Нужна помощь по изучению какой-либы темы.

В соответствии с НК РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной ответственности, то есть приме­няются различные виды юридической ответственности за нарушения налогового законодательства.

Предупреждение налоговых правонарушений не всегда достигает желаемых целей. Поэтому Налоговый кодекс РФ изменил нормы ранее принятого законодательства по вопросам ответственности за нарушения в данной сфере. Согласно ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является санкция. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ. Штраф - это денежное взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с налогового правонарушителя в доход государства определенной законом суммы денежных средств. Следовательно, по характеру воздействия эти санкции носят опосредственное наказание, т.е. не приносят имущественного вреда налогоплательщику, лишь уменьшают его доходы на перспективу или в какой-то степени ограничивают его предпринимательскую деятельность (арест счетов, приостановление деятельности организации и т.п.).

Налоговая ответственность - это санкция (принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов - организации или налогового агента - организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, поэтому для нее характерны все присущие последней признаки, а именно: это мера государственного воздействия (принуждения); она наступает при совершении правонарушения и наличии вины; она применяется компетентными органами; она состоит в применении к правонарушителю определенных санкций; эти санкции строго определены законом. Однако наряду с перечисленными признаками административная ответственность имеет и некоторые специфические особенности. Во-первых, основанием для административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Во-вторых, она проявляется в применении к правонарушителям административных взысканий (за нарушение налогового законодательства - штраф). В-третьих, административная ответственность налагается государственными органами, строго определенными законодательством.



Таким образом, можно дать следующее определение для административной ответственности за нарушение налогового законодательства. Административная ответственность - это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий, налагаемых компетентным государственным органом.

Одним из главных элементов наступления административной ответственности является совершение определенным лицом налогового правонарушения.

Большинство налоговых правонарушений - административные нарушения. Действительно, эти нарушения могут совершаться посредством определенных действий или бездействия, они всегда идут вразрез с интересами общества и государства, они противоправны и виновны, за многие из них предусмотрена административная ответственность. Исключения составляют только те правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Каждый административный проступок имеет свой состав правонарушения, под которым понимается установленная законодательством совокупность признаков, характеризующая данное деяние как административное правонарушение. Установление этих признаков в конкретном деянии и будет являться основанием для административной ответственности, в то время как отсутствие одного из них освобождает лицо от наказания.

Состав административного правонарушения имеет как объективные признаки (существующие объективно, вне сознания человека), так и субъективные признаки (непосредственно связанные с человеком, его сознанием). Отсюда выделяют объективную сторону и объект правонарушения и соответственно субъективную сторону и субъект правонарушения.

Объектом административного проступка (на что направлен административный проступок) в налоговой сфере является установленный порядок уплаты налогов и исполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей. Это отношения регулируются налоговым законодательством. Следовательно, меры административной ответственности применяются к правонарушителю в том случае, если его действия нанесли или неизбежно могут нанести вред в виде неуплаты налогов.

Объективную сторону состава административного правонарушения составляют установленные законодательством признаки, характеризующие внешнюю сторону проступка, его последствия. Объективная сторона может выражаться как в действии, так и в бездействии. Конкретное содержание объективной стороны каждого состава содержится в налоговых законах.

Субъективную сторону состава административного проступка составляют психические процессы в сознании правонарушителя, происходившие в момент совершения им проступка, а также по отношению к его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны - вина. Под виной подразумевается психическое отношение правонарушителя к содеянному и наступившим последствиям. Вина - ядро субъективной стороны состава правонарушения.

Необходимо отметить, что финансовая ответственность за нарушение налогового правонарушения может наступать вообще без наличия вины, т. е. в тех случаях, когда налогоплательщик не мог и не должен был предвидеть наступление вредных последствий (в результате счетной ошибки и т. д.). Для применения же административной ответственности наличие вины является обязательным. В противном случае к правонарушителю административная ответственность не применяется.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ).

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным. В частности, в силу статьи 11 НК РФ им может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

К субъектам преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч.2 ст.199 УК РФ.

Иные служащие организации-налогоплательщика (плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Необходимо отметить, что обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к статьям 198 и 199 УК РФ. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд.

Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется в случае нарушения работником организа-ции трудовой или служебной дисциплины. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляет администрация в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, которые являются государственными служащими. В соответствии с Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Ответственность государственного служащего предусмотрена Фе-деральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.

В соответствии с налоговым, банковским, таможенным законодательством дисциплинарным проступком сотрудников налоговых, таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел является разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету налогоплательщиков, а также деяния, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан и др.

Еще по теме Дисциплинарная ответственность за нарушения налогового законодательства:

  1. 2.3. Ответственность за нарушения налогового законодательства
  2. § 5. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и защита их прав
  3. 33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства
  4. 7.4. Административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства
  5. Материальная ответственность за нарушения налогового законодательства
  6. ГЛАВА 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  7. 10.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
  8. 7.2. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Общая характеристика отдельных видов ответственности

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме

Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.

Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.

Каждый налогоплательщик согласно Закону обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты, предоставлять налоговым органам необходимые документы и сведения для контроля правильности уплаты налогов. Если налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, то налоговые органы вправе наложить на него санкции.


Административная ответственность - наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.

По определению, Административная ответственность - это “...вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение”..

Основные характеристики административной ответственности:

Устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.


Основанием административной ответственности является административное правонарушение, т.е. “...посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность”.

В Налоговом Кодексе РФ “Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Наказуемость подразумевает что административным правонарушением признается только такое деяние за которое предусмотрена административная ответственность. В данном случае такая ответственность должна быть предусмотрена Налоговым Кодексом.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает одну форму неосторожности - небрежность. Небрежное поведение субъекта имеет место в том случае, если он не сознавал противоправный характер своих действий/(бездействия) либо не предвидел наступление вредных последствий, хотя должен был и мог это осознавать и предвидеть.

Поскольку организация - это искусственная правовая конструкция, она не обладает собственным сознанием и психикой. Для организации субъективная сторона определяется в зависимости от отношения ее должностных лиц, либо ее представителей. То есть виной организации признается вина гражданина, являющегося должностным лицом или представителем этой организации, действие/(бездействие) которого обусловили совершение правонарушения.

Только при наличии состава административного правонарушения, налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ) установлены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК, статья 15.3 КоАП)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст. 116 НК - штраф в размере 5000 рублей

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней - штраф в размере 10000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - штраф на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 НК)

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе - штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20000 рублей

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней - штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40000 рублей

3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (статья 118 НК, статья 15.4 КоАП)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке - штраф в размере 5000 рублей.

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - штраф на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей

4. Непредставление налоговой декларации (статья 119 НК, статья 15.5 КоАП)

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п.2 ст.119 НК - штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей

5.Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК)

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст.120 НК - штраф в размере 5000 рублей

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода - штраф в размере 15000 рублей

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей

6.Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (статья 122 НК)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) - штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога (сбора)

Деяния, предусмотренные пунктом 1 ст. 122 НК, совершенные умышленно - штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога (сбора)

7.Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 НК, 15.6 КоАП)

Известно, что уплата налогов - нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения - это необходимое условие работоспособности налоговой системы.

Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресе-кательный либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т. п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, - это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.

Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание - налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение - противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:

  • эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;
  • эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном;
  • этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:

  • при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;
  • при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • нарушение срока представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;
  • нарушение правил составления налоговой декларации;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
  • непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
  • неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Важную роль в финансовой системе любой страны играют банки . Вот почему российским законодательством на эти финансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за нарушение которых также предусматривается налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. К "числу таких нарушений со стороны банков относятся:

  • нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  • неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
  • неисполнение банком решения о взыскании налога. Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ

по налогам и сборам (а в ряде случаев, предусмотренных законом, их функции выполняют таможенные органы), а также органы налоговой полиции имеют большие права, предоставленные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций.

Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность. Они обязаны возместить убытки, причиненные налогоплательщикам.

Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений . За самые серьезные правонарушения в сфере налоговых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ, где налоговым преступлением посвящены две статьи (ст. 198, 199). Рассмотрим подробно эти статьи.

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды
Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 200 до 700минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершённое лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере -500 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации
Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 5000 минимальных размеров оплаты труда.

К уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей, привлекаются лица, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами или учредительными документами организации обязаны обеспечить правильность данных, определяющих исчисление налогов, а также лица, обязанные утверждать документы, представляемые в налоговые органы.

1. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона об основах налоговой системы должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, поэтому для нее характерны все присущие последней признаки, а именно: - это мера государственного воздействия (принуждения); - она наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

Она применяется компетентными органами; - она состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

Эти санкции строго определены законом. Однако наряду с перечисленными признаками административная ответственность имеет и некоторые специфические особенности. Во-первых, основанием для административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Во-вторых, она проявляется в применении к правонарушителям административных взысканий (за нарушение налогового законодательства - штраф). В-третьих, административная ответственность налагается государственными органами, строго определенными законодательством.

Таким образом, можно дать следующее определение. Административная ответственность - это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий, налагаемых компетентным государственным органом.

Хотелось бы отметить, что в соответствии со ст. 23 Кодекса об административных правонарушениях (КоАЛ) РСФСР" административная ответственность применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Иначе говоря, административная ответственность по своей сути не является карательной мерой, а призвана оказать определенное воздействие на правонарушителей и других лиц с целью их исправления или предупреждения новых правонарушений.

Одним из главных элементов наступления административной ответственности является совершение определенным лицом правонарушения.

Определение административного правонарушения содержится в ст. 10 КоАЛ РСФСР, которая определяет его как посягающее на государственный и общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

На основании этого можно выделить ряд характерных признаков административного правонарушения. Во-первых, проступок характеризуется как действие или бездействие, т. е- административная ответственность может наступать не только за совершение каких-либо определенных действий (сокрытие дохода), но в предусмотренных законом случаях и за отсутствие таковых (непредоставление документов, необходимых для исчисления налогов).

Во-вторых, это действие (бездействие) всегда аятиобще-ственно и автисоциально, т. е. направлено против интересов государства в целом, чем наносит вред сложившимся общественным отношениям.

В-третьих, это противоправное действие, т. е. действие, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.

В-четвертых, это виновное действие (бездействие), т. е. совершенное под контролем собственной воли и сознания. Необходимо отметить, что для налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, данный признак является основным, поскольку налоговое законодательство выделяет только его. Хотя, на наш взгляд, рассматривать его отдельно от других признаков и считать единственным элементом налогового проступка не представляется возможным, так как разрушается само понятие административного правонарушения, за совершение которого должна следовать ответственность.

И, в-пятых, обязательным признаком любого административного правонарушения является предусмотренная законом адмивистративняя ответственность.

Таким образом, большинство налоговых правонарушений - административные нарушения, так как соответствуют указанным выше признакам. Действительно, эти нарушения могут совершаться посредством определенных действий или бездействия, они всегда идут вразрез с интересами общества и государства, они противоправны и виновны, за многие из них предусмотрена административная ответственность. Исключения составляют только те правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Каждый административный проступок имеет свой состав правонарушения, под которым понимается установленная законодательством совокупность признаков, характеризующая данное деяние как административное правонарушение. Установление этих признаков в конкретном деянии и будет являться основанием для административной ответственности, в то время как отсутствие одного из них освобождает лицо от наказания.

Состав административного правонарушения имеет как объективные признаки (существующие объективно, вне сознания человека), так и субъективные признаки (непосредственно связанные с человеком, его сознанием). Отсюда выделяют объективную сторону и объект правонарушения и соответственно субъективную сторону и субъект правонарушения.

Объектом административного проступка (на что направлен административный проступок) в налоговой сфере является установленный порядок уплаты налогов и исполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей. Это отношения регулируются налоговым законодательством. Следовательно, меры административной ответственности применяются к правонарушителю в том случае, если его действия нанесли или неизбежно могут нанести вред в виде неуплаты налогов.

Объективную сторону состава административного правонарушения составляют установленные законодательством признаки, характеризующие внешнюю сторону проступка, его последствия. Объективная сторона может выражаться как в действии, так и в бездействии. Конкретное содержание объективной стороны каждого состава содержится в налоговых законах.

Субъективную сторону состава административного проступка составляют психические процессы в сознании правонарушителя, происходившие в момент совершения им проступка, а также по отношению к его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны - вина. Под виной подразумевается психическое отношение правонарушителя к содеянному и наступившим последствиям. Вина - ядро субъективной стороны состава правонарушения.

Необходимо отметить, что финансовая ответственность за нарушение налогового правонарушения может наступать вообще без наличия вины, т. е. в тех случаях, когда налогоплательщик не мог и не должен был предвидеть наступление вредных последствий (в результате счетной ошибки и т. д.). Для применения же административной ответственности наличие вины является обязательным. В противном случае к правонарушителю административная ответственность не применяется.

Субъектом, т. е. лицом, которое может нести ответственность за совершение административного проступка, может быть только физическое лицо (гражданин, индивидуальный предприниматель, должностное лицо предприятия). В связи с этим представляются неправомерными действия налоговых органов по взысканию административных штрафов, наложенных на руководителей предприятий, посредством выставления на счет предприятия инкассовых поручений.

В соответствии со ст. 13и ст. 20 КоАП РСФСР привлечению к административной ответственности подлежат лица, которые к моменту совершения административного правонарушения достигли шестнадцати лет и во время его совершения были вменяемы. Это два основных условия, при которых применение административной ответственности правомерно.

В некоторых случаях в качестве субъекта закон указывает руководителей и должностных лиц предприятий. Закон не устанавливает понятия должностного лица, однако следует иметь в виду, что под ним понимаются сотрудники не только государственных организаций, но и организаций иных форм собственности. При привлечении к административной ответственности должностных лиц хозяйствующих субъектов необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»^ и п. 19 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170^ ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель организации, предприятия или учреждения. Данной точки зрения придерживается и Госналогслужба РФ в своем письме от 6 октября 1993 г. № ВГ-6-14/344^

Кроме того, ст. 17 КоАП РСФСР предусматривает возможность привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений на территории России, что в последнее время становится весьма актуально в связи с их широкой деятельностью в нашей стране. Согласно данной статье, они подлежат привлечению к ответственности на общих основаниях с гражданами России.

При привлечении физических лиц к административной ответственности необходимо обратить внимание на значение правильного соблюдения процессуального порядка наложения административного взыскания. Его нарушения со стороны налоговых органов в отличие от налоговой ответственности являются основанием для отмены постановления о наложении взыскания (п. 4 ст. 306, 308, 330 Гражданского процессуального кодекса РСФСР от II июня 1964 г^).

В соответствии со ст. 14 Закона «О Государственной налоговой службе» обжалование действий должностных лиц государственных налоговых инспекций, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с административным законодательством. Согласно ст. 20 Закона «О федеральных органах налоговой полиции», действия сотрудников налоговой полиции также могут быть обжалованы в вышестоящие органы налоговой полиции, в прокуратуру или в суд.

Обжалование может произойти в течение десяти дней с момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Основаниями для него могут быть:

Несоблюдение правил и порядка составления протокола об административном правонарушении;

Рассмотрение дела о нарушении налогового законодательства в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности;

Наложение административного взыскания лицом, не имеющим на это права; в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О государственной службе РСФСР»^ и Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции»^ право налагать административные штрафы предоставлено только начальникам государственных налоговых инспекций, начальникам федеральных органов налоговой полиции и их заместителям;

Несоблюдение порядка составления и вынесения постановления о наложении административного взыскания;

Несоблюдение сроков применения административного взыскания; согласно ст. 38 КоАП РСФСР, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

В обзоре практики разрешения споров, возникающих при применении налогового законодательства (письмо Государственной налоговой инспекции по Ленинградской области от 3 августа 1994 г. № 09-10/1866) содержится пример обжалования гражданами административного взыскания в связи с пропуском ГНИ срока наложения административного взыскания.

По двум заявлениям граждан об обжаловании административных взысканий за нарушения налогового законодательства КиришскиЙ суд (дело № 2-708/93) и Бокситогорский суд (дело № 2-17-94) приняли решения об удовлетворении их заявлений только на том основании, что ГНИ были пропущены сроки наложения административного взыскания. Факты нарушения налогового законодательства подтвердились. Заявления граждан были удовлетворены.

Другие нарушения, ущемляющие права и интересы граждан.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со ст. 338 Гражданского процессуального кодекса РСФСР исполнению судебным исполнителем подлежат постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке. Налоговым органам это право не предоставлено, поэтому взыскание административных штрафов с граж-ден возможно только в судебном порядке.

Письмо Госналогелужбы РФ от 25 сентября 1992 г. № ИЛ-4-08/638 «О порядке обеспечения взыскания административных штрафов за нарушения налогового законодательства» содержит аналогичное положение: «По разъяснению, полученному в Министерстве юстиции РФ, постановления о наложении административного штрафа на должностных и иных физических лиц госналогинспекциям следует направлять в районный (городской) народный суд с сопроводительным письмом на имя председателя суда, содержащим просьбу об удержании суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка виновного лица в соответствии с правилами, установленными гл. 38 и 39 ГПК РСФСР».

2. Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоДП и Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР». Общие принципы, условия применения административной ответственности и порядок наложения административных взысканий изложены в КоАЛ. Должностные лица налоговых инспекций должны строго соблюдать установленные кодексом требования.

Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в КоАП РСФСР, Законе «Об основах налоговой системы в РФ», Законе «О Государственной налоговой службе» и Законе «О федеральных органах налоговой полиции».

В соответствии с данными нормативными актами число налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, достаточно велико. Однако можно выделить несколько видов административных проступков, имеющих самостоятельный состав, и разделить их на четыре основные группы в зависимости от субъекта применения ответственности.

Первую группу составляют правонарушения, за совершение которых к административной ответственности привлекаются только должностные лица предприятий, организаций, учреждений виновные: - в сокрытии (занижении) прибыли (дохода); - в сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения; ~- в отсутствии бухгалтерского учета; - в ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка; - в искажении бухгалтерских отчетов; - в непредоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

В несвоевременном предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; - в предоставлении не по установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Эти правонарушения, в свою очередь, можно объединить в три подгруппы:

Правонарушения, повлекшие недоплату налогов; - правонарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета;

Правонарушения, связанные с предоставлением документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Во вторую группу входят налоговые правонарушения, административная ответственность за совершение которых наступает только для граждан, виновных:

В нарушении законодательства о предпринимательской деятельности;

В осуществлении предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; - в отсутствии учета доходов;

В ведении учета доходов с нарушением установленного порядка;

В непредоставлении деклараций о доходах; - в несвоевременном предоставлении деклараций о доходах;

Во включении в декларации искаженных данных. Здесь также можно выделить три подгруппы правонарушений:

Правонарушения в области предпринимательской деятельности;

Правонарушения, связанные с нарушением учета доходов;

Правонарушения, связанные с предоставлением деклараций о доходах;

Третью группу правонарушений составляют налоговые проступки, за которые административная ответственность наступает для налоговых агентов, а именно, для руководителей банков и кредитных учреждений, виновных: - в открытии расчетного и иного счетов налогоплательщикам без предъявления ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе;

В несообщении (сообщении после установленного срока) налоговому органу об открытии указанных счетов;

В задержке исполнения поручений налогоплательщиков по перечислению налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и в использовании неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов.

Четвертая группа включает в себя правонарушения, к административной ответственности за которые привлекаются как граждане, так и должностные лица предприятий. Кроме того, данная группа правонарушений характеризуется не только общим субъектом (физическое лицо), но и отличными от вышеуказанных основаниями для административной ответственности.

Так, если в первых трех группах правонарушения связаны прежде всего с порядком уплаты налога, ведения бухгалтерского учета, предоставлением отчетности, то данная группа налоговых проступков связана с нарушением порядка управления в сфере налоговых отношений, нарушением предоставленных органам налоговой полиции и налоговым инспекциям прав по осуществлению ими своих функций, например таких прав, как:

Беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

Вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;

Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений) организаций и граждан;

Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение и др.

За совершение различных указанных выше правонарушений предусмотрены различные меры ответственности. За совершение правонарушений первых трех групп в первый раз ответственность в основном наступает в виде штрафа в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного. За те же действия) совершенные повторно, т. е. в течение года после административного взыскания, штраф составляет от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Последнее положение требует некоторых разъяснений. Взыскание штрафов в указанных размерах возможно при наличии двух оснований:

Лицо, подвергшееся такому взысканию, должно совершить два аналогичных по своему составу правонарушения, т. е. совершить, например, два нарушения, выразившиеся в отсутствии ведения учета доходов, или два нарушения, выразившиеся в ведении учета доходов с нарушением установленного порядка;

Эти правонарушения должны быть совершены в течение года после наложения административного взыскания.

За совершение правонарушений, составляющих четвертую группу, ответственность предусмотрена в основном до ста минимальных размеров оплаты труда. Повторность на размеры штрафа в данном случае не влияет.

Читайте также: