Экономика екатерины 2 таблица. Страницы истории

Технологическая карта урока №

в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока:

Класс: 8

Предмет : история

Тип урока : открытия нового знания

Цели урока : - достичь образовательных результатов:

-Личностный результат Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения зада

-Метапредметный результат Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

- Предметный результат – Научатся определять термины: мануфактура, капитал, наемный труд

Получат возможность научиться: рассказывать об экономическом развитии России, используя историческую карту как источник информации, сопоставлять экономическое развитие страны при Петре I и Екатерине II

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на моем уроке!

Демонстрируют свое настроение после приветствия учителя.

Записывают число в тетради.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Создание проблемной ситуации:

При вступлении на престол Екатерины в каком состоянии находилось хозяйство страны?

Что такое « Просвещенный абсолютизм ». Дать определение и подтвердить конкретными примерами.

« Просвещенный абсолютизм » - попытка управлять страной при помощи « хороших » законов (улучшающих положение всех слоев населения) Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству, работа « Уложенной комиссии » и « Наказ » этой комиссии, Проект “Сельского положения”, упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях, основание Российской академии наук и др.

Начав реализовывать идеи «просвещенного абсолютизма» Екатерина собрала 1767 г….

Кто был в составе Уложенной комиссии?

К какому выводу они пришли?

Не дождавшись ничего толкового от комиссии Екатерина, взялась перекраивать страну сама.

Проблема урока: Как изменилась экономика страны после реформ Екатерины 2?

Тема урока: Экономическое развитие России при Екатерине 2

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний

Работа с текстом учебника. Отвечают на вопросы на стр.15

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство в 60-90-х годах развивалось довольно успешно.

Это было связано не с новыми формами труда, а с освоением новых земель, которые Россия завоевала в Северном Причерноморье

Стремясь быстро освоить новые земли и заселить их, Екатерина II приказала выделять помещикам, согласным на переселение своих крепостных в южные районы, от 1,5 тысячи до 12 тысяч десятин

Кроме того, участки размером 60 десятин здесь могли получить любые желающие, кроме крепостных крестьян.

Промышленность.

Основой промышленности оставалось мануфактурное производство.

К концу XVIII в. в стране насчитывалось около 1200 крупных мануфактур, что было вдвое больше, чем в середине столетия. Самые существенные сдвиги произошли в металлургии, а также в набиравшей силу текстильной промышленности. Наряду с уральской металлургией происходило становление липецкой металлургии. Общее число предприятий в этой отрасли промышленности увеличилось за вторую половину XVIII в. более чем в три раза, в конце века их стало около 2100. На крупных предприятиях работало по 2-5 тыс. рабочих. Первоклассное русское железо на европейских рынках потеснило шведский металл. Русская металлургия основывалась на крепостном труде.

В текстильной промышленности тоже наблюдался большой рост количества крупных предприятий - с 231 в 1760-е гг. до 1 082 в конце века, но они основывались на вольнонаёмном труде. Признанными центрами текстильной промышленности стали Москва, Петербург, Ярославль,

Кострома, другие города русского Центра. Новые текстильные предприятия появились на Украине и в Воронежской губернии.

Существовали и строились предприятия в других отраслях промышленности - стекольные, канатные, пороховые, судостроительные, винокуренные.

Вольнонаёмный труд шире применялся на мелких предприятиях, которые основывались людьми разных сословий, в том числе разбогатевшими государственными и даже крепостными крестьянами. Они уходили на заработки по разрешению своих хозяев и местных властей, наживая капиталы в новой сфере.

Постепенно вольнонаёмный труд проникал в судостроение и горную промышленность. К концу века во всех отраслях промышленности, а также на транспорте (на реках и озёрах- бурлаки, грузчики, корабельщики, а также на гужевом транспорте) трудилось около 0,5 млн человек.

Торговля.

Успехи в развитии сельского хозяйства и промышленности вели к расширению торговли как внутренней, так и внешней. Больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения. Усилился товарообмен между городом и деревней.

Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде.

Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург. Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири.

Крупнейшей из них была Нежинская ярмарка

Основными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов - Одессы, Херсона и др.

Доходы России значительно увеличились. Это объяснялось расширением территории страны и ростом её населения, которое платило налоги, поступлением денег в казну от продажи продукции казённых заводов, развитием торговых связей со странами

Запада и Востока и увеличением таможенных сборов. Значительно возросли и расходы России. За 1720- 1790-е гг. они увеличились более чем в два раза. Почти половина расходов шла на содержание армии и флота. Войны, которые вела Россия с Турцией и Швецией, вторжение русских войск в Польшу стоили огромных денег. Около 20% бюджета страны шло на поддержание государственной экономики: строительство и функционирование казённых заводов, различных казённых заведений. Около 12% бюджета страны предназначалось на оплату органов управления и суда. Реформы местного управления, появление новой армии чиновников тяжким бременем легли на плечи страны. Около 9% всех российских доходов шло на содержание императорского двора. Рост расходов приводил к дефициту бюджета. Чтобы покрыть его, правительство Екатерины 11 стало выпускать бумажные деньги. Они быстро обесценивались, и вскоре за один бумажный рубль на рынке давали лишь 68%, стоимости металлического рубля. Всё более очевидным становилось, что императорская Россия жила не по средствам. Финансовая сфера чутко отражала увеличивавшийся разрыв в материаль ном положении между основной массой российского народа и его верхами, привилегированными слоями населения.

Работают по группам.

6 групп

Записывают в тетрадь: Итоги развития экономики.

В социально-экономическом развитии России проявлялись два противоречия:

1. Господство феодализма, сохранение крепостнической системы.

2. Появление новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях.

В целом в конце правления Екатерины экономическое положение было на подъеме. Повысилась выплавка чугуна (1 место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы увеличились в 4 раза.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Да/нет

    II наблюдается рост налогов.

    Вольное экономическое общество (ВЭО) полностью решило крестьянский вопрос.

    В России времени правления Екатерины II сельское хозяйство находилось в состоянии упадка.

    В России времени правления Екатерины II промышленность не развивалась.

    К итогам правления Екатерины II можно отнести отмену крепостного права.

Исследование какой темы вели на уроке? Какие получили результаты?

Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок.

VI Инструкция по выполнению дом. задания

Пар. 19

Ребята дают оценку своим знаниям.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Основу экономических воззрений Екатерины II составили идеи французских просветителей, но с учетом и отечественного опыта проведения экономических реформ, подсказывавшего стратегию и тактику хозяйственных преобразований. В общественном сознании сложилось убеждение в необходимости изменения хозяйственного уклада страны, что находило выражение в требованиях продолжения реформ со стороны усиливавшегося торгового сословия и включившегося в предпринимательскую деятельность крестьянства.

Стремясь к развитию конкурентных начал в экономике, Екатерина II сделала ставку на нарождающееся “третье сословие” (сословие торговцев-промышленников), а не на “партикулярных” предпринимателей и казенный монополизм. Манифест 1775г. закрепил право ”всем и каждому добровольно заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия, не требуя на то уже иного дозволения” высшей или местной власти, выделив, однако, из этого списка производства, обслуживавшие армию, а также горнозаводское дело. Последнее просуществовало в форме “казенного предпринимательства” вплоть до реформы 1861г.

Отличительной чертой второй половины XVIII столетия явилось дальнейшее усиление экономической мощи купечества, что выражалось не столько в численности торговых людей, сколько в размерах их капиталов. Так, капиталы 93 московских коммерсантов, занимавшихся торговлей с заграницей, по данным Главного магистрата, оценивались в 1175.8 тыс. руб.

Купечество приняло деятельное участие в создании новых предприятий и новейших видов производства. Целый ряд металлургических заводов Южного Урала был возведен на капиталы наиболее богатых представителей купечества. Только один “купец - предприниматель” Савва Яковлев, получая с винных откупов ежегодную прибыль в 300-700 тыс. руб., построил с 1769 по 1778г. на Урале четыре доменных и в Зауралье три кузнечных завода. А всего он владел девятью металлургическими предприятиями.

Именно купечество, оставаясь реальной хозяйственной силой создало в XVIII веке крупную льняную промышленность, которая превратилась в базовую отрасль текстильной промышленности, составлявшую тогда основу российской индустрии и работавшую на внутренний рынок.

Увеличение торгово-промышленного сословия ” заставило государство “приступить к реорганизации его структуры. Не последнюю при этом роль сыграло желание пополнить истощенную Семилетней войной (1756-1763гг.) казну. В 1775г. Указом Екатерины II вместо двух петровских были учреждены три гильдии. Каждая из них имела определенные права, привилегии и организационные структуры. К первой гильдии относилось купечество, обладавшее капиталом более 10 тыс. руб., ко второй - от 1 тыс. руб. до 10 тыс., к третьей - от 500 до 1 тыс. руб. Городские жители, доход которых не превышал 500 руб., причислялись к мещанам. В соответствии с императорским указом устанавливался особый гильдейский сбор - 1% с заявленного капитала, а объявление размера капитала являлось делом совести каждого. Никакие доносы о преднамеренном уменьшении капитала властями не принимались. Для купцов 1-ой и 2-ой гильдии создавались особые организации - гильдейские собрания, регулировавшие взаимоотношения между членами гильдии. Государство, таким образом, вводило буржуазный принцип налогообложения вместо прежнего сословного.

Жалованная Екатериной II городам грамота 1785 г., наделявшая купечество правом участия в местном управлении и суде, освобождала купцов 1-ой и 2-ой гильдий от телесных наказаний, но одновременно с этим власти повысили размер заявленного капитала. Высший слой купечества получил название именитых граждан.

Сельским жителям предоставлялось право свободно заниматься промыслами и продавать свою продукцию в городах. Вводились и некоторые ограничения. Так, дворянам запрещалось строить заводы в городах, но разрешалось в своих поместьях организовывать торги и ярмарки и оптом продавать продукцию, изготовленную в деревнях.

В первые годы царствования Екатерина II, как и ее предшественники, благоволила иностранным предпринимателям - предоставляла льготные ссуды, освобождала от налогов, наделяла землей под будущие мануфактуры. Однако предприимчивые иностранцы не спешили в русскую провинцию. Большая часть заведенных ими производств сосредоточивалась в Петербурге.

По мере усиления национального, в первую очередь торгового, капитала начал набирать силу процесс вытеснения зарубежных коммерсантов с внутреннего рынка. Уходя с него, иностранцы прилагали много сил, чтобы пошатнуть, а то и довести до краха русских торговых людей.

В промышленности наибольшую конкуренцию иностранцам, как, впрочем, и купцам - фабрикантам, стали составлять дворянские предприниматели, широко применявшие принудительный труд. Освобожденные от обязательной “государевой” службы, они сохранили свое политическое влияние и экономическую силу, основанную на монопольном владении землей и распоряжением крепостным крестьянством.

В предпринимательскую деятельность все активнее вовлекалось и неродовитое провинциальное дворянство. В отличие от дворян Франции, Австрии и Пруссии, утративших рудники и металлургические заводы, стеклянные и бумажные мануфактуры, а затем на свой страх и риск, “переключавшихся” на торговые операции, русские дворяне предпочитали действовать под “крылом” государства.

Дворянство в России стало усиленно оттеснять купечество от промышленной деятельности и обнаруживало настойчивое стремление прибрать к рукам фабричное производство, особенно текстильную и винокуренную отрасли, связанные, по их мнению, непосредственно с сельским хозяйством и “хлебопашеством”. К началу XIX века из 98 суконных “фабрикантов”, поставлявших свои изделия государству, к дворянскому сословию относилось 74 человека, в то время как к купеческому лишь 12.

Дворянство не стояло в стороне и от таких, “неблагородных” видов деятельности (но приносивших большие доходы), каковыми являлись винокурение и откупа. Некоторые помещики нажили крупные состояния на винной торговле, так как в 1775г. правительство Екатерины запретило купцам заниматься винокурением.

Заботившаяся о создании в России “среднего рода людей” Екатерина II в первые годы своего правления не оставляла без внимания крестьянскую торговлю и мелкую кустарную промышленность. Екатерина II всемерно поддерживала хозяйственную инициативу, объявив, что, все, что принадлежит к крестьянским домашним нуждам, не может сделать никакого подрыва и помешательства купеческому торгу; поэтому и следует дозволить крестьянам невозбранно торговать всеми упомянутыми предметами при торжках и погостах”. Однако крестьянство не ограничилось сбытом оптом и в розницу на ярмарках и в городах сельскохозяйственных продуктов и изделий кустарных промыслов и проводило недозволенные операции, например, продажу иностранных товаров внутри страны, торговлю с восточными народами, транспортировку русских товаров к портам и даже их экспорт за границу.

Всем этим было чрезвычайно недовольно купечество. Его представители не раз заявляли о том, что крестьянам и разночинцам не следует заниматься торговлей и что единственным их занятием должны являться земледелие и “рукоделие”, продавать они могут лишь произведенные ими товары, а все остальные торговые операции составляют прерогативу купцов. Екатерина стала на сторону купечества, издав в 1778 г. указ, выражавший интересы купечества. В соответствии с ним крестьянству запрещались многие торговые операции. Однако, как мы узнаем позже, на этом борьба между купечеством и крестьянством не закончилась.

Снятие государством (указом Елизаветы в 1758 г.) многих ограничений, которым подвергалось мелкое производство в угоду крупному способствовало быстрому росту во второй половине XVIII столетия кустарных производств и различных отхожих промыслов, являвшихся питательной средой для становления предпринимательства. Эти промыслы получили широкое распространение, причем многие благодаря помощи помещиков, среди которых необходимо выделить Шереметьева, чью деятельность по поддержке крестьянской инициативы можно назвать образцовой.

В 60-х годах в Московской губернии 61,9% крестьян одновременно с земледелием занимались обработкой льна, конопли и бумажной пряжи. Из них в начале 70-х годов 40% работало на рынок. Возрастание численности отходников, особенно из Московской, Ярославской и Нижегородской губерний, где 10-20% крестьян постоянно находилось на заработках, резко увеличило городское население, подняв его за 72 года в четыре раза: с 328 тыс. в 1724 г. до 1 млн. 301 тыс. в 1796 г. Крестьяне- отходники являлись основой “вольнонаемного” рынка рабочей силы.

К числу важнейших факторов, влиявших на формирование новой предпринимательской среды, относится учреждение Ассигнационного банка. Необходимость его учреждения обуславливалась двумя причинами: во-первых, интересами казны, связанными, как и при Петре I, с финансовыми затруднениями, вызванными постоянными войнами; во-вторых, стремлением дать дополнительный импульс хозяйственной жизни, облегчив денежные расчеты, замедляемые обращением крайне тяжелых и громоздких медных денег. Чтобы обеспечить доверие к бумажным деньгам, в указе об основании банка Екатерина II торжественно заявила: “Мы императорским словом объявляем... что по тем государственным ассигнациям всегда исправная и верная последует выдача денег требующим оную из банков”.

Как и первые российские банки, Ассигнационный создавался в интересах господствующих слоев. Принципиально новым в деятельности банка стало соединение долгосрочных ссуд с выпуском ассигнаций, которые облегчали денежное обращение. Банк мог принимать вклады и производить учет векселей, но главной его операцией была эмиссионная.

В результате введения ассигнаций в российской денежной системе сложились две единицы: рубль серебряный и рубль ассигнационный. Первый же выпуск был успешным и превзошел ожидания правительства. Скоро потребовались новые выпуски. Однако русско-турецкие войны 1768-1774 г. и 1787-1791 г., увеличившие государственные расходы, подталкивали власти на усиленное производство бумажных денег, что неизбежно приводило к падению их курса. Если в 1777г. ассигнации стоили 98 коп., то в 1794 г. - только 68,12 коп. Банку, таким образом, не удалось выполнить главной своей цели - поддержать прочность курса ассигнаций.

За 34 года царствования Екатерины II прибавилось более 2 тысяч новых фабрик и заводов - более чем вдвое против того числа, которое Екатерина II застала при вступлении на престол. Такой хозяйственный успех был бы немыслим без промышленной деятельности российского предпринимательства.

В отличие от многих других российских государей, у Екатерины имелись идеи по поводу преобразований страны, который отражали идеи просвещенного абсолютизма Вольтера, Монтескье и других французских философов12. Эти мыслители придерживались идеи постепенного изменения общества эволюционным путем, без потрясений и революций.

В первую очередь политика просвещенного абсолютизма требовала разработки нового современного законодательства, учитывавшего интересы всех членов общества.

Осознавая несовершенство существующего законодательства, императрица считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т. к. их авторы руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам13.

Деятельный характер Екатерины II не позволил идти проторенной дорогой, она выбрала самостоятельный путь развития. Первые год два своего царствования Екатерина не предпринимала хоть сколько-нибудь решительных действий в сторону реформ. Пришедшая к власти в результате переворота она понимала, что не имеет пока нужного ей влияния, и была вынуждена лавировать между разными влиятельными политическими силами. Екатерине понадобилось время, для того что бы как сейчас говорят «набрать свою команду». Но и укрепление личной власти как пишет Омельченко О.А. « не могло совершаться иначе как через правительственно выгодное решение объективно назревших проблем правовой политики».

Экономические реформы Екатерины II обеспечили дальнейшее развитие промышленности в России, позволили стране выйти на внешний рынок. В таблице 2 представим экономические реформы Екатерины II, направленные в том числе и на совершенствование организации бюджетной системы страны.

Таблица 2. Экономические реформы Екатерины II

Мероприятие

Секуляризация церковных земель и имущества

Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель.

Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства

Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»

Продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии

Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства

Денежная реформа

Проблема дефицита бюджета и неудобство транспортировки медных денег

Создание ассигнационных банков в Москве и Петербурге для выпуска и обмена ассигнаций.

Манифест о свободе предпринимательства

Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)

Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога.

Таможенная реформа

Развитие внешней экономики

Изменение таможенных тарифов, учреждение «Таможенной пограничной Цепи»

В 1764 г. Екатерина II, со свойственной ей как государственному деятелю осторожностью и вдумчивостью, положила начало реорганизационным мероприятиям. Императрица начала с возрождения былого статуса одного из центральных финансовых органов -- Камер-коллегии, президентом которой был назначен князь Б. А. Куракин, а после его смерти в 1765 г. -- А. П. Мельгунов. Исходя из задач, обозначенных в именном императорском указе, А. П. Мельгунов в короткое время разработал проект возрождения и развития Камер-коллегии. Однако в первое десятилетие новой власти принципиальных изменений в системе финансового управления не произошло. Проект Мельгунова остался нереализованным.

В насыщенные многими важными событиями 1760--1770 гг. произошло усиление централизации в вопросах управления страны и финансами, в частности. С 1768 г. при императорском дворе начал заседать Совет по обсуждению всех важнейших вопросов политики и экономики, но представители финансовых коллегий в него не входили. Все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената А. А. Вяземского. В его непосредственном подчинении находились центральные и местные финансовые учреждения, он организовывал контроль за исполнением государственного бюджета, отвечал за работу банков, заключение договоров о внешних займах. А. А. Вяземский играл ключевую роль в управлении финансовыми ресурсами и выработке экономической стратегии государства. В течение нескольких лет при генерал-прокуроре Сената были созданы новые учреждения -- Экспедиция о государственных доходах при первом департаменте Сената (1773) и казначейство (1780) для платежа штатных и остаточных сумм. Экспедиция о государственных доходах состояла из четырех самостоятельных экспедиций. Первая занималась доходами государства; вторая -- расходами; третья -- ревизией счетов; четвертая -- взиманием недоимок. В Указе от 19 марта 1773 года «Об учреждении при 1-м Сената Департаменте Экспедиции о Государственных доходах и о доставлении в оную из всех Присутственных мест полугодовых ведомостей о казенных доходах, доимках и взысканиях» говорится «Во все здешние и Московские Присутственные места, также в Губернские, Провинциальные и Городовые Воеводские канцелярии послать указы, предписать, чтоб они, начав с нынешнего 1773 г., присылали за каждые полгода, не продолжая далее двух месяцев в первый Сената Департамент ведомости, одни о доходах во всем противу того, как уже доныне Генерал- Прокурором и Кавалером от них оныя требованы были, а другие о доимках и казенных взысканиях, какие где состоят, с показанием, какое старание и успех в возвращении оных в казну происходит».

Заметные преобразования пришлись на период проведения губернской реформы 1775 г. Опубликование подписанного императрицей акта «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи», наиболее крупного законодательного акта во второй половине XVIII столетия, внесло кардинальные изменения в бюджетную систему страны19. Во введении данного документа указывается на отрицательные последствия отказа от продолжения петровских реформ в предшествующий период: «С одной стороны, медленность, упущения и волокита - суть естественные последствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает и где опять невозможность исправить на единую воеводскую канцелярию множество различного существа возложенных дел служить может иногда и долгою отговоркою, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны, от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда общие со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с такою поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзностным»20. Данный документ был представлен Совету при Высочайшем дворе 2 ноября и без дальнейшего обсуждения был принят 5 ноября 1775 г. (28 глав были утверждены в этот день, а трое последних - 4 января 1780 г.). В разработке этого законодательного акта непосредственно участвовала сама императрица. В состав комиссии входили Я. Сивере, П. В. Заводовский, А. А. Вяземский, Г. Ульрих и др.21 Наиболее значительными фигурами были Заводовский и Вяземский. Последний фактически руководил с 1780 г. ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов, занимал важное положение в Сенате, являясь его докладчиком у императрицы, в конце 80-х - начале 90-х годов XVIII в. он являлся и генерал-прокурором Сената. Заводовский готовил ряд правительственных докладов, в том числе Манифест об издании учреждения о губерниях в 1775 году.

Таким образом, принятие «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» стало отправной точкой реорганизации провинциальных органов управления. Страна получила губернское и уездное административное деление. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Будучи единственными финансовыми органами на местах, Казенные палаты рассматривались как департаменты Камер-коллегии. Учреждались должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Казенные палаты занимались сбором доходов, управляли питейными сборами, отдачей в откупа, следили за состоянием дорог и мостов22. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму -- почти 30 млн руб. Сенаторы самыми черными красками рисовали положение дел в финансовых коллегиях и были близки к истине. Данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными. Указом императрицы финансовые коллегии были упразднены: штатс-контора в 1783 г., камер-коллегия в 1785 г., ревизион- коллегия в 1788 г.

Кроме того, Екатериной II были учреждены Государственные банки в Санкт-Петербурге и Москве. 29 декабря 1768 года был опубликован манифест «О учреждении в Санкт-Петербурге и Москве Государственных Банков для вымена ассигнаций». В данном Манифесте указано «В толь обширной империи, какова есть Россия, не можно кажется довольно подать способов к обращению денег, от котораго много зависят благоденствие народа и цветущее состояние торговли. Правда, что одно пространство земель Империи Нашей есть уже некое препятствие совершенству того обращения: однако каждое благоразумное правление в таковом случае обязано преодолевать, елико возможно, естественные затруднения, и пещись о сем для блага общего предмете. Мы, утверждаясь на таком основании, и вменяя себе в долг устроивать все к пользе врученной от Бога Нам Державы, старались входить во все подробности сего дела, и помышляли о поправлении онаго, применяясь при том и к состоянию Государства.

Во-перьвых, удостоверились МЫ, что тягость медной монеты, одобряющая ея собственную цену, отягощает ея ж и обращение. Во-вторых, что дальный перевоз всякой монеты многим неудобностям подвержен. И наконец, третие, увидели МЫ, что великий есть недостаток в том, что нет еще в России по примеру разных европейских областей таких учрежденных мест, которыя бы чинили надлежащие денег обороты и переводили бы всюду частных людей капиталы без малейшаго замедления и согласно с пользою каждаго.

МЫ с удовольствием приступаем к учреждению в империи НАШЕЙ променных банков и надеемся, что оказываем чрез то новый знак материнскаго ко всем НАШИМ верноподданным попечения.

Итак, с 1-го генваря будущего 1769 года установляются здесь, в Санктпетербурге и в Москве, под покровительством НАШИМ два банка для вымена государственных ассигнаций, которых выдаваемо будет из разных правительств и казенных мест, от НАС к тому означенных, столько, а не более как в вышесказанных банках капитала наличнаго будет состоять. Сим государственным ассигнациям иметь обращение во всей империи НАШЕЙ наравне с ходячею монетою, чего для все правительства и казенныя места должны принимать те ассигнации во все государственные сборы за наличныя деньги без малейшаго затруднения».

Таким образом, преобразования Екатерины II в сфере бюджетной политики нашли отражение в денежной реформе, реформе финансового управления, структуре государственных доходов и обновленной политике в области торговли. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты, были учреждены должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но тем не менее, данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными.

Правление Екатерины II оставило заметный след в истории России. Ее политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих европейских государств того времени и предполагала правление «мудреца на троне». Стремление ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать ϶ᴛᴏму образу не помешало Екатерине усиливать крепостной гнет.

По-прежнему ведущей отраслью экономики России являлось сельское хозяйство. За счет оϲʙᴏения новых земель значительно увеличилось производство хлеба.

Во второй половине XVIII века окончательно сложились два региона с использованием различных форм эксплуатации. В черноземных районах господствовала барщина, а в районах с неплодородной почвой – денежный оброк.

Важно знать, что большое развитие в ϶ᴛᴏт период получают крестьянские промыслы, особенно в нечерноземной полосе. В Тверской губернии получили распространение кожевенные промыслы, в Нижегородской – металлообработка. Ремесленное производство постепенно перерастало в мануфактурное.

Во второй половине XVIII века происходил дальнейший рост мануфактур. Исключая выше сказанное, менялись организационные формы и виды мануфактур. Вотчинные мануфактуры размещались в дворянских имениях, на них работали крепостные крестьяне, для кᴏᴛᴏᴩых ϶ᴛᴏ было ϲʙᴏеобразной барщиной.

Возросло купеческих предприятий, в основном в легкой промышленности. На купеческих мануфактурах работалитрадиционно наемные рабочие. Наемные рабочие былитрадиционно оброчными крепостными и исключительно течением времени откупались на волю и вступали в купеческие гильдии.

В 60-70-х годах число вольнонаемных рабочих выросло почти в 2 раза, так постепенно формировался рынок рабочей силы.

В 1762 году было запрещено покупать крепостных крестьян для заводов, а также была прекращена приписка крестьян к предприятиям. После 1762 года вновь открывающиеся мануфактуры стали работать на вольнонаемном труде.

Во второй половине XVIII века продолжается процесс формирования всероссийского рынка. Число ярмарок неуклонно росло, статус ярмарок повышался, и они становятся экономическими центрами регионов.

В 1754 году были ликвидированы внутренние таможенные пошлины, что также способствовало развитию всероссийского товарного рынка.

Экспорт превосходил импорт. Из России вывозился металл, пенька, льняные ткани, парусное полотно, лес, хлеб. Прибавились новые пункты внешней торговли – Петербург и Важно заметить, что одесса.

В ϶ᴛᴏт период в России появились первые банки. В 1754 году начали ϲʙᴏю работу Дворянский и Коммерческий банки.

В 1769 году в результате денежной реформы в обращение были выпущены бумажные деньги – ассигнации на сумму 1 млн. рублей. Стоит сказать, для погашения расходов бюджета к 1786 году было выпущено ассигнаций на сумму свыше 46 млн. рублей, из кᴏᴛᴏᴩых медными деньгами могла бы быть покрыта половина. Ассигнации обесценивались, попытка изъять их из обращения не удалась. Только к середине XIX века финансовая система России стабилизировалась.

Появление различных типов мануфактур, развитие всероссийского товарного рынка, использование вольнонаемного труда и увеличение роли товарно-денежных отношений свидетельствовало о складывании новых социально-производственных отношений и создании предпосылок для развития капитализма в России.

Первая половина XIX в. явилась в русской истории временем во многих отношениях переломным. К началу этой эпохи Россия, успешно решив многие стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические задачи стала могущественной державой. Ее пределы охватили огромные пространства Восточной Европы и Северной Азии, захватив и часть Северной Америки. Продолжалось расширение территории и в рассматриваемый период. Столь же устойчивой была и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. - в 1796 г., 74 млн. - в середине XIX в. Сельское хозяйство Между тем крепостное хозяйство, являвшееся основой экономики России после бурного роста на рубеже XVIII - XIX вв. постепенно попало в полосу длительного и, по существу, безысходного в данных условиях застоя. Патриархальные формы крепостного труда уже не соответствовали изменившимся общественным условиям: крепостной труд был мало производителен и невыгоден. Помещичьи хозяйства были почти бездоходны и впадали в задолженность, особенно в неурожайные годы, когда помещики вынуждены были кормить своих голодных крестьян. Масса дворянских имений была заложена в казенных ссудных учреждениях; считают, что к концу царствования Николая I в залоге находилось более половины крепостных крестьян (7 из 11 миллионов крепостных мужского пола). Естественным выходом из такой задолженности была окончательная уступка заложенной земли и крестьян государству, о чем и думали некоторые помещики. К экономическим затруднениям помещиков присоединялась боязнь крестьянских волнений и беспорядков. Хотя в царствование императора Николая не было бунтов вроде пугачевского, но крестьяне волновались часто и во многих местах. Ожидание конца крепостной зависимости проникло в их массу и возбуждало ее. Вся жизнь складывалась так, что вела к ликвидации крепостничества. Не меняли общего положения дел и отдельные успехи крепостного хозяйства (так с конца 1840-х гг. резко возрос хлебный экспорт в связи с отменой в Великобритании ограничений на импортзерна. Правительство, выступая, в принципе, за отмену крепостного права, не стремилось форсировать его ликвидацию, оставляя все на добрую волю помещиков. Так, в 1842 г. был издан указ об обязанных крестьянах, в 1844 г. помещикам разрешено освобождать крепостных без земли по обоюдному согласию. Вместе с тем, в 1847 г. крестьяне получают право выкупиться на свободу, если поместье хозяина выставляется на продажу за долги, а в 1848 г. за крепостными признано право выкупать незаселенные земли и строения. В 1844 - 1848 гг. в губерниях Правобережной Украины (Киевское генерал-губернаторство) проводится инвентарная реформа - единственная реформа николаевского времени, имевшая обязательный характер для поместного дворянства. Авторство и инициатива проведения реформы принадлежит киевскому генерал-губернатору (позднее министру внутренних дел) генералу Дмитрию Гавриловичу Бибикову. Так называемые “инвентарные правила” регламентировали высший предел барщины (не более трех дней в неделю, а для ряда категорий - не более 2 дней). Введением инвентарных правил правительство стремилось ослабить влияние местных помещиков, преимущественно польского происхождения, поддержать украинских крестьян, которые должны были стать его опорой в крае, а также предотвратить их обезземеливание. Правила вызвали чрезвычайное недовольство помещиков, которым запрещалось уменьшать крестьянские наделы и изменять повинности. Известны случаи нарушения инвентарных правил, хотя по закону за это предусматривалось предание военному суду. Впрочем, правительству не удалось превратить местное крестьянство в свою надежную опору. Их выступления не только не сократились, но даже несколько увеличились. Так, в 1848 г. свыше половины всех крестьянских выступлений произошло в западных губерниях. В конце 1850-х гг. инвентарные правила были распространены на все губернии бывшей Речи Посполитой (Литву и Белоруссию). Введение инвентарных правил безусловно подталкивало помещиков к отмене крепостного права и введение их в масштабах всей России несомненно подтолкнуло бы процесс преобразований в этой сфере. Однако об этом правительство даже и не помышляло. Промышленность В промышленности продолжался процесс медленного вытеснения крепостной промышленности вольнонаемным трудом. Уральские заводы, являвшиеся оплотом крепостничества в промышленности с конца XVIII в. переживали затяжной кризис (в XIX в. Россия из страны, экспортировавшей металл превратилась в ео импортера), тогда как легкая (прежде всего текстильная) промышленность, где прежде всего развивался вольнонаемный труд переживает бурный рост, которому в значительной мере способствовали новые таможенные тарифы (см. ниже). Способствовало бурному развитию текстильной промышленности и постоянное понижение стоимости полуфабриката - пряжи ввозившейся из Англии. Вместе с тем, в текстильной промышленности шел процесс вытеснения мелких и средних фабрик и их поглощения крупными предприятиями, способными проводить дорогостоящее техническое переоснащение. Однако вместе с тем стремительными темпами росло кустарное производство наиболее дешевых видов ткани. К концу 20-х гг. XIX в. Россия практически полностью перестает ввозить ситец из-за рубежа. Правительство осознавало обреченность крепостных мануфактур, однако относительная дешевизна и высокая квалификация крепостной рабочей силы сдерживала переход к новым принципам организации производства на государственных мануфактурах. Между тем, в 1840 г. был издан закон, позволявший заводчикам отпускать на волю крепостных рабочих. Это позволило некоторым из них перейти к вольнонаемному труду. В 1840-х гг. в России начинается промышленный переворот (переход от ручного производства к машинному), который в Европе в основном завершился еще в 1760-х - 1780-х гг. Запоздалое вступление России в индустриальную эпоху и медленное осуществление промышленного переворота вело к экономическому отставанию страны и технологической зависимости от Запада. Транспорт Слабостью России, тормозившей ее экономическое развитие была отсталость и неразвитость путей сообщения. По прежнему, как и в XVIII в. основная масса грузов шла по внутренним водным путям. Совершенствованию последних государство придавало очень большое значение. Так, еще в 1808-1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, соединяющих Верхнюю Волгу с Балтийским морем и Петербургом, реконструированы Днепровско-Бугская водная система (в 1814 - 1848 гг.), связывавшая бассейн Днепра с Польшей и Балтикой, Березинская водная система, соединявшая Днепр и Западную Двину и др. водные пути. При Николае I в 1825 - 1828 гг.) был построен Канал герцога Вюртембергского, связавший Волгу и Северную Двину (т.е. Архангельск). Практически все из этих водных путей сохраняют свое важное значение до сих пор. В начале XIX в. появляются и первые пароходы (в 1815 г. на заводе Берда в СПб спущен на воду пароход “Елизавета”). К концу николаевского царствования пароходы получают уже значительное распространение, хотя их количество значительно отстает от зарубежных старн и преобладающее значение на внутренних водных путях по прежнему сохраняет бурлачество. Сухопутные пути сообщения после Отечественной войны также начинают приводить в порядок. В 1817 г. начинается строительство мощеных шоссейных дорог. К 1825 г. их протяженность составляла 390 км., а к 1850 г. - 3300 км. В николаевскую эпоху в России появляется железнодорожный транспорт, ставший во II половине XX в. лидером по объему грузоперевозок. Правительство первоначально относилось крайне осторожно к идее создания железных дорог. Только в 30-е гг. XIX в. под влиянием успехов железнодорожного дела в других странах (в Англии железные дороги эксплуатировались с 1825 г.) было принято решение о создании Царскосельской железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, протяженностью ок. 27 км. Эта линия не имела, конечно же, серьезного экономического значения и служила лишь своего рода испытательным полигоном. В 1839 - 1845 гг. было открыто движение по Варшавско-Венской железной дороге, соединившей Царство Польское с европейской железнодорожной сетью. В 1842 - 1851 гг. была построена Николаевская железная дорога, соединившая две столицы (650 км.) по кратчайшему расстоянию (превысив его всего лишь на 12 км.). Первый поезд шел из Москвы в СПб 21 ч. 15 мин. В 1851 г. было начато сооружение Петербургско-Варшавской железной дороги (окончена в 1862 г.). Общая протяженность железных дорог империи к 1855 г. составила 1044 км. К николаевскому времени относится и первое применение такого принципиально нового средсва связи, как телеграф (первая линия соединила в 1843 г. СПб и Царское Село). Торговля и финансы Николай I унаследовал от Александра большое расстройство финансовых дел. Борьба с Наполеоном и континентальная блокада потрясли экономику России. Усиленные выпуски ассигнаций были тогда единственным средством покрывать дефициты, из года в год угнетавшие бюджет. В течение десяти лет (1807-1816) было выпущено в обращение более 500 миллионов рублей бумажных денег. Немудрено, что курс бумажного рубля за это время чрезвычайно упал: с 54 копеек он дошел до 20 копеек серебром и только к концу царствования Александра немного поднялся (до 25 копеек). Давно уже в России укрепился обычай вести двойной счет деньгам: на серебро и ассигнации, при чем один рубль стоил приблизительно 4 ассигнационных. Это вело к многим неудобствам. При расчетах продавцы и покупатели условливались, какими деньгами (монетою или бумажками) произвести платеж; при этом они сами устанавливали “курс обмена” и более хитрый зачастую обманывал менее догадливого. Так, например, в 1830 году в Москве рубль крупным серебром ценили в 4 рубля ассигнациями, рубль мелким серебром - в 4 руб. 20 коп. ассигнациями, а за рубль медью давали на ассигнации 1 р.20 коп. При такой путанице люди бедные и мало понимавшие в денежных расчетах несли убытки при каждой сделке и покупке. В государстве не существовало устойчивого курса ассигнаций, его не могло установить само правительство. Попытки правительства уменьшить количество ассигнаций не привели к хорошему результату. В последние годы Александра было уничтожено ассигнаций на 240 миллионов рублей, но их осталось еще на 600 миллионов и ценность их нисколько не поднялась. Надобны были иные меры. Министром финансов при императоре Николае был ученый финансист генерал Егор Францевич Канкрин, Ему удалось составить в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, с которым можно было решиться на уничтожение обесцененных ассигнаций и на замену их новыми денежными знаками. Помимо случайных благоприятных обстоятельств (большая добыча золота и серебра), образованию металлического запаса помогли выпущенные Канкриным "депозитные билеты" и "серии". Особая депозитная касса принимала от частных лиц золото и серебро в монете и выдавала вкладчикам сохранные расписки, "депозитные билеты”, которые могли ходить как деньги, и разменивались на серебро 1:1. Соединяя все удобства бумажных денег с достоинством металлических, депозиты имели большой успех и привлекли в депозитную кассу много золота и серебра. Такой же успех имели и “серии”, то есть билеты государственного казначейства, приносившие владельцу небольшой процент и ходившие, как деньги, с беспрепятственным разменом на серебро. Депозитки и серии, доставляя казне ценный металлический фонд, в то же время приучали народ к новым видам бумажных денежных знаков, имевших одинаковую стоимость с серебряной монетой.Меры, необходимые для уничтожения ассигнаций, были предметом долгого обсуждения, в котором деятельное участие принимал и Сперанский. В 1839 г. было решено объявить денежной единицей серебряный рубль и считать его “законною мерою всех обращающихся в государстве денег". По отношению к этому рублю был узаконен постоянный н обязательный для всех курс ассигнаций из расчета 350 руб. ассигнациями за 100 рублей серебром. А затем (в 1843 г.) был произведен выкуп о этому курсу в казну всех ассигнаций с обменом их на серебряную монету или же на новые "кредитные билеты", которые разменивались на серебро уже 1:1. Металлический запас и был необходим для того, чтобы произвести этот выкуп ассигнаций и чтобы иметь возможность поддержать размен новых кредитных билетов. С уничтожением ассигнаций денежное обращение в государстве пришло в порядок: в употреблении была серебряная и золотая монета и равноценные этой монете бумажные деньги. 1819 г. Новые очень либеральные таможенные тарифы. Почти полное восстановление “свободной торговли”. 1822 г. Возврат к протекционизму. Эти, фактически - запретительные, тарифы действуют (с некоторыми смягчениями) вплоть до 1857 г. Это способствует бурному подъему текстильной промышленности (мануфактуры в Иваново-Вознесенске, Орехово-Зуево, Москве и др. городах). Таможенный доход увеличился в 2,5 раза составив одну из самых крупных доходных статей в бюджете. 1832 г. Установление таможенной границы между Польшей и остальными частями империи (существовала до 1851 г.).

Читайте также: