Государственный бюджет Республики Беларусь является главным финансовым документом страны, разрабатываемым Министерством финансов совместно с заинтересованными ведомствами. Он составляется на основании бюджетного и налогового законодательства страны, основных направлений денежно-кредитной политики, прогнозных параметров социально-экономического развития, а также иных нормативных документов и исходных данных.
Бюджетная система Беларуси складывается из республиканского и местных бюджетов, первый из которых имеет статус закона, а остальные – утверждаются соответствующими решениями местных Советов депутатов.
Структура бюджета
Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:
- Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
- Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
- Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.
Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.
Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:
- оборону государства;
- социальные нужды;
- образование;
- здравоохранение.
Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.
Дефицит и профицит
Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:
- привлечение заемных средств в виде кредитов;
- эмиссия государственных ценных бумаг;
- приватизация объектов госсобственности;
- привлечение прямых инвестиций.
Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.
Бюджет РБ на 2019 год в цифрах
На текущий год руководством страны утвержден госбюджет с профицитом в 1,7 млрд. руб. При этом его доходная часть должна составить 23,68 млрд. руб, расходная – 21,98 млрд. руб.
Отрасль/направление | млрд. руб |
---|---|
Основные статьи доходов | |
налоговые поступления | 18,3 млрд. руб. |
неналоговые доходы | 2,79 млрд. руб. |
безвозмездные поступления | 2,5 млрд. руб. |
от государственных целевых фондов | 0,8 млрд. руб. |
Основные статьи расходов | |
государственная деятельность | 10,25 млрд. руб. |
обслуживание госдолга | 3 млрд. руб. |
здравоохранение | 1,02 млрд. руб. |
социальная сфера | почти 2 млрд. руб. |
физкультура и спорт, СМИ и культура | 0,63 млрд. руб. |
оборона, содержание силовых структур и МЧС | 1,24 млрд. руб. |
образование | 1,047 млрд. руб. |
В числе наиболее значимых статей расходов – поддержка национальной экономики: на эти цели предусмотрено выделить 3,2 млрд. руб., причем около 0,5 млрд. будет направлено в аграрный сектор.
В официальных СМИ опубликован проект республиканского бюджета на 2018 год: доходы государственной казны составят - Br 20,485 млрд, расходы - Br19,751 млрд, профицит, он же финансовый излишек составит Br733,88 млн, который будет направлен на погашение части государственного долга.
Функциональная структура расходов: общегосударственная деятельность - Br10 020,9 млн, национальная экономика - Br2 473,8 млн, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение национальной безопасности - Br2 120,8 млн (!), социальная политика - Br1 774,2 млн, национальная оборона - Br1 104,7 млн, здравоохранение - Br895 млн, образование - Br877,4 млн, республиканский дорожный фонд - Br594 млн, семейный капитал - Br348,5 млн. Предусматривается ввод в эксплуатацию жилья общей площадью 4 млн кв.м, из них с государственной поддержкой - не менее 900 тыс. кв.м. Значительная часть в проекте бюджета (65%) запланирована на расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия и другие выплаты.
Расходы на резервные фонды впервые увеличены в 2,6 раза - до 1,22 млрд рублей. Это произошло преимущественно за счет увеличения расходов на резервный фонд президента. Таким образом, резервный фонд президента получает финансирование больше, чем и Министерство обороны, в цифрах: 1 201 млн.руб против 1 104 млн.руб. Каким образом и насколько прозрачно будут расходоваться средства резервного фонда, официальные источники не сообщают.
В тоже время расходы на национальную экономику сократились на 10% (до 2,47 млрд рублей), на здравоохранение - на 7,8% (до 895 млн рублей), на образование - на 2,8% (до 877 млн рублей), на социальную политику - на 2,6% (до 1,77 млрд рублей).
В качестве основных параметров для расчета проекта бюджета принят консервативный сценарий, при котором ВВП Беларуси вырастет на 1,2%, инфляция не превысит 7,4%, среднегодовая цена на нефть составит 43 доллара за баррель, а курс доллара - 2,038 беларуского рубля.
Для сравнения, республиканский бюджет на 2017 год был запланирован с числом доходов - 18,2 млрд рублей, расходов в сумме чуть более 16,7 млрд.
Республиканский бюджет-2019 утвержден с профицитом, то есть его доходы, как планируется, превысят расходы – примерно на 1,7 млрд рублей, или $767 млн. Бюджет на 2018 год тоже был утвержден с профицитом, но его сумма была меньше – около $360 млн.
Для расчета мы брали средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару в январе – ноябре 2018 года (2,03) и курс, запланированный на 2019 год (2,216).
И в рублях, и в переводе на доллары республиканский бюджет на 2019 год богаче, чем на 2018-й. Но если сравнивать его, например, с бюджетом 2013 года, то наполняемость республиканской казны в долларовом эквиваленте меньше на 21%.
Доходы республиканского бюджета в долларовом эквиваленте
(по данным на начало каждого года)
2013 год – $13,6 млрд
2017 год – $9,6 млрд
2018 год – $10 млрд
2019 год (проект) – $10,7 млрд
Поделятся с областями
Примерно восьмую часть республиканского бюджета направят в виде дотаций в областные бюджеты страны. По сравнению с 2018 годом размер дотаций областям в рублях немного вырастет, а в пересчете на доллары останется прежним – около $1,3 млрд. При этом еще пять лет назад, в 2013 году, субвенций в долларовом эквиваленте выделялось в 2,7 раза больше.
Дорожный фонд станет беднее
По сравнению с 2018 годом примерно в 4 раза увеличатся поступления из республиканского бюджета в дорожный фонд. Кроме вливаний из республиканской казны, этот фонд формируется также за счет так называемого транспортного налога, платы за проезд по платным дорогам и других платежей. В общей сложности бюджет-2019 года этого фонда в переводе на доллары составит $253 млн – на $24 млн меньше, чем в 2018.
Меньше денег на местные дороги
Традиционно львиная доля денег из дорожного фонда уйдет на республиканские дороги, остальное передадут в виде субвенций областям на ремонт местных дорог.
В следующем году на местные дороги будет выделено меньше денег, чем в 2018-м: субвенции уменьшатся с $71 млн в 2018 году до $65 млн в 2019-м. Брестской области перепадет около $11 млн в эквиваленте, в 2018 году наша область получила на $0,7 млн больше.
В 2019 году на субвенции областям пойдет 26% денег дорожного фонда, в 2018-м – 24%.
Траты на погашение долгов увеличатся
По сравнению с 2018 годом увеличатся расходы республиканской казны на обслуживание госдолга. В 2019 году на это запланировано выделить $1,3 млрд, в 2018 было $1,2 млрд. Плюс к этому вырастут расходы на погашение внешних долгов. Увеличатся также траты на национальную экономику.
Остальные крупные статьи расходов республиканского бюджета в переводе на доллары останутся примерно на уровне 2018 года.
Меньше денег на пенсии
Уже который год Фонд социальной защиты населения, который финансирует выплаты пенсий и пособий, не в состоянии выполнять свои обязательства самостоятельно и «выживает» благодаря вливаниям из республиканского бюджета. Это связано с тем, что взносов, которые вносят в ФСЗН работающие белорусы, недостаточно. В 2019 году вливания из республики в этот фонд уменьшатся: и в рублях, и в долларах. При этом собственные доходы фонда вырастут. Ожидается, что в следующем году трудовые пенсии в Беларуси вырастут на 14%.
Исходя из чего формировали бюджет
В проекте бюджета на 2019 год заложены следующие показатели: курс белорусского рубля к доллару – 2,216, темп роста ВВП – 102,1%, среднегодовая инфляция – 5,3%, цена на нефть – 60 долларов за баррель.
По мнению экспертов, эти цифры «вполне правдоподобны».
– Скорее всего, курс белорусского рубля к доллару к концу следующего года не превысит 2,25, уровень инфляции я допускаю в пределах 5,5%. Хотя цена на нефть сейчас обновила минимум с сентября 2017 года и баррель стоит около 55 долларов, рост ее стоимости в следующем году не исключен, – рассуждает Вадим Иосуб , старший аналитик «Альпари». – Единственное, что вызывает сомнение, – заложенный в бюджете рост ВВП. Сейчас рост экономики замедляется. Это будет происходить и в начале следующего года из-за отсутствия компенсации из-за нефтяного налогового маневра России. Я допускаю рост ВВП в следующем году на 1%–2%.
Как принимали бюджет
Законопроект о республиканском бюджете на 2019 год во втором чтении депутаты приняли 19 декабря. Нулевое чтение документа прошло 18 декабря. При этом проект бюджета депутаты увидели в день заседания.
– Сегодня утром, за сорок минут до начала заседания Палаты, документы появились, правда вчерашним числом, – написала депутат от оппозиции Анна Канопацкая на
Республиканский бюджет-2019 утвержден с профицитом, то есть его доходы, как планируется, превысят расходы – примерно на 1,7 млрд рублей, или $767 млн. Бюджет на 2018 год тоже был утвержден с профицитом, но его сумма была меньше – около $360 млн.
Для расчета мы брали средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару в январе – ноябре 2018 года (2,03) и курс, запланированный на 2019 год (2,216).
И в рублях, и в переводе на доллары республиканский бюджет на 2019 год богаче, чем на 2018-й. Но если сравнивать его, например, с бюджетом 2013 года, то наполняемость республиканской казны в долларовом эквиваленте меньше на 21%.
Доходы республиканского бюджета в долларовом эквиваленте
(по данным на начало каждого года)
2013 год – $13,6 млрд
2017 год – $9,6 млрд
2018 год – $10 млрд
2019 год (проект) – $10,7 млрд
Поделятся с областями
Примерно восьмую часть республиканского бюджета направят в виде дотаций в областные бюджеты страны. По сравнению с 2018 годом размер дотаций областям в рублях немного вырастет, а в пересчете на доллары останется прежним – около $1,3 млрд. При этом еще пять лет назад, в 2013 году, субвенций в долларовом эквиваленте выделялось в 2,7 раза больше.
Дорожный фонд станет беднее
По сравнению с 2018 годом примерно в 4 раза увеличатся поступления из республиканского бюджета в дорожный фонд. Кроме вливаний из республиканской казны, этот фонд формируется также за счет так называемого транспортного налога, платы за проезд по платным дорогам и других платежей. В общей сложности бюджет-2019 года этого фонда в переводе на доллары составит $253 млн – на $24 млн меньше, чем в 2018.
Меньше денег на местные дороги
Традиционно львиная доля денег из дорожного фонда уйдет на республиканские дороги, остальное передадут в виде субвенций областям на ремонт местных дорог.
В следующем году на местные дороги будет выделено меньше денег, чем в 2018-м: субвенции уменьшатся с $71 млн в 2018 году до $65 млн в 2019-м. Брестской области перепадет около $11 млн в эквиваленте, в 2018 году наша область получила на $0,7 млн больше.
В 2019 году на субвенции областям пойдет 26% денег дорожного фонда, в 2018-м – 24%.
Траты на погашение долгов увеличатся
По сравнению с 2018 годом увеличатся расходы республиканской казны на обслуживание госдолга. В 2019 году на это запланировано выделить $1,3 млрд, в 2018 было $1,2 млрд. Плюс к этому вырастут расходы на погашение внешних долгов. Увеличатся также траты на национальную экономику.
Остальные крупные статьи расходов республиканского бюджета в переводе на доллары останутся примерно на уровне 2018 года.
Меньше денег на пенсии
Уже который год Фонд социальной защиты населения, который финансирует выплаты пенсий и пособий, не в состоянии выполнять свои обязательства самостоятельно и «выживает» благодаря вливаниям из республиканского бюджета. Это связано с тем, что взносов, которые вносят в ФСЗН работающие белорусы, недостаточно. В 2019 году вливания из республики в этот фонд уменьшатся: и в рублях, и в долларах. При этом собственные доходы фонда вырастут. Ожидается, что в следующем году трудовые пенсии в Беларуси вырастут на 14%.
Исходя из чего формировали бюджет
В проекте бюджета на 2019 год заложены следующие показатели: курс белорусского рубля к доллару – 2,216, темп роста ВВП – 102,1%, среднегодовая инфляция – 5,3%, цена на нефть – 60 долларов за баррель.
По мнению экспертов, эти цифры «вполне правдоподобны».
– Скорее всего, курс белорусского рубля к доллару к концу следующего года не превысит 2,25, уровень инфляции я допускаю в пределах 5,5%. Хотя цена на нефть сейчас обновила минимум с сентября 2017 года и баррель стоит около 55 долларов, рост ее стоимости в следующем году не исключен, – рассуждает Вадим Иосуб , старший аналитик «Альпари». – Единственное, что вызывает сомнение, – заложенный в бюджете рост ВВП. Сейчас рост экономики замедляется. Это будет происходить и в начале следующего года из-за отсутствия компенсации из-за нефтяного налогового маневра России. Я допускаю рост ВВП в следующем году на 1%–2%.
Как принимали бюджет
Законопроект о республиканском бюджете на 2019 год во втором чтении депутаты приняли 19 декабря. Нулевое чтение документа прошло 18 декабря. При этом проект бюджета депутаты увидели в день заседания.
– Сегодня утром, за сорок минут до начала заседания Палаты, документы появились, правда вчерашним числом, – написала депутат от оппозиции Анна Канопацкая на