Спецсчет и расчетный счет в чем разница. Спецсчёт гособоронзаказа в банке — что это такое? Открытие специальных счетов

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк (пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Спецсчёт в банке, что это такое? Данный вопрос подразумевает принятие наличных средств по запросу клиента. Процедура выдачи денег регулируется условиями заключённого договора, который определяет формирование капитального фонда и дальнейшее расходование зачисленных денег для безналичного расчёта.

Спецсчёт в Сбербанке для гособоронзаказа позволяет доверенному лицу расходовать денежные средства на оплату выполняемой работы и другие потребительские нужды. Списывание накоплений производят по идентифицированному номеру, который указывается в соответствующем распоряжении.

Спецсчет в банке имеет свои особенности выдачи

Важно! В установленных правилах траты средств со специального счёта гособоронзаказа имеются исключения, позволяющие остановить такие операции, как взыскание налогов, штрафов и других неустоек при возникновении определённых условий.

Процедура расходования средств со спецсчёта для гособоронзаказа регламентируется правовыми нормами действующего законодательства. Поэтому для правильного оформления необходимо предварительное ознакомление со всеми основными положениями соответствующей документации.

Как правильно открыть специальный счёт

Открытие спецсчёта для гособоронзаказа возможно в банках, которые соответствуют ряду определённых требований:

  • наличие собственности капитала не менее 100 миллиардов рублей в общем обороте;
  • доля уставного капитала не менее 50%;
  • работа банка абсолютно законна и имеет подтверждающие документы в виде выданной лицензии, а также одобрение со стороны государства;
  • осведомлённость на осуществление деятельности, которая имеет секретные разработки;
  • отсутствие специальных требований для открытия счёта.

Вышеописанные условия являются обязательными для оформления процедуры. Поэтому перед тем как открыть специальный счёт необходимо тщательное ознакомление со всеми условиями банка по поводу данного вопроса.

Открытие отдельного счёта по госооборонзаказу имеет большое число особых условий, так как в этом случае правительство приняло меры по предотвращению развития коррупции и проведения различных мошеннических схем недобросовестными исполнителями.

Оформление процедуры

Получение специального счёта для госконтракта определяется после осуществления следующих действий:

  • сбор необходимого пакета документов;
  • заполнение карточки с наличием всех необходимых подписей;
  • заверка бумаг в соответствии с установленными правилами;
  • подача всех документов и правильно заполненного заявления.

Чтобы открыть спецчсет для гособоронзаказа, банки обязаны соответствовать ряду требований

После подачи всех нужных документов банк рассматривает заявку и выносит соответствующее решение. В случае положительного ответа обе стороны заключают договор об открытии специального счёта.

Администрация банка фиксирует заключение договора в регистрационной книге на протяжении рабочего дня и высылает уведомление заявителю о присвоении счёта. Исполнитель обязан на протяжении 7 суток подать соответствующую информацию в ФСС, ИФНС, ПФР.

Расходы средств со спецсчёта для учёта госзаказов ведутся в безналичном расчёте . Платёжное поручение должно иметь целевое назначение и подробное объяснение проведения операции. Для беспрепятственной работы между исполнителем и заказчиком необходимо правильное предварительное оформление всех необходимых бумаг.

Отказ в присвоении специального счёта для юридических лиц возможен при отсутствии ошибок в представленных бумагах и наличия полного пакета документов. Если же возникли сложности с оформлением процедуры, то банк обязан известить заявителя о причинах вынесения отрицательного решения.

Несение ответственности

Государственный оборонный заказ имеет серьёзные требования по оформлению счёта в банке для дальнейшей траты переведённых средств в соответствии с целевым назначением. При нарушении представленных условий предусмотрены такие меры наказания:

  • невыполнение работы или же оказываемой услуги предполагает назначение штрафа в размере один миллион рублей в соответствии со статьёй 15.14;
  • использование представленных денежных средств не по целевому назначению в размере 5–25 % от суммы, которую выделило государство на обеспечение гособоронзаказа;
  • неправильное ведение деятельности по расходам со спецсчёта требует оплаты штрафа в сумме 500–1000000 рублей.

Вышеописанные нарушения являются грубым нарушением законодательства , поэтому их соблюдение неприкосновенно для осуществления правильных правовых отношений между исполнителем, заказчиком и государством.

Соблюдение всех требований и условий открытия счета гарантирует полноценную работу между банком, заказчиком и государством

Особенности оформления специального и расчётного счёта

Для того чтобы правильно осуществлять операции по снятию денежных средств со специального и расчётного счёта необходимо ознакомиться с особенностями оформления обеих процедур.

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа от платёжного агента подразумевает проведение следующих операций:

  • перечисление средств с аналогичного счёта из другого или этого же банка;
  • принятие денежных средств на счёт от физических лиц;
  • осуществление процедуры списания средств на различные нужды целевого назначения.

Особенностью оформления специального счёта является одновременное открытие второго расчётного счёта. Ведение процедуры осуществляется бесплатно согласно действующему законодательству РФ.

Оформление специального счёта для юридических лиц позволяет проводить следующие операции:

  • зачисление денежных средств, которые получены от платёжного агента;
  • списание денежных средств на банковский счёт;
  • получение средств в денежном эквиваленте от физических лиц;
  • списание средств с платёжного агента из другого банка;
  • перевод денежных средств поставщику или платёжному агенту;
  • перевод средств на другие банковские счета.

Приём платежей от физических лиц требует наличия специального договора, подтверждающего законность проведения данной процедуры.

Правильное расходование средств по спецсчёту

Действующее законодательство внесло изменения в условия расчётов со спецсчёта по гособоронзаказам. Данные операции можно проводить в банках, которые определены государством и имеют долю капитала, получаемого из казны.

Вся информация по заключённым контрактам и расходованию средств контролируется государством и передаётся для обработки в Росфинмониторинг. Новые требования подразумевают перечисление средств только на открытый спецсчёт с точной и подробной проводкой по всем финансовым операциям.

Все движения средств по спецсчету контролируются государством

При этом положения закона разрешают перевод средств на другие расчётные счета в таких случаях:

  • выделение средств на оплату заработной платы с учётом налогов и страховых взносов;
  • оплата доставки товара, выполненной работы или услуги в ценовом эквиваленте, которое регулирует государство;
  • другие расходы с общей суммой, не превышающие 3 миллиона рублей в месяц;
  • перечисление прибыли в случае неполного выполнения заключённого контракта между двумя сторонами;
  • расчёты с иностранными компаниями (при условии согласования с Министерством Обороны РФ);
  • перечисление необходимых денежных средств для восполнения затрат на различные товары необходимые для изготовления гособоронзаказа (комплектующие детали, материалы, сырьё);
  • оплата налогов, страховых и таможенных сборов в соответствующие пенсионные, медицинские и страховые фонды.

Важно! Любое проведение операции по спецсчёту для гособоронзаказа осуществляется в том случае, если государство в официальной форме подтвердило согласование о заключении государственного контракта.

В целях получения прибыли и правильности осуществления финансовых расчётов между заказчиком и исполнителем банк России установил некие ограничения на проведение следующих операций:

  • погашение налогов по таможне и страховке в фонды внебюджетного происхождения;
  • перевод денежных средств с отдельного счёта на другие банковские различным исполнителям на протяжении небольшого промежутка времени;
  • перевод средств иностранной компании некоммерческого происхождения без предоставления официального юридического лица;
  • списание средств по дополнительному соглашению к договору, которое не указано в основных документах;
  • получение средств, в размерах, превышающих 20 % стоимости заключённого контракта.

Расход средств со специального счёта гособоронзаказа имеет немалое число особенностей и установленных правил. В этом случае необходимо строгое соблюдение всех требований и условий, так как их нарушение может привести к административной ответственности, назначению штрафа и приостановлению деятельности между двумя сторонами.

Вконтакте

ЛУЧШИЕ КРЕДИТЫ ЭТОГО МЕСЯЦА

Для работы анкеты необходимо включить JavaScript в настройках браузера

Просто удивительно, сколько вопросов и проблем может вызвать одна-единственная фраза в нормативном акте Банка России.

Специальный банковский счет №40821

Оказывается, так бывает, если эта фраза представляет собой характеристику нового счета.

Счет № 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» вводится в План счетов Указанием Банка России от 25 ноября 2009 г. № 2343-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2010 года.

Характеристика счета выглядит довольно лаконично. Это «отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и статьей 13.1. Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Кроме этого, указывается лишь, что счет – пассивный, а аналитический учет ведется на счетах, открываемых по каждому агенту.

Как ни странно, 1 января в операционных залах кредитных организаций не выстроились длинные очереди банковских и небанковских платежных агентов, желающих немедля открыть себе «отдельные банковские счета». Впрочем, их можно понять: Положение № 302-П вместе со всеми его изменениями и дополнениями их мало интересует, а в Законах № 103-ФЗ и № 395-1 указания на обязанность агентов открывать и вести эти счета выглядят довольно расплывчато. К тому же, наверное, у них были другие важные дела первого января. А также второго, третьего и далее – по тринадцатое включительно.

Ну, а банкам (и особенно – банковским бухгалтерам) деваться некуда – для них скрупулезное выполнение Положения № 302-П и других нормативно-правовых актов Банка России куда важнее, чем новогодние праздники. Даже, может, важнее, чем выполнение всяких там Федеральных законов.

Сам счет и его характеристика, собственно говоря, никаких вопросов у банкиров при первом прочтении не вызвали. Как это обычно бывает, проблемы возникли на этапе практической реализации.

Во-первых, самостоятельно открыть клиенту счет № 40821, как и любой другой банковский счет, кредитная организация не может. А клиенты, как уже было сказано, не толпятся у дверей, размахивая заявлениями на открытие счетов. Продолжают себе спокойно сдавать наличность, извлеченную из терминалов, на свои действующие банковские счета.

Многие ли банки возьмут на себя смелость отказать агенту в приеме наличных в такой ситуации? Приходится выкручиваться: печатать и давать на подпись клиентам заявления на открытие счетов или делать дополнительные соглашения к договорам на расчетно-кассовое обслуживание.

Во-вторых, непонятно, как быть, если платежный агент сдает выручку в другой кредитной организации – не в той, где ведется его счет. У них, платежных агентов, такое сплошь и рядом происходит: понатыкают свои терминалы во всех населенных пунктах в радиусе 300 км, а выручку в родной банк везти не хотят. Вот и сдают в ближайшее отделение Сбербанка.

Возможность сдачи клиентами наличных денег для зачисления на счет, открытый в другой кредитной организации, предусмотрена пунктом 3.1. Положения Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций» (ее неординарность мы обсуждали полтора года назад). А теперь возникает новая проблема: если счет № 40821 ведет не тот банк, который принял наличность, то средства на этот счет поступят безналичным платежом. А это противоречит назначению счета – «для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков».

Тогда, может быть, счет № 40821 должен вести банк, принимающий наличные? Но это уже совсем другая история, достойная отдельного рассмотрения…

В-третьих, многие банковские агенты работают по предоплате. То есть рассчитываются с поставщиками услуг (например, операторами мобильной связи) своими деньгами, имеющимися на банковском счете. А затем пополняют счет, сдавая выручку, извлеченную из терминалов. Это значит, строго говоря, что если счет № 40821 пополняется только за счет выручки из терминалов, то он должен иметь признак «активный»: сначала – оплата, потом – пополнение счета.
Но так как счет № 40821 однозначно пассивный (где вы видели активный банковский счет?!), то приходится предположить, что на него зачисляются не только наличные денежные средства, полученные от плательщиков, но и другие поступления на счет агента – кредиты банков, например. Но это противоречит как термину «отдельный», так и имеющейся характеристике счета.

Возможен и третий вариант: предоплата осуществляется с основного банковского счета (например, 40802 «Физические лица – индивидуальные предприниматели»), на котором держится для этих целей некоторый неснижаемый остаток. Тогда средства со счета № 40821 должны перечисляться на счет № 40802 для пополнения этого остатка. И какой тогда смысл в открытии отдельного банковского счета в дополнение к основному?

Что это такое — специальный счет в банке?

И что это за операция? Каким расчетным документом она оформляется? Или это и не расчетный документ вовсе – ведь расчеты осуществляются между двумя различными лицами, а у нас – между двумя счетами одного и того же лица?

И вообще, если Банк России имел в виду именно этот вариант, то его следовало бы прямо прописать в характеристике счета № 40821. Не так ли?

В-четвертых, не совсем понятно, является ли указанный «отдельный счет» банковским счетом в понимании Гражданского кодекса и Налогового кодекса. А это важно, так как выполнение требований каждого из перечисленных документов применительно к счету № 40821 неизбежно вызовет кучу вопросов. Навскидку – подлежат ли операции по этому счету приостановлению налоговыми органами? А средства на счете — аресту судебными приставами? Можно ли с этого счета списывать комиссию банка? Если это банковский счет в терминах Гражданского кодекса, то почему Положение № 302-П в противоречие с указанным кодексом ограничивает возможности использования такого счета? Если это другой счет, то чем он отличается от обычного банковского?

А здесь можно почитать о проблемах платежных агентов, с которыми они столкнулись, пытаясь открыть "специальный счет". Как выяснилось, многие банки отказывают агенту в открытии такого счета, ссылаясь на отсутствие указаний относительно режима использования "специального счета".

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия — по адресу http://kiosks.ru

Специальный счет для платежного агента — мнение экспертов bankir.ru

Просто удивительно, сколько вопросов и проблем может вызвать одна-единственная фраза в нормативном акте Банка России. Оказывается, так бывает, если эта фраза представляет собой характеристику нового счета.

Счет № 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» вводится в План счетов Указанием Банка России от 25 ноября 2009 г. № 2343-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2010 года.

Характеристика счета выглядит довольно лаконично. Это «отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и статьей 13.1. Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Кроме этого, указывается лишь, что счет – пассивный, а аналитический учет ведется на счетах, открываемых по каждому агенту.

Как ни странно, 1 января в операционных залах кредитных организаций не выстроились длинные очереди банковских и небанковских платежных агентов, желающих немедля открыть себе «отдельные банковские счета». Впрочем, их можно понять: Положение № 302-П вместе со всеми его изменениями и дополнениями их мало интересует, а в Законах № 103-ФЗ и № 395-1 указания на обязанность агентов открывать и вести эти счета выглядят довольно расплывчато. К тому же, наверное, у них были другие важные дела первого января. А также второго, третьего и далее – по тринадцатое включительно.

Ну, а банкам (и особенно – банковским бухгалтерам) деваться некуда – для них скрупулезное выполнение Положения № 302-П и других нормативно-правовых актов Банка России куда важнее, чем новогодние праздники. Даже, может, важнее, чем выполнение всяких там Федеральных законов.

Сам счет и его характеристика, собственно говоря, никаких вопросов у банкиров при первом прочтении не вызвали. Как это обычно бывает, проблемы возникли на этапе практической реализации.

Во-первых, самостоятельно открыть клиенту счет № 40821, как и любой другой банковский счет, кредитная организация не может. А клиенты, как уже было сказано, не толпятся у дверей, размахивая заявлениями на открытие счетов. Продолжают себе спокойно сдавать наличность, извлеченную из терминалов, на свои действующие банковские счета.

Многие ли банки возьмут на себя смелость отказать агенту в приеме наличных в такой ситуации? Приходится выкручиваться: печатать и давать на подпись клиентам заявления на открытие счетов или делать дополнительные соглашения к договорам на расчетно-кассовое обслуживание.

Во-вторых, непонятно, как быть, если платежный агент сдает выручку в другой кредитной организации – не в той, где ведется его счет.

Специальный счет в банке - это…

У них, платежных агентов, такое сплошь и рядом происходит: понатыкают свои терминалы во всех населенных пунктах в радиусе 300 км, а выручку в родной банк везти не хотят. Вот и сдают в ближайшее отделение Сбербанка.

Возможность сдачи клиентами наличных денег для зачисления на счет, открытый в другой кредитной организации, предусмотрена пунктом 3.1. Положения Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций» (ее неординарность мы обсуждали полтора года назад). А теперь возникает новая проблема: если счет № 40821 ведет не тот банк, который принял наличность, то средства на этот счет поступят безналичным платежом. А это противоречит назначению счета – «для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков».

Тогда, может быть, счет № 40821 должен вести банк, принимающий наличные? Но это уже совсем другая история, достойная отдельного рассмотрения…

В-третьих, многие банковские агенты работают по предоплате. То есть рассчитываются с поставщиками услуг (например, операторами мобильной связи) своими деньгами, имеющимися на банковском счете. А затем пополняют счет, сдавая выручку, извлеченную из терминалов. Это значит, строго говоря, что если счет № 40821 пополняется только за счет выручки из терминалов, то он должен иметь признак «активный»: сначала – оплата, потом – пополнение счета.
Но так как счет № 40821 однозначно пассивный (где вы видели активный банковский счет?!), то приходится предположить, что на него зачисляются не только наличные денежные средства, полученные от плательщиков, но и другие поступления на счет агента – кредиты банков, например. Но это противоречит как термину «отдельный», так и имеющейся характеристике счета.

Возможен и третий вариант: предоплата осуществляется с основного банковского счета (например, 40802 «Физические лица – индивидуальные предприниматели»), на котором держится для этих целей некоторый неснижаемый остаток. Тогда средства со счета № 40821 должны перечисляться на счет № 40802 для пополнения этого остатка. И какой тогда смысл в открытии отдельного банковского счета в дополнение к основному? И что это за операция? Каким расчетным документом она оформляется? Или это и не расчетный документ вовсе – ведь расчеты осуществляются между двумя различными лицами, а у нас – между двумя счетами одного и того же лица?

И вообще, если Банк России имел в виду именно этот вариант, то его следовало бы прямо прописать в характеристике счета № 40821. Не так ли?

В-четвертых, не совсем понятно, является ли указанный «отдельный счет» банковским счетом в понимании Гражданского кодекса и Налогового кодекса. А это важно, так как выполнение требований каждого из перечисленных документов применительно к счету № 40821 неизбежно вызовет кучу вопросов. Навскидку – подлежат ли операции по этому счету приостановлению налоговыми органами? А средства на счете — аресту судебными приставами? Можно ли с этого счета списывать комиссию банка? Если это банковский счет в терминах Гражданского кодекса, то почему Положение № 302-П в противоречие с указанным кодексом ограничивает возможности использования такого счета? Если это другой счет, то чем он отличается от обычного банковского?

А здесь можно почитать о проблемах платежных агентов, с которыми они столкнулись, пытаясь открыть "специальный счет". Как выяснилось, многие банки отказывают агенту в открытии такого счета, ссылаясь на отсутствие указаний относительно режима использования "специального счета".

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия — по адресу http://kiosks.ru

Что такое специальный банковский счет

Специальный банковский счет - это счет, на который зачисляются наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей. Кроме того, специальный счет используют платежные агенты, поставщики, банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты для осуществления соответствующих расчетов.

Какие компании считаются платежными агентами

К платежным агентам относятся компании, которые по договору принимают от физиков платежи и перечисляют их поставщикам соответствующих услуг (п. 3-5 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ). Чтобы принимать такие средства и переводить их поставщику, необходимо открыть специальный счет (ч.

Вся правда о счете №40821

14-16 ст. 4 закона № 103-ФЗ).

Правда, некоторые суды относят к платежным агентам компании, которые получают деньги от «физиков» через почту (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.14 № А56-49287/2013). За такое нарушение возможен штраф на компанию до 50 тыс. рублей по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ. Поэтому, если компания не готова спорить, для почтовых поступлений безопаснее открыть специальный счет.

Когда нужно открывать специальный банковский счет

Обязанность по использованию специального счета счета возникает:

  • у поставщика в случае привлечения платежного агента для приема платежей;
  • у платежного агента в случае приема платежей физических лиц;
  • у банковского платежного агента (субагента) в случае принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.

Что будет, если не использовать специальный банковский счет

Ответственность за неиспользование специального банковского счета , а также за несоблюдение обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ. Нарушителям грозит штраф в размере от 4000 до 5000 рублей - для должностных лиц, и от 40 000 до 50 000 рублей - для юридических лиц.

Как правило, у предприятий есть собственный расчетный счет. Однако одного счета для правильного распределения финансов не всегда достаточно. Для этих целей открывают специальные счета, на которые перечисляют средства с других счетов, от поставщиков, клиентов, платежных агентов.

Самые распространенные виды счетов:

  • Депозиты. Используются для хранения и увеличения денежных средств;
  • Аккредитивы. Это депозитный счет, на который переводится определенная сумма для оплаты товаров, сделок. Перевод денег с него осуществляется после выполнения условий договора поставщиком;
  • Чековые книжки. На этот счет периодически переводятся деньги предприятия для оплаты определенных нужд. Оплата производится по чеку.

Когда нужно открывать специальный счет?

Это необходимо:
  • поставщику - для привлечения платежного агента для приема платежей;
  • платежному агенту - для приема платежей физических лиц;
  • банковскому платежному агенту (субагент) - для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.

Как открыть специальный счет?

Это зависит от вида счета. Например, для открытия аккредитива сначала покупатель и поставщик договариваются о том, как будут происходить расчеты. Затем обратиться в банк и открыть расчетный счет. После изучения деталей, банк откроет аккредитив. Открыть специальный счет можно в том случае, если у предприятия уже открыт основной.

Что будет, если специальный счет не используется?

За это предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ). А именно, если:
  • не соблюдается обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета);
  • счет не используется платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
За данное правонарушение предусмотрен административный штраф:
  • для должностных лиц: от 4 тысяч до 5 тысяч руб.;
  • для юридических лиц: от 40 тысяч до 50 тысяч руб.

Специальные расчётные счета для хозяйствующих объектов призваны обеспечить грамотное распределение средств. Что они собой представляют и каким образом используются, что такое спецсчет в банке - рассмотрим далее.

Спецсчета создаются для перечисления денежных средств с других расчётных счетов. Например, при получении оплаты от клиентов, поставщиков и платёжных агентов. Другими словами, источником поступления средств на спецсчёт являются платежи.

Назначение счета - целевые операции посредством безналичного расчета.

Кто обязан использовать спецсчёт в своей деятельности?

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих платежи, возникает обязанность сдачи наличных средств в банковские учреждения с последующим перечислением их на спецсчёт. Такой порядок регламентирован законом для следующих категорий хозяйствующих объектов:

  • поставщиков, занимающихся поставкой услуг при привлечении платёжных агентов;
  • юрлиц и ИП, осуществляющих приём платежей у граждан;
  • банковских агентов (субагентов), принимающих платежи посредством терминалов и использующих банкоматы.

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа позволяет использовать накопленные средства на проведение оплаты услуг и потребительских нужд. Списание денежных средств и их использование регламентируется законом. В частности, для оплаты применяется идентификационный номер соответствующего распоряжения , а в правилах пользования имеются пункты, позволяющие отменить списание штрафов, налогов и неустоек в определённых условиях.

Открытие

Как происходит открытие специального счёта гособоронзаказа в Сбербанке и других финансовых организациях? Для того чтобы открыть спецсчёт для гособоронзаказа, банк должен выполнить ряд требований:

  • собственный капитал (в том числе оборотные средства) должен превышать 100 миллиардов рублей;
  • уставной капитал выражается в доле от 50% и выше;
  • деятельность основана на законных основаниях, подтверждена лицензией и одобрена государством;
  • осведомлённость по части деятельности, связанной с секретными разработками;
  • отсутствие специальных условий.

С целью предотвращения мошеннических действий и коррупционных схем для открытия спецсчёта гособоронзаказа существует ряд специальных условий.

Процедура оформления

Предварительно от объекта хозяйствования потребуется собрать необходимый пакет документов, заполнить специальные формуляры и собрать все подписи, заверить соответствующим образом бумаги и подать документы в банковское учреждение.

При вынесении банком положительного решения по данному заявлению заключается договор об открытии счёта с участием обеих сторон.

Важно! В течение рабочего дня банк вносит данные об открытии в регистрационной книге, о чём информирует заявителя. Далее исполнителю даётся 7 дней на оповещение о проведённой операции ФСС, ИФНС, ПФР.

Для проведения оплаты применяется безналичный способ. Платёжные поручения и все необходимые документы требуют подробного и безошибочного заполнения.

Ответственность за нарушение правил

Переведённые средства со спецсчёта должны быть направлены строго по целевому назначению.

Нарушение установленных законом правил влечёт за собой штрафные санкции:

  1. За невыполнение работ или проведения услуг взыскивается штраф в размере 1 миллиона рублей.
  2. За нецелевое использование выделенных средств - взыскание 5-25% денежного штрафа от заявленной суммы.
  3. Нарушение правил деятельности по расходованию накопленных денежных средств - штраф от 500 до 1 000 000 рублей.

Правовые отношения между государством, заказчиком и исполнителем требуют беспрекословного соблюдения установленных правил. Любое нарушение их - это нарушение действующего закона.

Особенности оформления

Для правильности проведения финансовых операций важно знать особенности оформления. Спецсчёт гособоронзаказа подразумевает следующие операции:

  • принятие платежей от физических лиц;
  • списание накопленных средств на определённые нужды;
  • перечисление денежных средств со счетов других банков и этого.

Для принятия платежей от физических лиц исполнитель должен иметь специальный договор, подтверждающий законность данных действий.

Правильное расходование средств

Проводится ли специальный учёт госзаказов и их оплаты? Согласно внесённым в действующее законодательство изменениям все операции расходования средств по контрактам подвергаются контролю, и вся информация обрабатывается в Росфинмониторинге.

Важно! Средства переводятся только на спецсчёт с подробной проводкой по всем операциям.

Банки для открытия спецсчёта гособоронзаказа определяются государством и получают долю капитала из казны.

Как перевести деньги? Перевод со специального счёта на другие доступны в таких случаях:

  • перевод в фонд заработной платы с учётом налогов и страховых взносов;
  • оплата услуг и товаров по стоимости, регулируемой государством;
  • иные расходы, не превышающие суммы в 3 000 000 руб.;
  • перечисление прибыли;
  • по согласованию с Министерством Обороны РФ - расчёты с иностранными компаниями;
  • закупка необходимых материалов для выполнения госзаказа;
  • уплата страховых, таможенных сборов и налогов.

Любая операция требует подтверждения в официальной форме согласования о заключении госконтракта.

Ограничения

Регламентирует следующие ограничения по проведению финансовых операций для спецсчёта:

  • уплата налогов по таможне и страховки в негосударственные фонды;
  • транзакции в течение короткого времени на счета различным исполнителям;

Читайте также: