлину, просуществовавшую вплоть до девяностых годов прошлого века. После развала СССР правительство нашей страны вернулось к практике взимания гербового сбора, но это касалось только сделок с ценными бумагами. Покупка и продажа земельных наделов и недвижимости уже не предполагали уплату гербового сбора.

В настоящее время в России действует отдельный налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Гербовый сбор граждане нашей страны не платят.

США: роль гербового сбора в истории страны

США и Канада являются странами, где население не уплачивает гербовый сбор. Здесь действует иная система налогообложения. Но когда-то именно этот налог сыграл роль катализатора, кардинально изменившего течение событий в американских колониях.

Многие историки считают, что гербовый сбор 1765 года стал последней каплей, перевесившей чашу терпения колонистов, которые стали серьезно задумываться об отделении от Англии. Дело в том, что Великобритания в этот период испытывала жесткий дефицит бюджетных средств и пыталась покрыть его введением новых налогов. Естественно, что больше всего от них страдали колонии. Налоговый гнет и так вызывал массу протестов среди населения североамериканских колоний, но большинство денег шло на нужды и развитие самих поселений, поэтому протесты гасились властями. Но в 1765 году был принят акт о гербовом сборе, который будущие американцы должны были уплачивать практически за все купленные на территории Америки предметы и товары. Это вызвало бурю протеста, особенно заметны были волнения в Бостоне. Закон о гербовом сборе подтолкнул горожан выйти на улицы города с плакатами и лозунгами. Их возмутил тот факт, что налог будет полностью уходить в казну Великобритании. К тому же данный гербовый сбор в пять раз превышал подобный налог в самой Британии.

В конечном итоге после прокатившейся по стране волны демонстраций закон о непомерном налоге так и не был принят. До сих пор гербовый сбор в США не уплачивается гражданами страны и мигрантами, проживающими на территории государства и не имеющими гражданства.

Великобритания: система налогообложения

Гербовый сбор Великобритании касается только сделок с недвижимостью. Он оплачивается физическими и юридическими лицами при покупке либо продаже квартир, земельных наделов, производственных помещений и жилых домов. В любом случае англичане будут вынуждены заплатить данную госпошлину, как они называют этот налог. В той или иной степени он присутствует в жизни англичан с конца семнадцатого века. Именно тогда был впервые применен гербовый сбор.

В Великобритании он начисляется по специальной шкале в процентном соотношении от суммы покупки. Стоит отметить, что налог - достаточно гибкая единица, он колеблется в диапазоне от 2 до 14 %. Чем выше стоимость покупки, тем больше денег придется заплатить жителю Туманного Альбиона.

В первое время система была несовершенна, и при незначительном переходе из одной категории суммы покупки в другую налог существенно повышался. В 2014 году шкала начислений была отредактирована и стала более справедливой.

В 2015 году правительство Великобритании приняло закон, который предписывает уплату дополнительного гербового сбора в случае, когда сумма покупки превышает 40 000 евро, покупатель будет вынужден оплатить еще 3 % от стоимости покупки дополнительно. В Британии оплата налога возложена на покупателя.

Кто в Великобритании может не платить налог?

Естественно, что существует категория населения, которая освобождена от уплаты гербового сбора. В Великобритании это возможно только в том случае, когда вы получаете недвижимость в подарок или по наследству. К этой же категории относится вступление в права пользования недвижимостью в результате раздела имущества по бракоразводному процессу.

Во всех остальных случаях при сделке с недвижимостью необходимо заплатить налог. Причем только в случае предъявления документов об оплате вы сможете получить свидетельство о собственности на объект недвижимости.

Расчет гербового сбора в Британии: кто это делает?

Удивительно, но в стране не существует специальных учреждений, занимающихся расчетом и контролем за уплатой гербового сбора. Эта функция возложена на самих британцев. Дело в том, что обычно всеми сделками с недвижимостью занимаются адвокаты. В сумму их гонорара как раз и входит расчет налога, делают они это с помощью специального калькулятора.

По закону оплатить гербовый сбор необходимо в срок до тридцати дней после вступления сделки в силу. В любой день британец может заплатить нужную сумму и получить долгожданное свидетельство, подтверждающее право собственности на недвижимость. В настоящее время на рассмотрении находится поправка к закону о гербовом сборе. Срок уплаты налога планируется сократить до двух недель. Сроки для компаний и частных лиц являются идентичными, но для юридических лиц налог начисляется немного иначе.

гербовый сбор

денежные средства, взимаемые государством в виде налога на документы, оформление которых необходимо при оформлении ряда операций, сделок (регистрация фирмы, увеличение акционерного капитала, передача ценных бумаг, оформление опеки и др.).

Словарь финансовых терминов

ГЕРБОВЫЙ СБОР

государственные налоги, которыми облагаются все операции, связанные с ценными бумагами.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гербовый сбор

государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. В СССР взимание гербового сбора отменено с 1930 с введением единой государственной пошлины (с 1942 - государственной пошлины). С 1991 в Российской Федерации взимается гербовый сбор по операциям с ценными бумагами.

Большой юридический словарь

гербовый сбор

налог, взимаемый государством за совершение различного рода операций, составление документов, регистрацию сделок и пр. В настоящее время в России не взимается.

Гербовый сбор

особый государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. Взимание Г. с. производится путём продажи гербовых бланков для составления документов или специальных гербовых марок. Г. с. уплачивается либо в твёрдой сумме с каждого вида документа (простой Г. с.), либо в зависимости от суммы сделки, указанной в документе (пропорциональный Г. с.). Впервые был введён в Нидерландах в 1624. В России Г. с. был установлен Петром I в 1699. В Советском государстве Г. с. взимался с 16 февраля 1922 и отменен при проведении налоговой реформы 1 октября 1930. При подаче заявлений в судебные органы взыскивается государственная пошлина.

Википедия

Гербовый сбор

Гербовый сбор - налог , взимаемый при приобретении недвижимости и земли, а также при покупке акций, бондов и других инвестиционных инструментов. Принадлежит к разряду пошлин и взимается путём обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной её стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства.

Данная статья посвящена налогу, относящемуся к недвижимости и земле. Полное название этого налога - Гербовый Сбор Налога на Землю (Stamp Duty Land Tax или SDLT). Ставка налога зависит от стоимости недвижимости или земли.

Ставка налога в Великобритании:

Уровень налоговой ставки

Стоимость жилой недвижимости

Стоимость коммерческой недвижимости

свыше £125,000 - £250,000

свыше £150,000 - £250,000

свыше £250,000 - £500,000

свыше £250,000 - £500,000

свыше £500,000

свыше £500,000

свыше £1,000,000

С предприятий и гербовый сбор так и не были введены в действие.  

В результате такой неточности к системе налогов были причислены те платежи в бюджет, которые не обладали признаком индивидуальной безвозмездности, а именно платежи за пользование природными ресурсами , государственная пошлина , лесной доход , плата за воду, гербовый сбор и др., которые на самом деле носят характер своеобразной оплаты либо оказываемых государственными органами услуг, либо принадлежащих государству ресурсов.  

Если два лица заключили между собой какой-либо договор имущественного характера, то документ, представляющий собой письменное выражение договора, оплачивался пропорциональным налогом с суммы договора. В СССР большая часть договора облагалась пропорциональным гербовым сбором 1-го разряда в размере 0,5% с суммы документа, некоторые документы облагались гербовым сбором 2-го разряда в 0,25% с суммы. Налог на счета устанавливался в виде гербового сбора со счетов, выдаваемых торговыми предприятиями. Точно так же облагались квитанции и расписки.  

В эпоху Петра I (1672-1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения подворное налогообложение было заменено подушной податью (см. 2.2. Подушная и оброчная подати), введены новые виды налогообложения - горная подать , гербовые сборы, пробирная пошлина , экзотические виды налогообложения - налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.  

До 1780 г. доход от гербового сбора составлял ежегодно не более 50 тыс. руб. с 1780 по 1797 г. казна имела чистого дохода от гербовой  

До Александра I заведование гербовым сбором переходило от одного учреждения к другому. С 1811 г. заведование гербовым сбором  

Уменьшение и последующая отмена выкупных платежей в значительной мере были компенсированы повышением существовавших и введением новых видов налогов . Были увеличены акцизы на спирт (сначала до 8 коп. по Закону 19 мая 1881 г., затем до 9 коп. за градус, по Закону 18 мая 1885 г.), на сахар (12 мая 1881 г.), на табак (18 мая 1882 г.) повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены ставки таможенных пошлин на ряд импортируемых товаров (при этом закрыт транзит через Закавказье), повышены ставки налога с недвижимых иму-ществ в городах (13 мая 1883 г.), увеличен в 1,5 раза поземельный налог , повышены налоги на заграничные паспорта. Был введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.), введен налог на денежный капитал и налог на переход имуществ безвозмездными способами (налог на дарения и наследства).  

Реформированию подвергается система гербовых, судебных и пробирных пошлин простой гербовый сбор повышен с 60 до 80 коп. цена актовой бумаги увеличена на 25%. В 1888 г. увеличен гербовый сбор с процентных бумаг действие Гербового устава распространено на товарные складские свидетельства (1889). Судебные пошлины получают характер гербового сбора при сумме свыше 25 руб. они должны были уплачиваться наличными деньгами , до 25 руб. - особыми гербовыми марками (1890). В 1891 г. была повышена пробирная пошлина с золотых изделий с 15 до 30 коп., с серебряных - с 1 до 2 коп.  

Впервые введенный при Петре I гербовый сбор (см. 2.1. Налоговые реформы Петра I) относился к разряду пошлин и представлял собой налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании или увеличение ее акционерного капитала , доверенность, договор об аренде, о передаче ценных бумаг , акций, облигаций, соглашение об опеке, посредничестве, представительстве и др.  

Гербовый сбор в России взимался двумя способами 1) путем обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги 2) путем накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства.  

Фискальные преимущества гербового сбора состояли в том, что под него могли быть подведены все случаи гражданской жизни, требующие письменного акта. Взимание его не требовало особых правительственных органов и дешево обходилось казне.  

С 1874 г. широкое распространение получает употребление гербовых марок, наклеиваемых на простую бумагу. Законодательную основу взимания сбора во второй половине XIX - начале XX в. составлял Устав о гербовом сборе издания 1886 г. (Свод Законов, т. V).  

По своей организации и в зависимости от характера документа гербовый сбор в России подразделялся на 1) твердый, или постоянный (когда прямо определяется цифра сбора для известных сделок или известных сношений частных лиц между собой и с государственными учреждениями, без всякого отношения к сумме сделки или акта) - простой сбор 2) пропорциональный, или изменяющийся (когда размер сбора определяется в соответствии с суммой сделки или акта).  

Простой гербовый сбор был установлен пяти размеров в 80, 60,15, 10 и 5 коп. за каждый лист гербовой бумаги . Простым гербовым сбором в 80 коп. облагались всякого рода бумаги, поступающие от част-  

С 1888 г. гербовым сбором оплачивались всякого рода процентные бумаги русские - при первоначальном выпуске их в обращение, а иностранные - при поступлении их в обращение в пределах империи. По этой разновидности сбора было установлено 10 разрядов от 15 коп. (для бумаг ценностью до 50 руб.) до 10 руб. (для бумаг ценностью свыше 5000 руб.).  

Пропорциональным гербовым сбором облагались 1) акты и документы по личным долговым обязательствам (была установлена вексельная гербовая бумага) 2) акты и документы по другим имущественным сделкам на суммы не менее 50 руб. (было установлено 23 вида гербовой (актовой) бумаги). Передача контрактных обязанностей, совершаемая не особым актом, а передаточной надписью на самом контракте, оплачивалась простым гербовым сбором в 8 коп., если сумма передаваемых обязательств была не менее 50 руб., в противном случае такие акты освобождались от обложения гербовым сбором.  

От уплаты гербового сбора освобождались отдельные виды дел в государственных ведомствах и установлениях (дела о преступлениях и проступках, о воинской повинности, об устройстве быта крестьян, о  

Нарушения правил о гербовом сборе влекли за собой для каждой из сторон, участвовавших в сделке, не оплаченной гербовым сбором, штраф в 10-кратном размере невнесенного сбора. Штрафу в 30 раз против установленного размера гербового сбора подвергались лица, выдавшие накладные, платежные расписки, счета, удостоверявшие получение денег, товаров и др. предметов, вообще акты и документы, освобождавшие от выполнения обязательства, - без оплаты их гербовым сбором.  

Нарушения правил гербового сбора покрывались давностью 1) когда со времени совершения таких нарушений должностными лицами прошло 10 лет 2) когда совершенные частными лицами с отступлением от правил о гербовом сборе договоры и обязательства утратили, за давностью, свою силу. Но на взимание самого гербового сбора (без штрафов) давность не распространялась.  

В России вследствие недостаточного развития промышленности и торговли поступления с гербового сбора были относительно невелики в 1810 г. гербовый сбор доставил около 1575 тыс. руб., к 1859 г. он возрос до 14 млн руб. серебром.  

Значительное увеличение дохода по гербовому сбору было отмечено в 1879 г. как результат увеличения цены простой гербовой бумаги , гербовых марок, актовой и вексельной гербовой бумаги и введения в губерниях Царства Польского вексельной бумаги на основании Закона 26 декабря 1878 г. В 1882 г. последовало новое увеличение гербового дохода, которое было результатом введения с 1 июля 1882 г. вексельной бумаги и повышения цен. В 1885-1886 гг. поступления по гербовому сбору уменьшались, а в 1887 г. снова возросли вследствие повышения с 1 июля 1887 г. размера простого гербового сбора и цен актовой бумаги . Впоследствии поступления от сбора непрерывно возрастали и в 1890 г. достигли 21,2 млн руб. Расходы на заготовление и укупорку гербовой бумаги , марок, банков и бандеролей составляли в 1890 г. около 765 тыс. руб., а на содержание Гербового казначейства - 34,6 тыс. руб. В том же году только штрафы за нарушения Гербового устава принесли казне доход около 800 тыс. руб.1  

Взимание гербового сбора было отменено в период новой экономической политики (в 20-е гг. XX в.).  

В первые годы в Советской России взимался гербовый сбор по несколько измененному дореволюционному законодательству, а в октябре 1920 г. был отменен.  

Федеральные (государственные) налоги - налог на добавленную стоимость (НДС).,отчислеиие на воспроизводство минеральных ресурсов, акцизы, всевозможные гербовые сборы госпошлина регистрация банков и предприятий транспортный налог налог с имущества, налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами , налог на доход с физических лиц, таможенный тариф платежи за пользование природными недрами, налог за обслуживание дорог и т.д.  

Гербовым сбором облагались сделки с векселями, акциями, облигациями, договоры о поставках, подрядах, страховании и т. д. Целями введения этого налога считались рационализация и минимизация документооборота внутри народного хозяйства , дебюрократизация хозяйственной жизни.  

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. (инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курба-  

В период царствования Александра I (1777-1825, российский император с 1801) были реформированы следующие виды налогообложения оброчный сбор , гильдейский сбор , пошлина с наследств, горная подать , гербовый сбор, питейный сбор , вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества , кибиточная подать , попудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей (см. 3.3. Земские повинности в первой половине XIX в.), реформируется система организации сбора налогов.  

Существенные изменения были внесены в систему сбора косвенных налогов . С 1818 г. в России действовала казенная продажа вина. Канкрин восстановил откупную систему, что позволило увеличить питейные доходы на 81 млн руб. (в 1827 г.) по сравнению с казенной продажей вина. При Канкрине был введен акциз на табак. В 1842 г. был увеличен гербовый сбор.  

И взимается путём обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной её стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства.

Данная статья посвящена налогу, относящемуся к недвижимости и земле. Полное название этого налога - Гербовый Сбор Налога на Землю (Stamp Duty Land Tax или SDLT). Ставка налога зависит от стоимости недвижимости или земли.

Ставка налога в Великобритании:

См. также

Напишите отзыв о статье "Гербовый сбор"

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1333 дня))

Отрывок, характеризующий Гербовый сбор

Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.
– Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает…
Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила.
– Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу…
– Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне.
– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.

Гербовый сбор - принадлежит к разряду пошлин (см.) и взимается путем обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной ее стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства. Изобретение гербовой бумаги некоторые писатели приписывают Юстиниану . В Западной Европе она вошла в употребление не ранее XVII в., прежде всего - в Голландии , один из граждан которой благодаря премии, назначенной генеральными штатами за изобретение нового, необременительного для плательщиков и выгодного для фиска налога, придумал в г. этот вид государственных сборов. Не прошло и столетия, как гербовая бумага распространилась по всей Европе. По своей организации Г. сбор делится на 1) твердый, или постоянный - когда прямо определяется цифра сбора для известных сделок или известных сношений частных лиц между собой и с государственными учреждениями, без всякого отношения к сумме сделки или акта, и 2) пропорциональный, или изменяющийся - когда размер сбора определяется сообразно с суммой сделки или акта, повышаясь, впрочем, не строго пропорционально, а по разрядам или классам (например, акты на суммы от 300 до 900 руб. пишутся у нас на бумаге стоимостью в 3 руб. 10 коп., а акты на суммы от 900 до 1500 руб. - на бумаге стоимостью в 5 руб. 40 к.). Существенный недостаток Г. сбора заключается в том, что он не на всех падает равномерно: число актов, сделок и других бумаг, оплачиваемых Г. сбором и выпадающих на долю того или иного лица, вовсе не сообразуется с имущественным положением плательщика. С другой стороны Г. сбор представляет и преимущества: под него могут быть подведены все случаи гражданской жизни, требующие письменного акта; взимание его удобно для публики, не требует особых правительственных органов, обходится казне дешево, упрощает государственное счетоводство. В Англии все пошлины взимаются в форме Г. сбора (Stamp-duties ), даже собственно крепостные пошлины и налог на наследства. С г. Г. сбор на сумму не выше 2 шиллингов 6 пенсов оплачивается почтовыми марками. Во Франции никакой акт обращения ценностей, кроме продажи земледельческих продуктов, не избегает Г. сбора (droit de timbre ), который распадается на три вида: 1) Droit de dimension , соразмеряющийся с величиной бумаги (установлено 5 форматов, и для каждого формата закон определяет число строк на странице и число слогов в строке), взимается со всех документов, долженствующих или могущих служить доказательством чего-либо на суде. 2) Timbre proportionnel - падает на акты коммерческого характера: векселя, ордеры , акции, страховые полисы и проч. 3) Timbre fixe - взимается с г. со всякого рода расписок, чеков, паспортов и проч. и представляет твердую однообразную цифру в 10 сантимов. В Германии некоторые Г. пошлины, имеющие характер налогов, отнесены к имперским доходам; таковы Г. сборы с векселей , заемных писем, акций, рент, игральных карт, лотерейных билетов. В отдельных германских государствах существуют еще особые Г. сборы. В России Г. бумага введена при Петре I указом 23 января г. по мысли Курбатова, дворецкого графа Шереметева, бывавшего за границей. Бумага под орлом, клейменая, или орленая, была сначала трех сортов: 1) под большим орлом - для крепостей; 2) под гербом величиной против золотого - для крепостей на сумму ниже 50 руб. и для челобитных мировых, и 3) за печатью в половину золотого - для челобитных и выписок в приказах. Крепости, писанные не за вышеозначенными клеймами , объявлены недействительными, а с тех, у кого такие крепости окажутся, велено взимать пошлину вдвое. Печатание и продажа этой бумаги поручены были Оружейной палате, в которой бумага клеймена была таким образом, что на листе находились два клейма, по одному на каждом столбце (то есть полулисте), с означением слов в большом гербе - 10 копеек (Фиг. 1), в среднем - 1 коп. (копеечные клейма, по-видимому, были двух образцов: с драконом под гербом (Фиг. 2) и без дракона), в меньшем - 1 деньга (Фиг. 3).

Фиг. 2. Фиг. 3.

Дополнение

Гербовый сбор (см. соотв. статью). - Местом первоначального употребления гербовой штемпельной («орлёной» - при Петре I в России) бумаги считается Голландия . В Испании она стала употребляться с г., во Франции с г., в Пруссии с г., в Англии с г., в России с г. Крупные неудобства применения гербовой бумаги вследствие непредвиденных ошибок при составлении всякого рода актов - причем убытки падали обыкновенно на малосведущие, несостоятельные или малосостоятельные классы населения - заставили почти все культурный страны перейти к более простым способам взимания: сначала к клеймению от руки документов, а позднее - к наклеиванию на составленные на простой бумаге акты специальных (гербовых или штемпельных) марок. В Австрии эта новая система стала применяться с г., во Франции с г., в Пруссии с г., в большинстве других государств с конца 60-х или с 70-х и 80-х гг. Особенно далеко пошла в этом отношении Англия , в которой с г. законом разрешается, вместо употребления специальных гербовых знаков или штемпеля, наклеивание на все подлежащие этого рода обложению акты простых почтовых марок, если сумма гербового сбора меньше 2 шилл. 6 пенсов (около 1 руб. 20 коп.). Результаты этого опыта, по мнению почти всех английских авторитетов, оказались благоприятными. Единственным недостатком этой системы является невозможность точного определения получаемых государством от Г. сбора доходов. Когда штемпель прилагается в виде удостоверения уплаты акцизных сборов, он применяется обыкновенно в форме бандеролей. Иногда применяется и способ непосредственного снабжения гербом, штемпелем или печатью требующих удостоверения бумаг и актов, после того как соответствующее учреждение получило следуемые за это суммы наличными деньгами. Особенно удобен последний способ в тех случаях, когда взимаемая сумма налога очень велика. По вопросу о классификации Г. сбора и его соотношении с другими графами бюджета различные представители финансовой науки держались, да и теперь еще нередко держатся совершенно противоположных взглядов. По мнению Рау, «взимание штемпельного налога с бумаг частного характера является только средством забирать при всяком удобном случае малую толику с имущества граждан в пользу казны». К Г. сборам, взимаемым при сношениях частных лиц с государственными учреждениями, Pay относится снисходительнее. Адольф Вагнер причисляет Г. сборы к так назыв. Verkehrssteuern (пошлины с обращения). Главными причинами быстрого и повсеместного распространения Г. сборов являются быстрый рост государственных расходов, вызванный развитием денежного хозяйства, и сравнительная легкость взимания, так как почти все сношения с административными учреждениями и многие сношения отдельных лиц между собой могут быть легко подведены под этот сбор, дающий сравнительно крупные доходы. К числу фискальных удобств его следует причислить и сравнительную незначительность расходов: фиск берет на себя лишь расходы на заготовку марок и Г. бумаги, а распространение их и продажу могут брать на себя почти без всякого повышения расходов судебные и почтовые учреждения, казначейства и т. д. Поскольку дело касается сношений отдельных лиц с государственными учреждениями, последние являются бесплатно функционирующим контролем. Наоборот, поскольку дело касается сношений отдельных лиц между собой, контроль является иногда затруднительным и происходят бесконечные обходы закона. Ввиду этого почти все представители современной финансовой науки требуют не только сравнительно незначительных размеров для Г. пошлин, но и применения их лишь к сравнительно легко контролируемым сферам сношений. Особенно резки в этом отношении жалобы во Франции, где, кроме продажи земледельч. продуктов (исключение это вызвано боязнью членов парламента вызвать недовольство среди многочисленных крестьян-избирателей), почти все остальные сношения отдельных личностей с администрацией или между собой подлежат обложению Г. сбором. К числу неудобств Г. пошлин с общеэкономической точки зрения следует отнести и то обстоятельство, что они взимаются несообразно с общей платежной силой граждане. Pay сомневался, поэтому, даже в самом правовом основании взимания большинства Г. пошлин, утверждая, что «все достояние гражданина, все, что он приобретает, состоит под охраной законов, и потому ошибочно требовать пошлин лишь по поводу известного специального акта, так как государство и без этой пошлины должно способствовать заключению актов». Соглашаясь отчасти с этими доводами, большинство других представителей финансовой науки находит, однако, что Pay идет в данном случае слишком далеко. Если одной из важнейших задач государства и является общая охрана имуществ подданных, совершающаяся помимо пошлин, то в тех случаях, когда государство производит известные действия в пользу известных лиц, оказывая им, таким образом, специальные услуги, оно, несомненно, имеет право требовать за это известное вознаграждение, так как иначе все граждане несли бы соответствующие расходы, а учреждениями пользовались бы лишь некоторые. К этому можно добавить, что при общей оценке Г. пошлин в каждом отдельном государстве необходимо обращать особенное внимание на роль, которую они играют в общем бюджете государства, с одной стороны, и на преобладающую систему налогов в частности. Где главными источниками государственных доходов являются обложение важнейших продуктов питания рабочих масс, подушная подать и т. д., там Г. сборы, поскольку они, не затрудняя отправления правосудия, ложатся главным образом на состоятельные классы, могут считаться даже желательным явлением. Наоборот, в государствах, в которых преобладает система обложения прогрессивными налогами доходов, имуществ, наследств и т. д., Г. сборы в узком смысле этого слова, то есть в виде гербовых пошлин, сбора с квитанций, биржевых налогов и т. д., могут считаться более или менее излишними: в таких, большей частью очень богатых странах с сильно развитой торговлей и промышленностью, применение этих сборов причиняет слишком много возни и хлопот. В крайнем случае в последних странах применение большинства Г. пошлин должно начинаться со сравнительно высоких сумм. Доказательством правильности вышеотмеченного взгляда может служить следующее сообщение Леруа-Болье. При исследовании результатов более, нежели 24000 судебных продаж, оказалось, что средний расход на гербовые пошлины составлял при продаже имуществ стоимостью меньше 500 франк . - свыше 123 франк. на каждые 100 франк., при продаже имуществ от 500 до 1000 франков - около 51 франка со 100 франк., и т. д. в дегрессирующем размере. Для ослабления вредного влияния этого налога, разорявшего бедняков, по инициативе Дюфора и Леона Сэ было решено, чтобы во всех тех случаях, когда присужденная судом сумма не превышает 2000 франк., казна возвращала все гербовые, крепостные, канцелярские и ипотечные пошлины. Из числа важнейших государств Западной Европы наибольшую роль Г. сбор играет в бюджете Англии, Франции и Германии (в последней - только в том случае, если принять в расчет и Г. пошлины, взимаемые отдельными государствами не в пользу империи, а в свою собственную). Вследствие различия объектов обложения, а потому и самого характера Г. налогов, являющихся то пошлинами, то способом взимания других налогов, никаких сравнений между отдельными государствами делать нельзя. В Англии штемпельному обложению подлежали сначала известного рода юридические акты. В течение XVIII стол. область применения этих налогов или размер их беспрерывно менялись (с по г. - 10 раз). В течение XIX стол. изменения были почти так же часты, в особенности в эпохи крупных финансовых затруднений. Последняя реформа, проведенная в Англии в 1899-1900 гг., не дала особенно блестящих результатов: чистый доход по этой графе, равнявшийся в бюджетах 1898 и 1899 гг. приблизительно 7,6 и 7,7 млн фн. стерл., повысившись в 1900 г. до 8,4 млн, понизился в 1901 г. до 7,9 млн фун. стерл. (1900-й г. отличался особым оживлением промышленности). Принимая даже во внимание то обстоятельство, что часть соответствующих доходов вследствие вышеотмеченной возможности замены гербовых знаков почтовыми марками сказывается на росте почтовых доходов, роль Г. налогов (если не считать налогов, взимаемых при переходе имуществ, наследств и т. д.) в общем бюджете Англии сравнительно невелика. Общая сумма государственных доходов и общий чистый доход от Г. пошлин (Stamps ) составляли:

Очевидно, эта статья доходов не отличается большою эластичностью. После Наполеоновских войн, вовлекших Англию в огромные дефициты, доход по этой статье (за выключением Г. сбора с наследств) достиг в г. 6,1 млн фунт. стерлингов. С тех пор, несмотря на громадный рост национального богатства и населения (последнее возросло в одной Англии с приблизительно 12 на 32 миллиона), доход по этой графе, после частых колебаний, возрос в последние годы лишь до 8 млн фн. стерл. и дает в 3 раза меньшую сумму, чем акциз и пошлина со спирта. Взимаемые в Англии в виде Г. сбора пошлины с наследств и крепостные пошлины должны были дать по росписи г. около 14, а в г. - около 13 млн фунт. стерлингов, то есть приблизительно на 75 % больше всех остальных Г. пошлин, взятых вместе. К бумагам, облагаемым раз навсегда определенным, так наз. постоянным Г. сбором, относятся квитанции , расписки, чеки, ордера и т. д. На них необходимо наклеивать марку в 1 пенни (меньше 4 коп.), если они написаны на сумму свыше 1 фунта стерл. Свидетельства о браке, о банкротстве и т. п., паспорта, пожалования титулов и другие документы облагаются более высоким Г. сбором, достигающим иногда (при пожаловании титула) 350 фн. стерл. Пропорциональный Г. сбор (Duties ad valorem ) взимается с договоров о продаже, с векселей , страховых полисов, контрактов и т. д.

В Германии Г. сбору подлежат: 1) ценные бумаги , запродажные акты и т. д.; 2) векселя ; 3) игорные карты; сюда же причисляется так наз. statistische Gebühr , то есть сбор, взимаемый при ввозе в Германию или вывозе оттуда товаров, с целью улучшить контроль и в то же время покрыть расходы на публикацию результатов статистики внешней торговли. Последний сбор дает крайне незначительный доход (в 1896-1900 г. в среднем лишь немногим больше 0,9 млн марок). Г. сбор с игорных карт давал за тот же период времени в среднем ежегодно около 1,5 млн марок, сбор с векселей - около 9,7 млн марок, сбор с запродажных актов, ценных бумаг и т. д. (в большинстве случаев этот последний род обложения называется в Германии «биржевым» налогом - Börsensteuer ) - около 50 млн марок. Все эти сборы вместе давали, следовательно, в среднем ежегодно меньше 30 млн рублей; иными словами, если не принимать во внимание Г. сборов, идущих в кассы отдельных государств Германии, доход, получаемый от этого обложения Германской империей, сравнительно невелик. Характерным является то обстоятельство, что со времени реформ так наз. биржевого налога, произведенных в половине 90-х гг. XIX стол., а затем в г., доходы по этой статье показывают, несмотря на наблюдавшийся по 1900 г . pacцвет промышленности, сравнительно небольшое и притом лишь временное увеличение, тогда как государственные доходы вообще сильно увеличились .

По росписям последних лет (с по г.) доходы по этой статье столь значительно понизились, что при дальнейшем росте государственных расходов на увеличение доходности Г. налога Франция рассчитывать не может, тем более, что расширение применения его там почти невозможно.

Что касается droits d’enregistrement , по отношению к которым Г. сбор является в некоторых случаях как бы дополнительным налогом, то его средняя доходность в 1895-1898 гг. составляла 523 млн фр., то есть была значительно ниже не только доходности предыдущего пятилетия, но и доходности первой половины 80-х гг. Наибольший рост доходности Г. налога наблюдался во Франции с начала 40-х до половины 80-х гг. XIX стол. Поступления по этой графе, достигавшие в конце XVIII ст. 21 млн фр., увеличились с приблизительно 37 млн фр. в г. до 155 млн фр. в г., то есть приблизительно на 320 проц., тогда как доходность Г. налогов в Англии возросла за тот же период времени всего на 30 %. Что касается Г. налогов в других государствах, то особенно быстро их доходность возросла за последнее десятилетие в Австрии , где, под влиянием законов , и гг., общий доход по этой графе (Stempelabgaben, Gebühren für Rechtswesen etc.) возрос с приблизительно 109 млн крон в 1892 г. до 140 млн крон в г. Законом г. австрийские государственные процентные бумаги облагаются сбором в 5 крейцеров (4 коп.), иностранные - в 20 крейцеров (около 16 коп.). Сравнительно крупные суммы получает от Г. сборов вследствие частого повышения размеров налога Италия (за последние годы, в среднем, около 25 млн руб.).

Литература. Max v. Heckel, статья «Stempelabgaben» в Конрадовском «Handw ö rterbuch der Staatswissenschaften»; Янжул, «Основные начала финансовой науки» (СПб., 1899); Alfred de Foville, «La France Economique» (П., 1890); A. Wagner, «Finanzwissenschaft»; J. Conrad, «Grrundriss. III Theil Fmanzwissenschaft»; R. Friedberg, «Zur The orie der Stempelsteuern» («Jahrbücher fü r Nat. Oek. u. Stat.», 1878, II том, стр. 69-94).

Г. сбор в России. - Ввиду медленного возрастания дохода от Г. сбора, далеко не соответствовавшего, по мнению м-ва финансов, экономическому развитию страны и приросту населения, в конце г. была учреждена комиссия для выработки нового устава о Г. сборе. Этот устав утвержден 10 июня г. и вступил в действие с 1 марта г. Но новому уставу Г. сбору подлежат: 1) подаваемые в правит. установления и должностным лицам и выдаваемые сими установлениями и лицами бумаги; 2) составляемые и выдаваемые в пределах империи акты и документы разного рода; 3) выпускаемые в империи общественными и сословными учреждениями, а также обществами и товариществами процентные бумаги, и 4) акты и документы, совершенные и выданные вне пределов империи, а равно выпущенные вне ее пределов процентные бумаги, - в том случае, когда означенные акты и документы предъявляются для исполнения, а процентные бумаги поступают в обращение в империи. Оплата Г. сбором производится на следующих основаниях: 1) подаваемые в правит. установления и должностным лицам и выдаваемые ими бумаги оплачиваются теми лицами и учреждениями, от имени которых эти бумаги подаются; 2) бумаги, акты и документы, совершаемые, выдаваемые или принимаемые частными лицами и учреждениями или общественными и сословными учреждениями, оплачиваются по взаимному соглашению контрагентов; 3) акты и документы по сделкам казны с частными лицами и учреждениями или с сословными учреждениями оплачиваются этими лицами и учреждениями; но если сделки с казной заключаются не на основании публичных торгов, казенным управлениям предоставляется, по соглашению с контрагентами, принимать на себя уплату Г. сбора; 4) процентные бумаги оплачиваются: выпускаемые в пределах империи - установлениями, их выпускающими, а выпущенные за границей - первыми получателями этих бумаг в империи. Сбор взимается, в отличие от устава г., за каждый самостоятельный акт или документ, хотя бы на одном листе изложено было несколько актов и документов.

Г. сбор взимается двоякого рода: 1) простой и 2) пропорциональный. Простой Г. сбор подразделяется, как и по уставу 1874 г., на 5 окладов: 5 к., 10 к., 15 к., 60 к. и 1 р. за каждый лист. Оклад в 80 к. заменен окладом в 1 руб., причем облагавшиеся 80 к. бумаги отнесены частью к высшему, частью к низшим окладам сообразно их важности для просителей и предполагаемому достатку последних. Копии облагаются наравне с подлинниками, за некоторыми исключениями. Прост. Г. сбору по уставу г. подлежит 62 вида бумаг, актов и документов, не считая подразделений. Что касается пропорционального Г. сбора, устанавливаемого для актов и документов на сумму свыше 50 р. и для процентных бумаг, то вместо прежнего обложения по особому расписанию (особой росписи) сообразно разборам актовой бумаги, в уставе 1900 г. приняты однообразные, в точном процентном отношении к суммам акта, оклады. Пропорциональный Г. сбор распадается на вексельный - в размере 15 коп. с каждых ста рублей суммы акта или документа, и актовый, двух окладов: высшего - по 40 к. с каждых 100 р. суммы акта до 10000 р. и по 4 р. с каждой 1000 р., превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные, а с процентных бумаг по 0,4 % с суммы, и низшего - по 40 к. с каждой тысячи рублей, считая неполные тысячи за полные. Вексельному Г. сбору подлежат: 1) векселя, 2) заемные письма, долговые расписки и др. личные долговые обязательства; 3) надписи об отсрочках; 4) выдаваемые акцизными управлениями залоговые квитанции и свидетельства на получение в кредит бандеролей; 5) горные ассигновки и 6) обязательства, выдаваемые обществам взаим. кредита их членами. Актовому Г. сбору высшего оклада подлежат: 1) акты и документы по всякого рода имущественным сделкам (за нек. исключениями), независимо от формы изложения и порядка совершения; 2) акты и документы, удостоверяющие получение ссуд из общественных, сословных или частных кредитных учреждений под залог недвижимости , а также документы об отсрочках или пересрочках по этим долгам, если при этом выдаются дополнительный ссуды; 3) акты и документы по договорам о передаче контрактных обязанностей; 4) условия о продлении действия подлежащих оплате актовым Г. сбором высш. окл. актов и документов на новый срок, с производством новых платежей сверх установленных при заключении договора, а также надписи о том на самых актах; 5) условия о неустойках, когда они приводятся в исполнение. Этот же сбор (в размере 0,4 %) взимается со всех выпущенных или обращающихся в империи процентных бумаг, за исключением государственных. Актовый Г. сбор низшего оклада введен впервые уставом г. и применяется к таким актам, которые по существу относятся к подлежащим пропорциональному Г. обложению, если по незначительности затрагиваемых ими имущественных отношений нормальный оклад был бы обременителен для плательщиков. Сюда относятся: 1) акты и документы по запродаже движимого или недвижимого имущества; 2) торговые маклерские записки, кроме кратких; 3) акты и документы по торговым сделкам о купле-продаже товаров (до 1900 г. были свободны от обложения); 4) акты и документы по договорам о найме судов под грузы; 5) надписи о передаче контрактных обязанностей, делаемые на самых контрактах; 6) залоговые подписки заемщиков госуд. дворянского банка и по мелиоративным ссудам из капитала м-ва земл. и госуд. имущ.; 7) крепостные акты на земли, покупаемые или продаваемые госуд. дворянским и крестьянским банками. Устав 1900 г., подобно уставу г., допускает изъятия из Г. сбора, но еще более многочисленные. Мин-ру фин. предоставлено издавать алфав. перечень бумаг, документов и актов, подлежащих Г. сбору и освобожденных от него. Оплата Г. сбором бумаг и документов производится: 1) изложением их на Г. бумаге; 2) приложением к ним на соответствующую сумму Г. бумаги; 3) наложением на них Г. марок и 4) наличными деньгами (только для некоторых учреждений и предприятий публичного хар.). В видах облегчения способов уплаты Г. сбора, устав, помимо предоставления м-ру фин. широкого права привлекать к продаже Г. знаков различные учреждения, допускает различные льготы в оплате домашних, крепостных, явочных и др. актов. С другой стороны, установлена целая система надзора за соблюдением правил Г. устава, высшее заведование которым возложено с г. на департамент окладных сборов. За нарушение правил устава о Г. сборе виновные подвергаются штрафам в 5, 10 и 30 раз против установленного размера Г. сбора, смотря по характеру актов и документов. Уложение о нак. дополнено статьей, предусматривающей снимание о бумаг Г. марок и вытравление на них знаков погашения, а равно вытравление текста на Г. бумаге с целью оплаты других бумаг и актов или сбыта их (взыскание до 300 р. или арест до 3 мес.). Хотя устав г. и занес в Г. обложение большую систематичность и равномерность, но казуистичность и сложность многих его статей вызвала тотчас по введении его в действие жалобы со стороны торгово-промышленных сфер, почему м-ву фин. неоднократно приходилось давать разъяснения по вопросу о применении статей устава. В г. произведены изменения в актовом сборе низшего оклада: 1) когда сумма акта не превышает 700 р., то взимается 5 к. с каждой сотни, считая неполные сотни за полные; 2) облагаемые этим сбором акты подлежат ему на всякую сумму, а не от 50 р.; 3) этому сбору подлежат акты и документы по сделкам о продаже и поставке сельскими хозяевами своих произведений. Произведены также некоторые изменения в простом Г. сборе. В г., ввиду нужд военного времени, законом 30 мая произведено повышение всех окладов Г. сбора (вступает в силу с 1 сентября г.), за исключением простого Г. сбора в 5 коп. и вексельного сбора. Оклады простого Г. сбора повышены: 1) в 1 р. - до 1 р. 25 к., 2) в 60 к. - до 75 к., 3) в 15 к. - до 20 к. и 4) в 10 к. - до 15 к. для некоторых бумаг. Введен впервые сбор (в 5 коп.) на пассажирские багажные квитанции на сумму свыше 5 руб. Актовый Г. сбор высшего оклада установлен в 50 коп. с каждых 100 р. до 10000 р. и в 5 р. с каждой тысячи, превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные. Этот сбор распространен также на страховые полисы по страхованию от огня, когда премия свыше 300 р. (вместо Г. сбора в 1 р.). Сбор с процентных бумаг повышен с 0,4 % до 0,5 % с суммы. Актовый Г. сбор низшего оклада установлен в 5 к. с каждых 100 р. до 10000 р. и по 50 к. с каждой тысячи, превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные. Этим сбором обложены также расписки кредитных учреждений в приеме вкладов на хранение (кроме вкладов на текущий счет), когда сумма вклада свыше 2500 р. (вместо простого Г. сбора в 1 р.). Статистика Г. сбора. Поступления Г. сбора с г. представляются по отчетам государственного контроля в следующих цифрах:

Из таблицы видно, что Г. сбор неизменно возрастает, за исключением лишь одного г., что объясняется сокращением сделок, преимущественно спекулятивного характера, на приобретение недвижимых имуществ в крупных центрах. Ежегодное возрастание Г. сбора в среднем за 1891-1900 гг. составляет 1177 т. р., а за 1901-1903 гг., когда начал действовать новый устав - 3566 т. р. Полученный в г. доход от Г. сбора слагался из 34698 т. р. за Г. бумагу и марки и 8997 т. р. наличными деньгами. Расходы по взиманию Г. сбора в г. составили 1358 т. р. По государственной росписи на г. назначено поступлений от Г. сбора 43 млн р. и на г. 44 1/2 млн руб.

Литература. Частные издания устава о Г. сборе с разъяснениями К. Абрамовича, Л. А. Базунова, А. Анисимова, М. В. Чичинадзе, А. Яновского и др.; «Труды комиссии по пересмотру устава о Г. сборе»; П. А. Картавов, «Исторические сведения о гербовой бумаге в России» (вып. I, 1900 . Г. с. введен с 1/III 1920; 17/III 1923 утвержден новый гербовый устав. 1/Х 1927 вступил в силу переработанный гербовый устав.

Литература : Георгиевский С. Н., Гербовый сбор, М., 1928; Белецкий П. И., Устав о государственном гербовом сборе, М., 1928.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Читайте также: