Государственный бюджет республики беларусь. Скрытый счет на $100 млрд: как Россия содержит белорусскую экономику Меньше денег на местные дороги

Государственный бюджет Республики Беларусь является главным финансовым документом страны, разрабатываемым Министерством финансов совместно с заинтересованными ведомствами. Он составляется на основании бюджетного и налогового законодательства страны, основных направлений денежно-кредитной политики, прогнозных параметров социально-экономического развития, а также иных нормативных документов и исходных данных.

Бюджетная система Беларуси складывается из республиканского и местных бюджетов, первый из которых имеет статус закона, а остальные – утверждаются соответствующими решениями местных Советов депутатов.

Структура бюджета

Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:

  • Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
  • Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
  • Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.

Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.

Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:

  • оборону государства;
  • социальные нужды;
  • образование;
  • здравоохранение.

Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.

Дефицит и профицит

Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:

  • привлечение заемных средств в виде кредитов;
  • эмиссия государственных ценных бумаг;
  • приватизация объектов госсобственности;
  • привлечение прямых инвестиций.

Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.

Бюджет РБ на 2019 год в цифрах

На текущий год руководством страны утвержден госбюджет с профицитом в 1,7 млрд. руб. При этом его доходная часть должна составить 23,68 млрд. руб, расходная – 21,98 млрд. руб.

Отрасль/направление млрд. руб
Основные статьи доходов
налоговые поступления 18,3 млрд. руб.
неналоговые доходы 2,79 млрд. руб.
безвозмездные поступления 2,5 млрд. руб.
от государственных целевых фондов 0,8 млрд. руб.
Основные статьи расходов
государственная деятельность 10,25 млрд. руб.
обслуживание госдолга 3 млрд. руб.
здравоохранение 1,02 млрд. руб.
социальная сфера почти 2 млрд. руб.
физкультура и спорт, СМИ и культура 0,63 млрд. руб.
оборона, содержание силовых структур и МЧС 1,24 млрд. руб.
образование 1,047 млрд. руб.

В числе наиболее значимых статей расходов – поддержка национальной экономики: на эти цели предусмотрено выделить 3,2 млрд. руб., причем около 0,5 млрд. будет направлено в аграрный сектор.

В официальных СМИ опубликован проект республиканского бюджета на 2018 год: доходы государственной казны составят - Br 20,485 млрд, расходы - Br19,751 млрд, профицит, он же финансовый излишек составит Br733,88 млн, который будет направлен на погашение части государственного долга.

Функциональная структура расходов: общегосударственная деятельность - Br10 020,9 млн, национальная экономика - Br2 473,8 млн, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение национальной безопасности - Br2 120,8 млн (!), социальная политика - Br1 774,2 млн, национальная оборона - Br1 104,7 млн, здравоохранение - Br895 млн, образование - Br877,4 млн, республиканский дорожный фонд - Br594 млн, семейный капитал - Br348,5 млн. Предусматривается ввод в эксплуатацию жилья общей площадью 4 млн кв.м, из них с государственной поддержкой - не менее 900 тыс. кв.м. Значительная часть в проекте бюджета (65%) запланирована на расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия и другие выплаты.

Расходы на резервные фонды впервые увеличены в 2,6 раза - до 1,22 млрд рублей. Это произошло преимущественно за счет увеличения расходов на резервный фонд президента. Таким образом, резервный фонд президента получает финансирование больше, чем и Министерство обороны, в цифрах: 1 201 млн.руб против 1 104 млн.руб. Каким образом и насколько прозрачно будут расходоваться средства резервного фонда, официальные источники не сообщают.

В тоже время расходы на национальную экономику сократились на 10% (до 2,47 млрд рублей), на здравоохранение - на 7,8% (до 895 млн рублей), на образование - на 2,8% (до 877 млн рублей), на социальную политику - на 2,6% (до 1,77 млрд рублей).

В качестве основных параметров для расчета проекта бюджета принят консервативный сценарий, при котором ВВП Беларуси вырастет на 1,2%, инфляция не превысит 7,4%, среднегодовая цена на нефть составит 43 доллара за баррель, а курс доллара - 2,038 беларуского рубля.

Для сравнения, республиканский бюджет на 2017 год был запланирован с числом доходов - 18,2 млрд рублей, расходов в сумме чуть более 16,7 млрд.

Республиканский бюджет-2019 утвержден с профицитом, то есть его доходы, как планируется, превысят расходы – примерно на 1,7 млрд рублей, или $767 млн. Бюджет на 2018 год тоже был утвержден с профицитом, но его сумма была меньше – около $360 млн.

Для расчета мы брали средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару в январе – ноябре 2018 года (2,03) и курс, запланированный на 2019 год (2,216).

И в рублях, и в переводе на доллары республиканский бюджет на 2019 год богаче, чем на 2018-й. Но если сравнивать его, например, с бюджетом 2013 года, то наполняемость республиканской казны в долларовом эквиваленте меньше на 21%.

Доходы республиканского бюджета в долларовом эквиваленте

(по данным на начало каждого года)

    2013 год – $13,6 млрд

    2017 год – $9,6 млрд

    2018 год – $10 млрд

    2019 год (проект) – $10,7 млрд

Поделятся с областями

Примерно восьмую часть республиканского бюджета направят в виде дотаций в областные бюджеты страны. По сравнению с 2018 годом размер дотаций областям в рублях немного вырастет, а в пересчете на доллары останется прежним – около $1,3 млрд. При этом еще пять лет назад, в 2013 году, субвенций в долларовом эквиваленте выделялось в 2,7 раза больше.

Дорожный фонд станет беднее

По сравнению с 2018 годом примерно в 4 раза увеличатся поступления из республиканского бюджета в дорожный фонд. Кроме вливаний из республиканской казны, этот фонд формируется также за счет так называемого транспортного налога, платы за проезд по платным дорогам и других платежей. В общей сложности бюджет-2019 года этого фонда в переводе на доллары составит $253 млн – на $24 млн меньше, чем в 2018.

Меньше денег на местные дороги

Традиционно львиная доля денег из дорожного фонда уйдет на республиканские дороги, остальное передадут в виде субвенций областям на ремонт местных дорог.

В следующем году на местные дороги будет выделено меньше денег, чем в 2018-м: субвенции уменьшатся с $71 млн в 2018 году до $65 млн в 2019-м. Брестской области перепадет около $11 млн в эквиваленте, в 2018 году наша область получила на $0,7 млн больше.

В 2019 году на субвенции областям пойдет 26% денег дорожного фонда, в 2018-м – 24%.

Траты на погашение долгов увеличатся

По сравнению с 2018 годом увеличатся расходы республиканской казны на обслуживание госдолга. В 2019 году на это запланировано выделить $1,3 млрд, в 2018 было $1,2 млрд. Плюс к этому вырастут расходы на погашение внешних долгов. Увеличатся также траты на национальную экономику.

Остальные крупные статьи расходов республиканского бюджета в переводе на доллары останутся примерно на уровне 2018 года.

Меньше денег на пенсии

Уже который год Фонд социальной защиты населения, который финансирует выплаты пенсий и пособий, не в состоянии выполнять свои обязательства самостоятельно и «выживает» благодаря вливаниям из республиканского бюджета. Это связано с тем, что взносов, которые вносят в ФСЗН работающие белорусы, недостаточно. В 2019 году вливания из республики в этот фонд уменьшатся: и в рублях, и в долларах. При этом собственные доходы фонда вырастут. Ожидается, что в следующем году трудовые пенсии в Беларуси вырастут на 14%.

Исходя из чего формировали бюджет

В проекте бюджета на 2019 год заложены следующие показатели: курс белорусского рубля к доллару – 2,216, темп роста ВВП – 102,1%, среднегодовая инфляция – 5,3%, цена на нефть – 60 долларов за баррель.

По мнению экспертов, эти цифры «вполне правдоподобны».

– Скорее всего, курс белорусского рубля к доллару к концу следующего года не превысит 2,25, уровень инфляции я допускаю в пределах 5,5%. Хотя цена на нефть сейчас обновила минимум с сентября 2017 года и баррель стоит около 55 долларов, рост ее стоимости в следующем году не исключен, – рассуждает Вадим Иосуб , старший аналитик «Альпари». – Единственное, что вызывает сомнение, – заложенный в бюджете рост ВВП. Сейчас рост экономики замедляется. Это будет происходить и в начале следующего года из-за отсутствия компенсации из-за нефтяного налогового маневра России. Я допускаю рост ВВП в следующем году на 1%–2%.

Как принимали бюджет

Законопроект о республиканском бюджете на 2019 год во втором чтении депутаты приняли 19 декабря. Нулевое чтение документа прошло 18 декабря. При этом проект бюджета депутаты увидели в день заседания.

– Сегодня утром, за сорок минут до начала заседания Палаты, документы появились, правда вчерашним числом, – написала депутат от оппозиции Анна Канопацкая на

Республиканский бюджет-2019 утвержден с профицитом, то есть его доходы, как планируется, превысят расходы – примерно на 1,7 млрд рублей, или $767 млн. Бюджет на 2018 год тоже был утвержден с профицитом, но его сумма была меньше – около $360 млн.

Для расчета мы брали средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару в январе – ноябре 2018 года (2,03) и курс, запланированный на 2019 год (2,216).

И в рублях, и в переводе на доллары республиканский бюджет на 2019 год богаче, чем на 2018-й. Но если сравнивать его, например, с бюджетом 2013 года, то наполняемость республиканской казны в долларовом эквиваленте меньше на 21%.

Доходы республиканского бюджета в долларовом эквиваленте

(по данным на начало каждого года)

    2013 год – $13,6 млрд

    2017 год – $9,6 млрд

    2018 год – $10 млрд

    2019 год (проект) – $10,7 млрд

Поделятся с областями

Примерно восьмую часть республиканского бюджета направят в виде дотаций в областные бюджеты страны. По сравнению с 2018 годом размер дотаций областям в рублях немного вырастет, а в пересчете на доллары останется прежним – около $1,3 млрд. При этом еще пять лет назад, в 2013 году, субвенций в долларовом эквиваленте выделялось в 2,7 раза больше.

Дорожный фонд станет беднее

По сравнению с 2018 годом примерно в 4 раза увеличатся поступления из республиканского бюджета в дорожный фонд. Кроме вливаний из республиканской казны, этот фонд формируется также за счет так называемого транспортного налога, платы за проезд по платным дорогам и других платежей. В общей сложности бюджет-2019 года этого фонда в переводе на доллары составит $253 млн – на $24 млн меньше, чем в 2018.

Меньше денег на местные дороги

Традиционно львиная доля денег из дорожного фонда уйдет на республиканские дороги, остальное передадут в виде субвенций областям на ремонт местных дорог.

В следующем году на местные дороги будет выделено меньше денег, чем в 2018-м: субвенции уменьшатся с $71 млн в 2018 году до $65 млн в 2019-м. Брестской области перепадет около $11 млн в эквиваленте, в 2018 году наша область получила на $0,7 млн больше.

В 2019 году на субвенции областям пойдет 26% денег дорожного фонда, в 2018-м – 24%.

Траты на погашение долгов увеличатся

По сравнению с 2018 годом увеличатся расходы республиканской казны на обслуживание госдолга. В 2019 году на это запланировано выделить $1,3 млрд, в 2018 было $1,2 млрд. Плюс к этому вырастут расходы на погашение внешних долгов. Увеличатся также траты на национальную экономику.

Остальные крупные статьи расходов республиканского бюджета в переводе на доллары останутся примерно на уровне 2018 года.

Меньше денег на пенсии

Уже который год Фонд социальной защиты населения, который финансирует выплаты пенсий и пособий, не в состоянии выполнять свои обязательства самостоятельно и «выживает» благодаря вливаниям из республиканского бюджета. Это связано с тем, что взносов, которые вносят в ФСЗН работающие белорусы, недостаточно. В 2019 году вливания из республики в этот фонд уменьшатся: и в рублях, и в долларах. При этом собственные доходы фонда вырастут. Ожидается, что в следующем году трудовые пенсии в Беларуси вырастут на 14%.

Исходя из чего формировали бюджет

В проекте бюджета на 2019 год заложены следующие показатели: курс белорусского рубля к доллару – 2,216, темп роста ВВП – 102,1%, среднегодовая инфляция – 5,3%, цена на нефть – 60 долларов за баррель.

По мнению экспертов, эти цифры «вполне правдоподобны».

– Скорее всего, курс белорусского рубля к доллару к концу следующего года не превысит 2,25, уровень инфляции я допускаю в пределах 5,5%. Хотя цена на нефть сейчас обновила минимум с сентября 2017 года и баррель стоит около 55 долларов, рост ее стоимости в следующем году не исключен, – рассуждает Вадим Иосуб , старший аналитик «Альпари». – Единственное, что вызывает сомнение, – заложенный в бюджете рост ВВП. Сейчас рост экономики замедляется. Это будет происходить и в начале следующего года из-за отсутствия компенсации из-за нефтяного налогового маневра России. Я допускаю рост ВВП в следующем году на 1%–2%.

Как принимали бюджет

Законопроект о республиканском бюджете на 2019 год во втором чтении депутаты приняли 19 декабря. Нулевое чтение документа прошло 18 декабря. При этом проект бюджета депутаты увидели в день заседания.

– Сегодня утром, за сорок минут до начала заседания Палаты, документы появились, правда вчерашним числом, – написала депутат от оппозиции Анна Канопацкая на

Читайте также: