Тест по теме безработица экономически активное. Тест «Безработица, виды и формы безработицы»

1. Если уровень безработицы не изменяется, тогда количество трудоустроенных должно равняться количеству

A. Безработных.

B. Потерявших рабочие места.

C. Ищущих работу.

D. Оставивших рабочую силу.

Ответ: B. Количество людей, оставляющих работу, должно равняться количеству трудоустроенных, чтобы уровень безработицы был постоянным.

См. Раздел 5-1.

2. Если уровень трудоустройства повышается, то естественный уровень безработицы будет

A. Оставаться постоянным.

B. Увеличиваться.

C. Уменьшаться.

D. Повышаться или снижаться, в зависимости от уровня увольнений.

Ответ: C. Как объяснено в Разделе 5-1, чем выше уровень трудоустройства, тем ниже естественный уровень безработицы.

3. Предположим, что ежемесячно 2 % занятых теряют работу (s = 0.02) и 38 % безработных находят работу (f = 0.38).Тогда устойчивый уровень безработицы равен

Ответ: B. Как объяснено в Разделе 5-1, устойчивый уровень безработицы

4. Уровень безработицы - 10 %. Уровень увольнений - 5 %. Каким должен быть уровень трудоустройства, чтобы сохранить постоянным уровень безработицы?

Ответ: B. Так как 90 % от общей численности рабочей силы работает и уровень увольнений - 5 %, 4.5 % рабочей силы теряют работу в каждом периоде. Чтобы безработица была постоянной, такая же часть рабочей силы должна находить работу в каждом периоде. См. Раздел 5-1.

5. Страхование безработицы главным образом увеличивает

A. Фрикционную безработицу.

B. Сезонную безработицу.

C. Подростковую безработицу.

D. Циклическую безработицу.

Ответ: A. Так как программы страхования по безработице уменьшают связанные с ней экономические затруднения, они увеличивают фрикционную безработицу. См. Раздел 5-2.

6. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется

A. Фрикционной безработицей.

B. Эффектом "отчаявшихся" рабочих.

C. Безработицей ожидания.

D. Жесткостью заработной платы.

Ответ: A. Для обсуждения фрикционной безработицы см. Раздел 5-2.

7. Фрикционная безработица происходит потому, что

A. Минимальная зарплата слишком высока.

B. Профсоюзы оказывают давление на рынке труда.

C. Существует жесткость в процессе установки зарплаты.

D. Требуется время на установление соответствия между фирмами

и работниками.

Ответ: D. Для обсуждения фрикционной безработицы см. Раздел 5-2.

8. Какая политика будет уменьшать фрикционную безработицу?

A. Уменьшение налогов на корпорации.

B. Увеличение страхования по безработице.

C. Увеличение минимальной зарплаты.

D. Общественные программы переподготовки.

Ответ: D. Общественные программы переподготовки облегчают переход рабочих из "затухающих" в "растущие" отрасли промышленности, уменьшая таким образом фрикционную безработицу. См. Раздел 5-2.

9. Если государство увеличивает страхование по безработице, то можно ожидать, что уровень фрикционной безработицы

A. Понизится.

B. Останется постоянным.

C. Повысится.

D. Сначала повысится, потом понизится.

Ответ: C. Если растет страхование по безработице, экономические затруднения безработных рабочих уменьшаются, уменьшая тем самым стимулы поиска работы. Это повышает фрикционную безработицу.

См. Раздел 5-2.

10. Если реальная зарплата выше pавновесного уровня, тогда предложение труда

A. Зависит от номинальной зарплаты.

В. Меньше спроса на труд.

C. Равно спросу на труд.

D. Больше спроса на труд.

Ответ: D. Если реальная зарплата выше равновесного значения, тогда предложение труда больше спроса на труд. См. Раздел 5-3.

11. Безработица, вызванная жесткостью заработной платы и нехваткой рабочих мест называется

A. Естественный уровень безработицы.

B. Эффект "отчаявшихся" рабочих.

C. Безработица ожидания.

D. Конфликт между инсайдерами и аутсайдерами.

Ответ: C. Для обсуждения безработицы ожидания, см. Раздел 5-3.

12. Подросток не может найти работу потому, что допустимая минимальная зарплата - выше, чем зарплата, которую может предложить ему фирма.

Эта ситуация - пример

A. Фрикционной безработицы.

B. Безработицы ожидания.

C. Циклической безработицы.

D. Эффективной безработицы.

Ответ: B. Для обсуждения безработицы ожидания см. Раздел 5-3.

13. Законы о минимальной зарплате - пример

A. Коллективного договора.

B. Жесткости заработной платы.

C. Эффекта "отчаявшихся" рабочих.

D. Инсайдеры и аутсайдеры.

Ответ: B. Законы о минимальной зарплате пpепятствуют понижению номинальной зарплаты ниже определенного уровня. Таким образом, они определяет жесткость заработной платы. См. Раздел 5-3.

14. Безработица ожидания возникает, когда

A. Известно, что минимальная зарплата увеличится в

ближайшем будущем.

B. Введено щедрое страхование по безработице.

C. Рабочие временно уволены из за погодных условий.

D. Реальная зарплата выше равновесного уровня на рынке труда.

Ответ: D. Для обсуждения безработицы ожидания см. Раздел 5-3.

15. Что из следующего не определяет жесткости реальной заработной платы?

A. Законы о минимальной зарплате.

B. Страхование по безработице.

C. Сила профсоюзов.

D. Стимулирующая зарплата.

Ответ: B. Для обсуждения причин жесткости реальной заработной платы см. Раздел 5-3.

16. Безработица, вызванная профсоюзами или угрозой обьединения рабочих в профсоюзы - образец

A. Безработицы ожидания.

B. Эффекта "отчаявшихся" рабочих.

C. Стимулирующей зарплаты.

D. Конфликта между инсайдерами и аутсайдерами.

Ответ: D. Безработица происходит потому, что уже нанятые рабочие

(инсайдеры) борются за сохранение высоких зарплат. Высокие зарплаты удерживают фирму от найма новых рабочих (аутсайдеров). См. Раздел 5-3.

17. Профсоюзы могут вызывать безработицу, если

A. Аутсайдеры способствуют понижению зарплаты.

B. Инсайдеры поддерживают реальную зарплату выше равновесного уровня.

C. Аутсайдеры подчинены законодательству о минимальной зарплате.

D. Инсайдеров увольняют, а аутсайдеров нанимают.

Ответ: B. Профсоюзы могут удерживать зарплату выше ее равновесного уровня, вызывая превышение предложения труда над спросом на труд. Возникающая в результате форма безработицы называется "безработицей ожидания". См. Раздел 5-3.

18. Теории эффективной зарплаты утверждают, что фирмы могут выплачивать высокую реальную зарплату, чтобы

A. Избегать угрозы обьединения рабочих в профсоюзы.

B. Делать труд более производительным.

C. Исключить использование неквалифицированных рабочих.

D. Уменьшить уровень фрикционной безработицы.

Ответ: B. Для объяснения теорий эффективности зарплаты, см.Раздел 5-3.

19. Стимулирующая зарплата не ведет к

A. Безработице ожидания.

B. Установлению зарплат выше их равновесного уровня.

C. Снижению прибыли фирмы.

D. Увеличению производительности рабочих.

Ответ: C. Фирмы выплачивают стимулирующую зарплату, чтобы увеличить производительность рабочих. Это приводит к повышению прибылей фирм.

См.Раздел 5-3.

20. Какое из следующих утверждений относительно безработицы истинно?

A. Большинство периодов безработицы - продолжительные.

B. Большинство безработных составляют долговременные

безработные.

C. Долговременные безработные составляют только малую часть

безработных.

D. Большинство тех, кто становятся безработными, остаются

безработными в течение длительного времени.

Ответ: B. Большинство периодов безработицы непродолжительны, но большая часть безработных в любое данное время находятся в долговременных периодах безработицы. См. Раздел 5-4.

21. По сравнению с долговременной безработицей, краткосрочная безработица вероятнее окажется

A. Фрикционной безработицей.

B. Безработицей ожидания.

C. Результатом законов о минимальной зарплате.

D. Результатом действия профсоюзов.

Ответ: A. Краткосрочная безработица вероятнее окажется фрикционной безработицей. См. Раздел 5-4.

22. Предположим, что 130 человек были безработными какую-то часть данного года: 120 были безработными в течение 1 месяца; 10 - безработными в течение года; Какой процент общих месяцев безработицы относится к долговременной безработице?

Ответ: D. Имеются 240 общих месяцев безработицы, из которых половина краткосрочная и половина - долгосрочная безработица. См. Раздел 5-4.

23. Измеряемая безработица может быть ниже, чем фактическая безработица, потому что

A. Измеряемая безработица не включает фрикционных безработных.

B. Некоторые рабочие хотят найти работу, но отчаялись и

прекратили ее поиски.

C. Некоторые из называющих себя безработными, просто не

занимаются поиском работы всерьез.

D. Измеряемая безработица не включает подростковую безработицу.

Ответ: B. Если рабочие, которые хотели бы работать, отчаялись и больше не ищут работу, фактическая безработица будет выше, чем измеряемая безработица. См. Раздел 5-4.

24. "Отчаявшиеся" рабочие, которые хотели бы работать, но прекратили поиск рабочего места

A. Составляют фрикционную безработицу.

B. Составляют безработицу ожидания.

C. Больше не учитываются в рабочей силе.

D. Получают пособие в соответствии c законодательством о

минимальной зарплате.

Ответ: C. Та часть населения, что не работает и не ведет поиски работы, считается выбывшей из рабочей силы и не учитывается в статистике безработицы. См.Раздел 5-4.

Отчет по педагогической практике

Выполнила: Байдосова Кристина Александровна

Группа МГМУ-12

Преподаватель: Резер Татьяна Михайловна,

д.п.н., профессор

Екатеринбург 2013


Тема проекта «Безработица»

Педагогическая цель

1)Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;

2) Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;

3) Сформировать отношение к проблемам безработицы;

4) Содействовать развитию познавательной активности, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

Цель для обучающихся развитие экономической культуры

Задачи для педагога

1)Дать определение безработице и проанализировать различия в причинах возникновения каждого вида безработицы;

2) Дать формулу расчета уровня безработицы;

3) Привести примеры всех видов безработицы;

4) Познакомиться с особенностями безработицы в России

Задачи для обучающихся

Научится рассчитывать уровень безработицы

Уметь анализировать информацию и делать собственные выводы

Оборудование:

Тип урока: комбинированный

Учебник:

Черняк В.З. Экономика. Таблицы и схемы. М., 2009 г.



Определить форму проведения занятия (лекция, семинар, деловая игра, круглый стол и т.д.)

Слова, понятия которых ученики узнают на уроке:

Безработица, виды безработицы: фрикционная, структурная, скрытая, полная занятость, уровень безработицы, экономически активное население, естественный уровень безработицы, экономические и социальные последствия безработицы, безработный, трудоспособные граждане.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости.

Понятие и сущность безработицы.

Работа над формулировкой понятия, запись в тетради: Безработица это такое социально-экономическое состояние, при котором часть экономически активного трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

Причины безработицы.

Работа по тексту пособия, выявление причин безработицы.

· Структурные сдвиги в экономике.

· Экономический спад или депрессия.

· Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда.

· Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

· Изменения в демографической структуре населения.

Беседа по вопросу «Безработица в России, в РФ». Учащиеся работают в группах, формулируя вопросы друг другу.

Выводы беседы: Для России безработица - относительно новый феномен. Средний уровень безработицы в России выходит за рамки порогового значения - 10%, Официальный уровень безработицы в России невелик, но фактические масштабы и уровень значительно выше. На начало 2011 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигал более 20%. Численность экономически активного населения РФ в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила 74,7 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

Опережающее задание «Уровень безработицы в Артинском районе».

На 1 октября 2012 года уровень регистрируемой безработицы в Артинском районе составил 0,86 уровень общей безработицы 7,0%. В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в службу занятости населения приходится 3 вакансии, но средняя заработная плата по заявленным вакансиям на 39 % ниже уровня средней заработной по району (10,9 т.р. против 17,9 т.р.) В общем количестве вакансий доля вакансий с оплатой ниже прожиточного минимума составляет 24,7 %. Наиболее востребованы на рынке труда района рабочие строительных профессий, водители, газоэлектросварщики, механизаторы, медицинские работники. Немало важно отметить, что около 10 тыс. человек трудоспособного населения работают за пределами района, в основном в г. Екатеринберге.

Заполнение таблицы «Виды занятости».

Безработица фрикционная - это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения

Безработица структурная - это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости становления новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться.

Безработица технологическая - безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Безработица институциональная - безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Безработица циклическая - это невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных.

Безработица скрытая - характерна для отечественной экономики; суть ее в том, что компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

Безработица добровольная - это безработица, связанная с нежеланием работать в условиях пониженной заработной платы.

Безработица застойная - такой вид безработицы, при котором работники сталкиваются с невозможностью найти работу из-за того, что регион, в котором они проживают, поражен экономическим кризисом.

Безработица сезонная - возникает регулярно в определенное время года. Особенно она характерна для сельского хозяйства, где после сбора урожая следует перерыв в работе по чисто погодным климатическим условиям.

Задания на закрепление изученного (промежуточный контроль)

Задание для учащихся №1.
Запишите слово, пропущенное в таблице:

Ответ: структурная

Задание для учащихся №2.
Граждане страны И. долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. Длительная безработица чередуется с краткими периодами временной, случайной работы. Выберите из приведенного ниже списка характеристики безработицы в стране И. и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Сезонная 4. Структурная

2. Скрытая 5. Фрикционная

3. Застойная 6. Открытая

Ответ: 3; 4; 6
Подтема: «Измерение уровня безработицы»

Учащиеся слушают объяснение, анализируют график.

Основными показателями, которыми измеряется безработица, являются так называемый уровень безработицы и средняя продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется по формуле:

Таблица: «Рабочая сила:

· Экономически активное население: занятые и безработные

· Экономически неактивное население (добровольно незанятые)

Учащиеся слушают объяснение, делают записи.

Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень, страна недополучает часть ВВП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном.

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b% (параметры Оукена, установленные экономическим путем). По расчетам Оукена, в 1960-е гг. в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Закон Оукена гласит, что при повышении фактического уровня безработицы на 1% над её естественным уровнем происходит уменьшение фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3 %.

Решение задач на закрепление подтемы:

Задание для учащихся №3.
Верны ли следующие суждения об условиях, способных повлиять на снижение уровня безработицы?

А. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнеси увеличение пособий по безработице

Б. К условиям, способным повлиять на снижения уровня безработицы, можно отнести уменьшение размера налогов

1. Верно только Б 3. Верны оба суждения

2. Верно только А 4. Оба суждения неверны

Запись в тетради «Социальные последствие безработицы»:

1) негативные

· Обострение криминогенной ситуации

· Усиление социальной напряженности

· Рост количества физических и душевных заболеваний

· Увеличение социальной дифференциации

· Снижение трудовой активности

2) позитивные

· Повышение социальной ценности рабочего места

· Увеличение личного свободного времени

· Возрастание свободы выбора места работы

· Увеличение социальной значимости и ценности труда

Задание для учащихся №4.

Выделите негативные последствия безработицы. Ответ:

· Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

· Снижение уровня жизни населения

· Потерявшие работу получают лишь пособия по безработице

· Сокращается потребительский спрос

· Сокращаются доходы работающих по найму

· Потеря профессиональных знаний и навыков

· Психологическая травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности.

Задание для учащихся №5.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: безработные

Задание для учащихся №6.
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) 210 мил безработных насчитала в мире Международная организация труда в 2010 году. (Б) Это ни что иное, как проявление экономического кризиса. (В) Число безработных выросло более чем на 30 миллионов. (Г) Многие эксперты считают, что исторический максимум мировой безработицы ещё не пройден.

Задание для учащихся №7

Объясните как вы понимаете эту притчу: «Безработный ангел».

Было два ангела. Один просто сидел без дела, а другой постоянно был в работе - то на Землю спустится, то на Небо поднимется. И вот так в работе постоянно.

Безработный ангел решил спросить другого:

Что же ты постоянно летаешь туда-сюда?

Я ношу Богу послания, которые начинаются со слов «Помоги Господи…», - сказал работающий ангел,- а почему ты ничего не делаешь?

Я должен носить Господу послания, которые начинаются: «Спасибо, Господи…».

III. Итог урока:

Закрепление изученного материала. Вопросы для повторения:
1. Что такое безработица?

2. Каковы основные виды безработицы?

3. Как вы понимаете термин «полная занятость»?

4. Что такое уровень безработицы?

5. Какие экономические и социальные последствия безработицы?

Работа в группах (решение тестов).

1. Верны ли следующие суждения?

А. Безработица ведет к перераспределению доходов.

Б. Если уровень безработицы уменьшается, то это всегда означает, что большее количество трудоспособных имеет работу.

а) верно только А; в) оба суждения верны

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

2 . Верны ли следующие утверждения?

А. Основной причиной фрикционной безработицы выступает несовершенство информации.

Б. Отраслевые сдвиги в экономике могут привести к росту фрикционной безработицы.

а) верно только А; в) оба суждения верны

б) верно только Б; г) оба суждения неверны

3. Под полной занятостью в экономической теории принято понимать ситуацию, когда отсутствует безработица:

а) циклическая; б) фрикционная в) структурная

4. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества:

а) неработающих к числу работающих;

б) неработающих к численности рабочей силы;

в) безработных к численности трудоспособного населения;

г) безработных к численности рабочей силы.

5. Экономически активное население - это:

а) безработные, ищущие работу;

б) пенсионеры;

в) работающие по найму.

6.Фрикционная безработица возникает в случае:

а) низкой мобильности населения ;

б) отсутствия рынка труда;

в) демографического спада;

г) появления одних профессий и исчезновения других.

7. Структурная безработица возникает в случае:

а) экономического спада;

б) диспропорции спроса и предложения на рынке труда;

в) перемены места жительства работников;

8. Циклическая безработица возникает в случае:

а) кризиса на товарных рынках страны;

б) перемены места жительства работников;

в) сезонного характера деятельности;

г) несовершенства трудового законодательства.

Рефлексия. Заполнение листа самоконтроля учащегося.

Контрольные вопросы

Используемая литература

Дополнительная литература

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация "Безработица", учебники по курсу:

· Липсиц И.В. Экономика. Москва, Вита - Пресс, 2008,

· Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита - Пресс, 2000,

· "Российская экономика" , приложение к учебнику "Прикладная экономика" Junior Achievement, М, 1998,

· Савицкая Е.В. "Уроки экономики в школе" Москва, Вита - Пресс, 2004,

· Ром В.Я., Дронов В.П., География России. Население и хозяйство. 9 класс, Москва, Дрофа, 2008

· Алексеев А.И., Николина В.В., География. Население и хозяйство России. 9 класс, Москва, Просвещение, 200


Заполнить таблицу

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Показатели Содержание Вид обучения Методы и средства обучения Формы контроля
Тема Безработица Комбинированный урок Беседа, решение проблемных задач групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная. тестирование
Цель педагога Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;
Цель обучающегося
Задачи педагога 1)познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицей, сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях. 2) Сформировать отношение к проблемам безработицы;
Задачи обучающегося Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;
Форма проекта
Способ реализации
Планируемый результат

Задачи урока:

· Образовательная –

· Развивающая –

· Воспитательная –

· Обучающая: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицей, сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.

· Развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами.

· Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Цели урока:

Обучающая:

· уяснение учащимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные.

· показать учащимся, что существуют различные формы безработицы;
объяснить, чем они отличаются друг от друга.

· Рассмотреть особенности безработицы в России на современном этапе.

Развивающая:

· Экономическое мышление, экономическую грамотность, экономические умения и т.д.

· Умение ставить экономические проблемы.

· Способность отстаивать свою точку зрения и проявлять целеустремленность в различных видах деятельности.

Воспитывающая:

· Культуру общения, взаимное уважение.

· Видеть в окружающей действительности экономическую сторону.

· Умение адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда.

· Задачи урока:

· 1) Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;

· 2) Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;

· 3) Сформировать отношение к проблемам безработицы;

· 4) Содействовать развитию познавательной активности, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

Задачи урока:

· Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.

· Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.

· Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.

· Цели урока:
1) Дать определение безработице и проанализировать различия в причинах возникновения каждого вида безработицы;

· 2) Дать формулу расчета уровня безработицы;

· 3) Привести примеры всех видов безработицы;

4) Познакомиться с особенностями безработицы в России.

Цель урока: познакомить обучающихся с явлением безработицы.

Форм проведения урока :

· лекция с элементами живого и динамичного диалога с учащимися.

1. Оборудование: схемы, таблицы, диаграммы, пакет документов.

2. Тип урока: комбинированный

3. Учебник: Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М., 2012 г.

4. Черняк В.З. Экономика. Таблицы и схемы. М., 2009 г

План изучения нового материала

I. Безработица – спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.
III. Экономические и социальные последствия безработицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости.

1. План.

1. Понятие безработицы. Признаки безработного.

2. Уровень безработицы, уровень занятости.

3. Причины безработицы.

4. Решение задачи.

5. Виды безработицы:

· Фрикционная безработица.

· Структурная безработица.

· Циклическая безработица.

6. Последствия безработицы.
7. Государственная политика борьбы с безработицей.
8. Выступление поисковых групп.

Тип урока: усвоение новых знаний с использованием ИКТ-технологий

Методы урока: частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: презентация к уроку, «Словарь терминов и понятий по обществознанию», тетради, раздаточный материал.

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, web-сайты Интернета.

Оборудование: кабинет информатики (ПК по количеству рабочих групп, проектор, экран).

Тест «Безработица, виды и формы безработицы».

1. Безработными считаются:

1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.

2. Формой проявления естественной безработицы является:

1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.

3. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.

4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
5) верный ответ не введен.

5. Потерявшие работу вследствие изменения структуры экономики относятся к безработице:

1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.

6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?

1) структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
7. Виды безработицы.

Вид безработицы Причины возникновения

Рабочий лист к уроку

Тест на тему «Безработица» 11 класс.

1. Граждане страны И. долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на

рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. длительная безработица чередуется с краткими

периодами временной, случайной работы. Выберите из приведённого ниже списка характеристики безработицы в стране

И. и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) скрытая 2) сезонная 3)застойная 4) структурная 5) фрикционная 6) открытая

2. Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких

технологий и услуг отражает ситуацию на рынке

1) фондовом 2) капитала 3) труда 4) товаров и услуг

3.Верны ли следующие суждения о причинах возникновения структурной безработицы?

А. Причиной возникновения структурной безработицы является рост спроса на трудовые ресурсы

Б. Причиной возникновения структурной безработицы является наступление определённого времени года

1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Циклическая безработица максимальна:

1) на пике экономической активности 2) в нижней точке спада экономической активности

3) в период оживления экономической активности 4) в период стабильного экономического развития

5. Наиболеевероятной причиной безработицы является:

1) монополизация отдельных отраслей экономики 2) спад производства

3) увеличение числа частных (негосударственных) предприятий

4) усиление конкурентной борьбы между производителями

6. Естественныйуровень безработицы составляет:

1)фрикционная безработица 2) сумма фрикционной и циклической безработицы

3) сумма структурной и циклической безработицы4) сумма фрикционной и структурной безработицы

7. Застойная безработицав отличие от других видов и форм безработицы:

1) отражает неспособность государства эффективно использовать труд

2) охватывает наиболее профессионально неподготовленную часть трудовых ресурсов

3) приводит к потере профессиональных знаний и навыков работников

4) способствует замедлению темпов экономического роста

8.Верны ли следующие суждения о безработном?

А. Человек не считается безработным, если он временно уволен

Б. Человек не считается безработным, если он ожидает выхода на новую работу

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9.Верны ли следующиесуждения о циклической и фрикционной безработице?

БЕЗРАБОТИЦА

1.Определите, к какому типу безработицы относятся приведенные ниже субъекты:

А) лаборант, уволившийся из-за аллергии на химические реагенты_фрикционная

Б) инженер, уволившийся по собственному желанию ___ фрикционная

В) медсестра, уволившаяся из-за переезда в другой город_ фрикционная

Г) машинистка, уволенная в связи с отсутствием заказов при широком внедрении компьютеров__структурная

Д) экономист, уволившийся из-за ссоры с начальником_____ фрикционная

2.Человек, который болен гриппом и временно не работает, относится к категории:

1) не включаемых в общую численность рабочей силы 3) структурных безработных

2) занятых 4) циклических безработных

3. Повышение спроса на труд, используемый при производстве кроссовок, может быть вызван:

1) снижением спроса на кроссовки

2) появлением на рынке импортных кроссовок

3) повышением спроса на кроссовки

4) снижением цены автоматического оборудования, используемого в производстве кроссовок

4. Потерявший работу из-за рецессии в экономике попадает в категорию

1) фрикционных безработных 3) циклических безработных

2) структурных безработных 4) добровольных безработных

5. Рост занятости в процессе производства женщин, имеющих малолетних детей, сопровождается ростом спроса на услуги профессиональных нянь. Это пример функционирования рынка: 1) труда 2) товаров 3) капиталов 4) фондового

6. В стране А уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтеры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А?

1) застойная 2) структурная 3)фрикционная 4) сезонная

7. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. Заработная плата отражает значимость и сложность труда работника.

Б . Номинальная и реальная заработная плата могут существенно различаться.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8.С апреля по ноябрь население приморского региона занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако, с сентября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится эта безработица?

1) застойная 2) структурная 3) временная 4) сезонная

9. Наиболее тягостный и долгосрочный характер носит безработица:

1) фрикционная 2) циклическая 3) структурная 4) сезонная

10. Создание бесплатных учебных центров, позволяющих получить дополнительную профессию, приведет:

1) к росту фрикционной безработицы 3) к росту структурной безработицы

2) к снижению фрикционной безработицы 4) к снижению структурной безработицы

11.Увольнение горничной из гостиницы по окончании курортного сезона является примером:

1) структурной безработицы 3) фрикционной безработицы

2) циклической безработицы 4) неполной занятости

12. Неработающий бухгалтер ищет работу по своей специальности. Это пример:

1) фрикционной безработицы 3) циклической безработицы

2) структурной безработицы 4) сезонной безработицы

13. Кто из приведенного списка считается безработным?

1) Студент 3) выпускник института, ищущий работу

2) человек, потерявший работу и не ищущий её 4) рабочий во время летнего отпуска

1) пенсионеры 2) студенты 3) безработные 4) все вышеперечисленные

15. Значительное сокращение расходов на армию приведет к росту:

1) структурной безработицы 3) циклической безработицы

2) фрикционной безработицы 4) сезонной безработицы

16.Чей труд оплачивается повременно?

1) охранника в супермаркете 2) токаря 3) сапожника 4) агента по продаже автомобилей

17. В любой стране всегда имеется:

1) фрикционная безработица 3) циклическая безработица

2) структурная безработица 4) верно (1) и (2)

18. Выпускник технического вуза ищет работу водителя. Это пример безработицы:

1) фрикционной 2) структурной 3) циклической 4) сезонной

19. Какой из вариантов НЕ является элементом рынка труда?

1) Центр занятости 3) база данных о вакансиях фирм

2) объявление о приеме на работу 4) услуги туристических компаний

20. В результате увеличения спроса на рынке недвижимости:

1) вырастет как цена квартир, так и зарплата строителей

2) вырастет цена квартир при неизменной зарплате строителей

3) зарплата строителей увеличится, а цена квартир не изменится

4) зарплата строителей и стоимость квартир не изменятся

21. Кто из приведенного списка считается безработным?

1) студент 3) уволенный инженер, обратившийся в службу занятости

2) домохозяйка 4) все ответы верны

22.Увеличение минимальной заработной платы приведет:

1) к росту безработицы

2) к снижению безработицы

3) к росту благосостояния каждого гражданина

4) к падению благосостояния каждого гражданина

23. На рынке труда продавцом является:

1) предприятие 2) рабочий 3) государство 4) нет верного ответа

24. Упрощение правил регистрации проживания в Москве приведет к:

1) к росту спроса на труд 3) к увеличению предложения труда

2) к снижению спроса на труд 4) к снижению предложения труда

25. На рынке труда одним из покупателей является:

1) государство 2) менеджер 3) рабочий 4) врач 5) нет ве

Читайте также: