\ \ Методы и формы налогового администрирования в РФ. Налоговая система и пути её совершенствования Стоит отметить, что федеральные налоги взимаются на всей территории РФ по единым ставкам

Переходя к соотношению понятий "налоговый контроль" и "налоговый процесс", следует отметить, что в настоящее время нет единого подхода к определению налогового процесса.
В юридической и экономической литературе существуют различные определения налогового процесса , например деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленная на установление правовых основ формирования налоговых доходов, обеспечение надлежащего поведения лиц по использованию ими своих обязанностей как участников налоговых отношений, разрешение налоговых споров. При этом, в зависимости от взгляда исследователя на содержание налогового процесса налоговый контроль рассматривается как стадия или производство налогового процесса или как налоговое производство, не входящее в налоговый процесс.
Придерживаясь юрисдикционного подхода под налоговым процессом следует понимать урегулированные НК РФ правила рассмотрения налоговым органом дел о налоговых правонарушениях и вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) дел об обжаловании актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
В определение не включены правила рассмотрения дел о налоговых правонарушениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами, поскольку они включены в гражданский и арбитражный процесс.
Таким образом, налоговый контроль и налоговый процесс являются понятиями с разным объемом содержания.
Кроме того, возможно различать понятия "налоговый контроль" и "налоговый процесс", основываясь на том, что юридическую деятельность нельзя отождествлять с юридическим процессом, ибо его ход в не меньшей мере определяется не деяниями как волевыми актами в системе юридических фактов, но событиями и состояниями.
Также следует обратить внимание на сходство и различие состава основных элементов сравниваемых понятий: налогово-контрольная деятельность - предмет, объект, метод, порядок, срок; налогово-контрольный процесс - производство, стадия, процессуальная процедура. Основываясь на принципе исключения синонимичности правовых категорий, налогово-контрольную деятельность и налогово-контрольный процесс возможно рассматривать как самостоятельные правовые категории, имеющие собственный элементный состав.
Представляется, что в основе юридико-процессного подхода лежит принцип нормативно-правового регулирования последовательности действий (операций), в то время как в основе юридико-деятельностного подхода лежит принцип содержательности действий (операций), т.е. рассматриваются одни и те же объекты юридической действительности только под разными углами.
По мнению В.Н. Протасова, "в контексте теории процедурного регулирования термин "порядок" есть синоним термина "процедура".
В.Е. Кузнеченкова указывает, что юридическая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности. С таким подходом можно согласиться с оговоркой, что в принимаемом нами смысле порядок контроля относится к теории юридической деятельности, а процедура контроля относится к теории юридического процесса.
Таким образом, налоговый контроль и налоговый процесс являются самостоятельными правовыми категориями налогового права, позволяющими использовать многоаспектный подход к изучению организации соблюдения законодательства о налогах и сборах всеми субъектами налоговых правоотношений.
Подводя итог рассмотренным вопросам, представляется возможным сделать вывод о том, что налоговый контроль направлен на получение, анализ, оценку и документальное фиксирование отклонений сравниваемых проверяемых данных о налогах и сборах (их элементах) с требуемыми данными исходя из законодательства о налогах и сборах.

2. Налоговый процесс, его содержание и элементы

Государственный налоговый менеджмент как система управления налоговыми потоками функционирует в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса. Учитывая что налоговые потоки не могут возникать и совершать свое движение вне налогового процесса, последний одновременно является и условием и объектом управления.

В узком (бюджетно-процессуальном) понимании налоговый процесс представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению и исполнению налоговых бюджетов.

С широкой (экономической) точки зрения налоговый процесс включает в себя процедуры составления, рассмотрения и исполнения налоговых бюджетов, а также налоговое право, систему налогообложения, систему налогов, налоговую систему, налоговый механизм и налоговую политику, то есть представляет собой сложную систему, синтезирующую весь комплекс отношений управления налогами в стране. Таким образом, содержание налогового процесса в его широком, экономическом понимании составляют закрепленные нормами налогового права отношения управления государственного налогового менеджмента налоговыми бюджетами на основе установленных системы налогообложения, налоговой системы и налогового механизма в рамках принятой концепции государственной налоговой политики.

Налоговые бюджеты составляют часть общих бюджетов всех уровней государственной власти, связанную с формированием и использованием налоговых доходов и налоговых расходов. Расходная часть налоговых бюджетов, в отличие от обычных бюджетов, включает в себя расходы по администрированию налоговых платежей (расходы по содержанию органов налогового управления и налогового контроля), потери бюджета в результате налогового льготирования и изменения действующего налогового законодательства и другие расходы. Разница между налоговыми доходами и налоговыми расходами составляет налоговую прибыль.

Налоговые бюджеты, в отличие от общих бюджетов, не проходят стадию утверждения законодательными (представительными) органами власти. Это – скорее, рабочий документ соответствующих исполнительных органов власти и управления, но на котором строится доходная часть общих бюджетов. Поскольку налоговые доходы формируют 80–90 % всех доходов последних, постольку особые требования предъявляются к реалистичности составленных налоговых бюджетов. С этой целью составляются оптимистичные и пессимистичные налоговые бюджеты, по-разному учитывающие базовые показатели.

Исполнение налоговых бюджетов нацелено на обеспечение полного и своевременного поступления налоговых доходов, на выявление резервов дополнительной их мобилизации, а также на минимизацию налоговых расходов с учетом целесообразности. Кассовое исполнение налогового бюджета по доходам осуществляется органами Федерального казначейства Минфина РФ и его территориальными подразделениями.

Налоговое право, налогообложение, система налогов, налоговая система и налоговая политика являются элементами налогового процесса. Каждая из них занимает в структуре налогового процесса соответствующую нишу, и именно на их основе осуществляется непосредственное управление налоговыми бюджетами всех уровней власти.

Налоговое право пронизывает весь комплекс налоговых отношений, формируя правовое обеспечение налогового процесса. Налоговое право представляет собой совокупность законодательных и других нормативных актов, регламентирующих основы и организацию налогового процесса, налоговой системы, взимания установленных налогов и сборов по элементам налогообложения и налогового контроля. В налоговом праве непосредственно реализуется специфическая законодательно-правовая, принудительная форма налоговых отношений.

Налоговое право обеспечивает юридическое оформление и правовую организацию налоговых отношений в части методологических и практических положений о сущности, принципах организации налогов и налогообложения, о составе налоговой системы и элементах налогообложения, о порядке взимания установленных видов налогов и об отношениях, связанных с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Положения налогового права закрепляются в действующем налоговом законодательстве:

· Законодательство РФ о налогах и сборах;

· законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

· нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс (НК) занимает главенствующее место в российском налоговом законодательстве, устанавливая систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе (статья 1 НК):

1) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, других участников налоговых отношений;

5) определяет формы и методы налогового контроля;

6) устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) устанавливает порядок обжалования действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц.

Налоговый кодекс является законом прямого действия в части названных выше общих принципов налогообложения, установления, ведения и взимания налогов и сборов . Это значит, что положения других законодательных и нормативных актов, регулирующие налоговые отношения, не должны дополнять и изменять, а могут лишь уточнять положения, непосредственно регулируемые НК РФ. К таким нормативным правовым актам относятся, например, методические рекомендации, пояснения к расчету налоговой базы, расшифровка перечней видов деятельности и т. д. Они касаются отдельных видов налогов и выпускаются в форме постановлений, приказов, инструкций и подобных правовых актов, издаваемых Правительством РФ, Минфином РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, другими уполномоченными органами.

Налоговое законодательство субъектов РФ состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом. Налоговое законодательство субъектов РФ вводит на своих территориях установленные НК РФ региональные налоги и сборы в части конкретных ставок (но не выше предельных ставок, установленных НК), налоговых льгот (в рамках перечня, установленного НК), порядка и сроков уплаты, форм отчетности по налогам.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления вводят на территории соответствующего муниципального образования установленные НК РФ местные налоги и сборы по элементам налогообложения в пределах налоговых полномочий органов местного самоуправления: размеры налоговых ставок (не выше предельных), конкретные налоговые льготы (по рекомендуемому перечню), порядок и сроки уплаты, формы отчетности по этим налогам.

Таким образом, налоговое законодательство регулирует весь круг публично-правовых отношений по установлению, ведению, изменению, и взиманию налогов и боров в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В современной России налоговое право находится пока еще на стадии становления. Не в полной мере отрегулированы между собой права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, не соответствуют международным нормам правила применения штрафных налоговых санкций. Однако главным недостатком российского налогового права остается его крайняя нестабильность, связанная с принятием слабо проработанных законов о налогах и их соблюдением субъектами правоотношений, с отсутствием долговременной научно-обоснованной стратегии политики налогового реформирования.

Под налогообложением следует понимать законодательно установленный процесс организации порядка взимания налогов: исчисления, уплаты и контроля со стороны налоговых органов. Через налогообложение реализуется деятельность субъектов налоговых отношений по организации функционирования на практике разнообразных налоговых форм и видов налогов на принципах и в порядке, закрепленных в законах и нормах налогового права.

Т.Ф. Юткина рассматривает налогообложение в широком и в узком смысле. В первом случае – это экономическое (финансовое) понятие, включающее все многообразие налоговых отношений от теоретического обоснования концепции налоговых отношений до законодательного утверждения налогового механизма и его реализации на практике. В узком смысле, налогообложение представляет собой чисто практический механизм управления различными видами налогов, платежей и сборов, а также взаимоотношениями, правами и обязанностями субъектов налогообложения. Конкретные элементы налогообложения (плательщики, объект, база, ставки, сроки, льготы), а также условия, нормы и правила взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, закрепленные в рамках закона, по каждому виду налога составляют технику налогообложения.

Налогообложение и его система должны строиться на определенных экономически обоснованных принципах (основополагающих требованиях), отражающих как общие содержательные стороны рассматриваемой категории, так и наиболее важные организационные аспекты функционирования системы налогообложения в условиях современной российской действительности.

В основе общих принципов налогообложения лежат известные классические принципы А. Смита: равенства налогообложения, определенности и простоты исчисления налога, определенности сроков и удобства уплаты налога для налогоплательщика, дешевизны сбора налогов.

Принципы налогообложения конкретизированы и в ст. 3 Налогового кодекса РФ, из содержания которой можно вывести следующие принципы:

· обязательности уплаты законно установленных налогов и сборов;

· всеобщности и равенства налогообложения;

· фактической способности налогоплательщика уплачивать налоги с учетом справедливости;

· недопущения дискриминации при установлении налогов, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;

· недопустимости установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин);

· экономической и правовой обоснованности (налоги не должны быть произвольными и препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав);

· недопустимости нарушения единого экономического пространства страны, ограничения свободного перемещения товаров, работ, услуг, денежных средств или законной деятельности налогоплательщика.

Несмотря на практическую значимость перечисленных выше принципов, в Кодексе не нашли отражение некоторые важные основополагающие требования, игнорирование которых лишает систему налогообложения рациональности. Поэтому, учитывая и развивая мнение современных российских экономистов, следует дополнить их следующими принципами:

· однократности налогообложения (исключения практики двойного обложения одного объекта и обложения одного налога другим налогом);

· стабильности элементов налогообложения (их неизменности в течение периода не менее 3-х лет);

· непревышения совокупного предельного уровня налоговых изъятий на каждый конкретный стратегический период времени.

Соблюдение названных основополагающих требований позволит построить в стране рациональную систему налогообложения и создать базу для эффективного функционирования российской налоговой системы в целом.

К понятию системы налогообложения близко по своей сути стоят система налогов и налоговая система . Зачастую между ними вообще не делают различий, что неправильно с управленческих позиций.

Налоговая система представляет собой закрепленную в налоговом законодательстве комбинацию налоговых форм и видов налоговых платежей, элементов, принципов и методов налогообложения, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, органов, осуществляющих налоговый контроль и управление налоговым процессом). Налоговая система включает в себя и систему налогов, и систему налогообложения, и совокупность налоговых полномочий субъектов налоговых отношений, включая органы, осуществляющие налоговый контроль и управление налоговым процессом. Таким образом, система налогов входит в налоговую систему лишь как один из составляющих элементов последней.

Система налогов – это основанная на налоговых отношениях, установленная налоговым законодательством страны совокупность налоговых платежей в определенной их комбинации по классификационным группам и видам.

Поскольку понятия налоговой системы включает в себя систему налогообложения, постольку все принципы построения последней в равной мере применены и к налоговой системе. Однако налоговой системе присущи и свои собственные основополагающие требования, которые вместе с принципами налогообложения должны быть положены в основу построения рациональной налоговой системы:

· равномерности распределения налоговой нагрузки по уровням и объектам налогообложения, категориям налогоплательщиков, бухгалтерским источникам уплаты налогов, сферам и отраслям экономики;

· рационального распределения системы налогов по уровням власти и управления, деления налоговых платежей на прямые и косвенные, общие и целевые;

· оптимальности совокупного налогового бремени на основе установления оптимального уровня ставок основных налогов, определяющих структуру системы налогов;

· результативности и эффективности функционирования субъектов управления налоговым процессом и налоговыми отношениями.

Права, обязанности, и полномочия субъектов налоговых отношений и управления налоговым процессом регламентируются соответствующими статьями Налогового кодекса РФ.

Рациональное соотношение между собой различных групп и видов налогов по уровням и способам налогообложения является важным условием эффективного функционирования налоговой системы. Структура системы налогов и налоговой системы различна в разных странах, отражая национальные экономические, социальные и иные особенности. Однако существуют и некие общепринятые структурные налоговые пропорции, характерные для большинства развитых стран.

Российская налоговая система по своему составу содержит в себе все элементы, присущие налоговым системам рыночно развитых стран, однако структурно система налогов существенно отличается от последних (табл. 3).

Таблица 3

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, %

Наиболее характерной особенностью российской налоговой системы является чрезмерно высокая доля в налоговых доходах косвенных налогов на производство и импорт – свыше 60 %. В большинстве развитых стран такой удельный вес приходится на прямые налоги подоходного типа и личные налоги. Высокий уровень косвенного налогообложения бизнеса усиливает инфляционные процессы в стране, сдерживает рост потребления, платежеспособный спрос населения, а значит, и реальный экономический рост.

Несмотря на огромный природный потенциал России и долю сырьевых отраслей в ВВП – более 50 %, удельный вес налоговых платежей за природные ресурсы хотя и имеет тенденцию к росту, составляет незначительную величину. Это говорит о том, что значительная часть природной ренты остается в руках частного бизнеса, а не используется для целей удовлетворения общественных потребностей.

Непосредственное государственное управление налоговой системой и налоговыми потоками страны осуществляется через налоговый механизм, еще один важный элемент налогового процесса. Налоговый механизм приводит в действие законодательно оформленную систему налогов и налогообложения в соответствии с приоритетами государственной налоговой политики. Отсюда, налоговый механизм представляет собой совокупность закрепленных нормами налогового права форм, методов и инструментов государственного налогового планирования, организации исполнения налоговых бюджетов, государственного налогового регулирования и налогового контроля, реализуемую в рамках принятой концепции, стратегии и тактики государственной налоговой политики.

· государственное налоговое планирование (прогнозирование, бюджетирование);

· организация исполнения налоговых бюджетов;

· государственное налоговое регулирование;

· государственный налоговый контроль.

Через названные элементы налогового механизма приводится в действие налоговая система и реализуется налоговая политика государства по ее фискальному, регулирующему и контрольному направлениям.

Налоговая политика государства составляет концептуальную основу государственного налогового менеджмента. В ее составе определяются приоритеты, стратегия и тактика развития налоговых отношений в стране с учетом объективных рыночных и налоговых законов и закономерностей развития экономики. Государственная налоговая политика представляет собой комплекс стратегических направлений, тактических мер и действий в области повышения эффективности управления налоговым процессом, развития налоговой системы и налогового механизма с целью достижения максимально возможного на данном этапе развития экономики значимого фискального, регулирующего и иного результата.

Взаимодействие государственного налогового менеджмента и государственной налоговой политики двоякое. С одной стороны, последняя структурно составляет элемент менеджменте, его концептуальную основу, ориентир управленческой деятельности; с другой стороны, налоговый менеджмент представляет собой систему управления, которая направлена на реализацию стратегии и тактики налоговой политики путем принятия эффективных решений по управлению входящими и исходящими налоговыми потоками.

Эффективная налоговая политика государства должна строиться на определенных принципах. К таким принципам государственной налоговой политики с учетом специфики России можно отнести следующие основополагающие требования:

1) содействия реальному экономическому росту (росту ВВП, доходов субъектов экономики);

2) обеспечения стабильных темпов роста государственных доходов не за счет усиления налогового бремени, а на базе роста экономических показателей;

3) создания благоприятных условий для развития частной инициативы и инвестирования в товаропроизводящую сферу, для внедрения новых технологий, техники и поддержки прикладных научно-исследовательских работ;

4) стимулирования экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности;

5) защиты отечественных товаропроизводителей и национального рынка от неблагоприятных внешних условий;

6) стимулирования накопления капитала в приоритетных отраслях реального сектора экономики;

7) единства налоговой стратегии и тактики, федеральной и территориальной налоговой политики в едином налоговом пространстве всей страны;

8) интеграции в мировое экономическое и налоговое пространство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Индивидуальный предприниматель [Регистрация, учет и отчетность, налогообложение] автора

2.37. Налоговый вычет Если предприниматель уплачивает единый налог с суммы полученных доходов и у него трудятся работники, то ему придется начислять на сумму оплаты их труда и сумму: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; страховых взносов на

автора Гартвич Андрей Витальевич

Налоговый период Налоговый период – это период времени, который используется при расчете налоговой базы.Для налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за налоговый период принимается календарный год – как для большинства других налогов.Налоговый период

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Налоговый период Налоговый период составляет календарный год. В течение налогового периода могут уплачиваться авансовые платежи; при этом сумма доходов исчисляется нарастающим итогом с начала года.По доходам от трудовой деятельности, которые выплачиваются

автора Автор неизвестен

16. Налоговый агент Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.Статус налогового агента имеют: а) организации в отношении налога

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

17. Налоговый представитель Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Личное участие в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

20. Элементы налогообложения. Объект налогообложения. Налоговый период Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Налоговый учет Налоговый учет ведется параллельно бухгалтерскому учету. Цель налогового учета – определить налоговую базу по налогу на прибыль. Другие налоги начисляются по данным бухгалтерского учета.Налоговый учет ведется по правилам налогового законодательства,

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

11. Налоговый период Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал. Если организация или фирма начинает свою деятельность в середине квартала, то налог необходимо рассчитывать с начала того месяца, в котором началась деятельность.Согласно

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

103. Налоговый учет Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.Налоговый учет осуществляется в целях

Из книги Капитал. Том первый автора Маркс Карл

ГЛАВА ПЯТАЯ ПРОЦЕСС ТРУДА И ПРОЦЕСС УВЕЛИЧЕНИЯ

Из книги Учредитель и его фирма [От создания ООО до выхода из него] автора Анищенко Александр Владимирович

3.1.3. Налоговый учет В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ получение денег или иного имущества по договору займа для организации-заемщика не является доходом. Следовательно, эти суммы не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. А согласно пункту 12

автора Барулин С В

4.4. Налоговый контроль Налоговый контроль, как функциональный элемент налогового менеджмента необходим для эффективного управления налогообложением. Весь процесс управления налоговыми потоками завершается именно налоговым контролем, по результатам которого также

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

Из книги Учредитель и его фирма: все вопросы [От создания до ликвидации] автора Анищенко Александр Владимирович

3.1.3. Налоговый учет В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ получение денег или иного имущества по договору займа для организации-заемщика не является доходом. Следовательно, эти суммы не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. А согласно подпункту

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Можете ли вы описать инвестиционный процесс, используемый Social Entrepreneurs Fund? В чем его особенности? Иными словами, чем процесс финансирования социального проекта отличается от финансирования обычного бизнеса? Мы изучаем бизнес и осуществляем инвестиции почти так же, как

Налоговое планирование является основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с разными формами собственности, важность которого определена современным налоговым законодательством, предусматривающим разные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика .

Совершенствование налогового планирования на предприятии предполагает проведение таких мероприятий как: формирование налоговой стратегии, управление налоговыми рисками и организацию внутреннего налогового контроля.

Под налоговой стратегией принято понимать управление финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, которое направлено на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения в целях законного уменьшения налоговой нагрузки, а также выявления финансовых ресурсов для их последующей капитализации .

В качестве объектов налоговой стратегии должны выступать:

Объекты налогообложения;

Процесс формирования налоговой базы;

Процедура исполнения налоговых обязательств.

Отметим, что правильно сформированная стратегия, дает возможность определять самых сильных участников цепочки, заменять и стимулировать отстающих и тем самым выделять критерии, позволяющие определять эффективные звенья и формировать эффективную цепочку. .

Налоговая стратегия включает в себя все направления работы организации и служит коммуникативным средством между руководителями и сотрудниками предприятия, налоговой службой и внешними консультантами. Эта связь необходима, во-первых, для законного уменьшения налоговой нагрузки, а во-вторых, для выявления финансовых ресурсов и в последующем для их капитализации.

Помимо формирования налоговой стратегии необходимо правильно управлять налоговыми рисками. Снижение налоговых рисков и оптимизация налогов – одна из ключевых трудностей многих налогоплательщиков. Все без исключения организации, так или иначе, стремятся к сокращению размера налоговых платежей, и лишь один критерий их отличает друг от друга – это методы достижения данной миссии.

Сущность налоговой оптимизации заключается в сокращении суммы налогов к уплате с помощью обоснованных правомерных действий налогоплательщика, которые содержат в себе абсолютное применение всех данных законодательством льгот, налоговых освобождений и т.д.

Основной задачей налоговой оптимизации считается не только лишь экономия на налоговых платежах, но и снижение налоговых рисков. А для этого следует установить основные принципы, которых необходимо придерживаться при проведении мероприятий, нацеленных на выявление, оценивание и снижение налоговых рисков. К этим основным принципам относятся :

1) принцип адекватности затрат. То есть стоимость вводимой схемы снижения рисков не может быть больше суммы возможных потерь, которые являются следствием налоговых рисков.

2) принцип юридического соответствия. Модель оптимизации налоговых рисков должна являться легитимной в отношении российского и международного законодательства.

3) принцип конфиденциальности. Допуск к данным о фактическом предназначении и последствиях проводимых операций должен быть предельно ограничен.

4) принцип подконтрольности. Снижение налоговых рисков зависит от хорошо продуманного контроля.

5) принцип допустимого сочетания формы и содержания. Этот принцип заключается в том, что когда организация, которая не имеет на балансе основных фондов и содержащие в штате только директора, оказывают и транспортные и любые другие услуги.

6) принцип нейтралитета. Оптимизацию налоговых рисков нужно осуществлять за счет своих налоговых платежей.

7) принцип диверсификации. Оптимизация бюджетных отчислений может быть подвержена воздействию разных факторов неблагоприятного характера.

8) принцип автономности. Действия по оптимизации рисков должны меньше зависеть от внешних участников.

Так как налоговая оптимизация считается лишь разновидностью налогового поведения бизнеса, то в этом случае риски при ее применении, подобны рискам налогоплательщиков, которые не используют ее.

Рисунок 1. Налоговые риски

Для того чтобы минимизировать налоговые риски, необходимо применять принципы, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2. Принципы оптимизации

Следующим необходимым мероприятием для совершенствования налогового планирования являетсяорганизация внутреннего контроля.

Система внутреннего налогового контроля – совокупность задач, принципов функционирования, организационных мер, методик и процедур, которые применяются в качестве средств для упорядоченного и эффективного контроля за правильностью исчисленных сумм налогов, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации в налоговых регистрах и формах налоговой отчетности, а также своевременной подготовки достоверной налоговой отчетности.

В программе внутреннего налогового контроля обычно учитываются следующие контрольные процедуры:

Комплекс применяемых контрольных процедур;

Очередность и результаты их применения;

Действия, согласно результатам полученных итогов.

Основными требованиями, которые применяются к реализуемым контрольным процедурам являются:

1) результативность контрольных операций в сфере выявления и корректировки допущенных ошибок;

2) оперативность подготовки форм внутренней и внешней налоговой отчетности;

3) целесообразность при осуществлении контрольных процедур.

В условиях современной экономической действительности налоговая составляющая в системе управления организацией приобретает все большее значение, поскольку налоги оказывают значительное влияние на финансовые показатели деятельности. Таким образом, тщательно проработанная система налогового планирования является важным фактором, определяющим сохранение конкурентоспособности организации.

Список литературы:

  1. Беспалов М. В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013. - №24. – С. 24-28
  2. Лященко Н.А. Азбука налогового планирования предпринимательской деятельности //Управление и экономика в XXI веке. – 2015. - №1. – С. 11-17
  3. Мазий В. В. Организация бюджетной системы на предприятии//Интернет-журнал Науковедение. – 2012. - №4(13). – С. 175
  4. Миргазизов В. В. Риски налоговой оптимизации//Бухгалтерия.ру. – 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.buhgalteria.ru/article/5613 (Дата обращения 18.02.2017).
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2016
  6. Подмогильная О. И. Основные подходы к формированию корпоративных маркетинговых стратегий//Международный экономический форум. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/01558.htm (Дата обращения 14.02.2017).

На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством. Анализ исполнения федерального бюджета показывает, что основные причины бюджетного кризиса имеют воспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативных явлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровень поступления налоговых доходов. Особенно обнаружили всю неустойчивость социально- экономического и финансового положения страны решения Правительства РФ и Банка России о девальвации обменного курса рубля, реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, введении моратория на валютные операции капитального характера. Президентом России В.В. Путиным в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике» в настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития. , проводимые в российском обществе в последние годы, обусловили необходимость совершенствования налогового законодательства, а избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают «налоговые оазисы», создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.

Налоговая система еще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень. По-прежнему имеют место недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые дают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета. Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенство устанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, взаимоотношения участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых . Экспертные оценки, основанные на реальном анализе практики налогообложения, эффективности действовавших норм налогового законодательства, механизмов и процедуры сбора налогов и их экстраполяции, дают основание полагать, что , призванный обеспечить системное и комплексное совершенствование всей системы налогообложения, не только не устраняет недостатки в регулировании налоговых правоотношений, но и по ряду положений усугубляет и без того критическую ситуацию по сборам налогов. В настоящее время с особой остротой встал вопрос о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению федерального налогового законодательства. Существенный недосбор налогов связан, прежде всего, с тем, что действующее законодательство не содержит необходимых норм, обеспечивающих полноту учета налогоплательщиков.

В среднем в стране около 3% предприятий и организаций, зарегистрировавшихся в органах государственной регистрации, не встают на и, соответственно, не платят налогов. Кроме того, примерно 40% налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, ежегодно не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, а 10% предприятий и организаций представляют так называемую нулевую отчетность. Каковы же главные цели совершенствования налоговой политики Российской федерации? Это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения. Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налога. В Налоговом кодексе РФ установлена норма о постановке налогоплательщиков на учет в налоговом органе по месту своего нахождения. Доктор экономических наук В.Г. Пансков считает, что этого недостаточно. В.Г. Пансков также считает, что следовало бы запретить регистрацию юридических лиц – коммерческих организаций в жилых помещениях. Необходимо установить, что регистрация вновь создаваемых предприятий и организаций, а также предприятий и организаций, создаваемых на базе ликвидируемых хозяйствующих субъектов или вследствие проведения реорганизационных процедур, должна осуществляться только по представлении регистрирующему органу справки налогового органа об отсутствии у них и их учредителей задолженности по уплате налогов или иных обязательных платежей. Одновременно с этим следует пересмотреть и меры ответственности налогоплательщиков за нарушение срока или уклонение от постановки на учет в налоговом органе. В целях усиления ответственности налогоплательщиков за указанные налоговые правонарушения представляется целесообразным существенно повысить сумму штрафа.

В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

Обеспечение стабильности налоговой системы;
максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный за сбором прямых налогов;
усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

Было бы целесообразным также дополнить налоговое законодательство нормами, вводящими временные правовые ограничения в деятельности предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов и имеющих в течение длительного времени устойчивую, не снижающуюся задолженность по платежам в бюджет.

Кроме совершенствования налоговой системы необходимо внести изменения в положения федеральных законов о в части налоговых поступлений. В настоящее время объемы поступления доходов по основным источникам в этих законах не утверждаются, а лишь определяются в качестве учетных показателей. Такой характер показателей бюджета не имеет силу законодательной нормы, обязательной к исполнению. В связи с этим невыполнение намеченных объемов поступлений доходов не влечет за собой каких-либо правовых последствий для соответствующих органов исполнительной власти.

Налоговый кодекс предусматривает сокращение общего числа налогов при сохранении наиболее значимых налогов, как с фискальных позиций, так и с позиций регулирования экономических процессов. В связи с этим упраздняется значительная часть действующих местных налогов, имеющих слабое фискальное и регулирующее значение. В то же время состав местных налогов пополняется переводом под юрисдикцию местных органов власти. Из числа федеральных налогов исключаются недостаточно эффективные: сбор за использование наименования «Россия», налог на операции с ценными бумагами, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на реализацию горюче-смазочных материалов. В то же время состав федеральных налогов пополняется рядом новых налогов, связанных с использованием природных объектов. Налоговый кодекс РФ предусматривает принципиально новый подход к взиманию имущественных налогов, имея в виду постепенную замену традиционных имущественных налогов налогом на недвижимость и т.д.

Следует также сказать несколько слов и о Законе РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Общее количество налогов и сборов, действующих в РФ, уменьшено в результате внесения изменений в Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Это позволяет решить одну из задач Налогового кодекса РФ – снижение существующего в России налогового бремени. К примеру, вместо 49 установленных федеральным законодательством налогов и сборов, теперь взимается не более 25. При этом важно подчеркнуть, что с принятием Налогового кодекса РФ перечень федеральных, региональных и местных налогов остается исчерпывающим, то есть ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления по-прежнему не вправе установить налог, не предусмотренный Налоговым кодексом РФ. Упорядочение налогообложения, в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы – налог на , организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую эффективность, за многие годы существования к ним адаптировались и российские плательщики. Во второй части Налогового Кодекса сделана попытка устранить недостатки и упорядочить взимание НДС, налога на прибыль и ряда других налогов.

В частности, совершенствование порядка исчисления и уплаты НДС предусматривает следующие направления:

Расширение круга налогоплательщиков за счет индивидуальных предпринимателей;
упорядочение системы исчисления и уплаты налога;
введение единого порядка возмещения входного НДС для всех сфер деятельности, включая розничную торговлю и общественное питание;
закрепление в законодательном порядке методики исчисления налога на добавленную стоимость на основе счетов-фактур;
сокращение налоговых льгот.

Снижение налоговых ставок, безусловно, должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательской активности, что должно привести к росту и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Все это способствует увеличению государственных доходов, сдерживанию роста цен и инфляции, выходу «на свет» .

Главным недостатком кодекса является то, что, он основан на далеко не бесспорных посылках, положенных в основу нынешней налоговой политики России, в частности, переориентации налоговой системы с преимущественно прямых налогов на налоги на потребление, а также усилении налогового пресса в отношении физических лиц при недостаточной проработке системы подоходного налогообложения. В новых условиях развития рыночных отношений изменяется характер государственных расходов, их доля снижается в направлении финансирования народного хозяйства. Предприятия, приобретая все большую экономическую свободу, способны самостоятельно решать большинство задач своего хозяйственного развития. Все это способствует формированию такого состава и структуры государственных расходов, которые позволят решить в свою очередь три основные задачи:

Финансирование потребностей социально незащищенных слоев населения;
обеспечение потребностей фундаментальных научных исследований (космические программы, проблемы экологии и другие исследования);
финансирование систем управления и обороты страны в пределах достаточности.

Все выше названные следствия ломки старых политических и экономических устоев в нашей стране являются исходной основой, предопределяющим условием для отработки оптимального уровня налогообложения:

Сокращение государственных расходов до оптимального, общественно необходимого уровня за счет отмены различного рода финансовых вливаний в неэффективные предприятия и отрасли и выделения федеральных бюджетных кредитов тем регионам, которые обеспечивают поступательное продвижение к рынку и рост благосостояния граждан;
создание налоговой системы, стимулирующей развитие экономического базиса, а это – снижение налогового бремени для предприятий-производителей конкурентно способных товаров и услуг;
государственное стимулирование инвестиций различными методами;

Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста. Проведенное исследование налоговой системы Российской Федерации, теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответствия структуры налоговой системы России основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:

Российская налоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем, неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;
- налоговая система, устанавливаемая Налоговым кодексом России, стала «качественнее», более упорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи;
- налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по

Введение. 3

Основная часть. 6

1.Принципы построения эффективной налоговой политики. 6

2.Характеристика налоговой системы и налогового бремени. 10

3.Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………………….13

Заключение. 17

Это фактически главный принцип макроэкономической политики, направленной на достижение равновесия между государственным и частным секторами экономики. Частный сектор подпитывает государственный в пределах, не мешающих действию рыночного механизма. Если в фискальных целях увеличивать ставки налога, то в конечном счете может быть уничтожен тот источник, из которого берутся доходы. Определяющая роль частного сектора в экономическом прогрессе требовала его защиты, в частности, от чрезмерных налогов, сдерживающих его развитие. Защита предпринимательства от тягот налогообложения нашла свое выражение и в том, что уже в конце XIX века был поставлен вопрос о дифференциации налоговых ставок и о преодолении понимания чисто фискального характера налогов . Идея стимулирующей функции налогов претерпевает реализацию на практике.

Расчет эффективности нужно вести не только на данный момент, но и в известной степени на перспективу. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости определения социального эффекта налогообложения.

Социальный эффект налогообложения - это качество и уровень жизни, дальнейший рост благосостояния всех членов общества, рост культуры, увеличение свободного времени и т.д., а также достижение политических и других целей. Социальный эффект налогообложения прослеживается также достаточно ясно:

В сумме чистых доходов, полученных после уплаты всех налоговых платежей для предприятий, организаций, населения,

В улучшении благосостояния для всех членов общества,

В повышении налоговой культуры в государстве.

Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в нескольких плоскостях:

С экономической точки зрения, поскольку налог представляет собой форму изъятия части доходов налогопла­тельщиков в бюджет для последующего перераспределения в интересах всего общества;

С правовой точки зрения, поскольку налоговая сис­тема устанавливается законами, а все конфликты между на­логоплательщиками и государством в конечном итоге призва­ны разрешать суды;

С социологической и психологической точки зрения, поскольку воздействие налогов на экономическую жизнь страны - это воздействие на субъекты рыночных отношений (как произ­водителей, так и потребителей) с целью побудить их на опре­деленные действия (или воздержаться от каких-либо действий), а их поступки должны быть подчинены определенной мотивации и помимо эмоций должны быть основаны на точном расчете, на что обращал внимание М.Вебер: «Столь же несомненной фундаментальной особенностью капиталистического частного хозяйства является то, что оно рационализировано на основе строгого расчета, планомерно и трезво направлено на реализацию поставленной перед ним цели. с политической точки зрения, поскольку налоги са­мым непосредственным образом затрагивают интересы налого­плательщиков (юридических лиц и граждан), являются ареной ожесто­ченной политической борьбы.

Воздействие налоговой системы на экономику страны проявляется в сложном взаимодействии с другими инструмен­тами государственного регулирования (регулирование бан­ковской деятельности и, в первую очередь, ставки рефинан­сирования, регулирование земельных отношений, регулирова­ния вопросов собственности, банкротства и т.п.). На это обращал внимание В.Ойкен: «Порой утверждают, что регули­рование экономики можно сравнить со сменой красного и зе­леного сигналов светофора на уличном перекрестке. Абсо­лютное заблуждение. Остановить транспортное средство и разрешить ему продолжать движение - дело совсем не труд­ное. Но в экономике речь идет о тесном переплетении не­обозримого количества планов и действий» .

Определим систему оценки показателей эффективности (см. рис.1):

ВнешняяВнутренняя


На ур-не государстваНа ур-не отраслей На ур-не населения На ур-не

хоз. субъектов разл. орг. прав форм

Рис. 1. Эффективность налогообложения.

Если рассматривать роль налогов с точки зрения эффективности, то ее нужно учесть в разрезе отраслей хозяйственного комплекса, хозяйственных субъектов различных организационно-правовых форм, а также населения.

Эффективность налогообложения на макроуровне (на уровне государства) проявляется в состоянии доходов федерального бюджета для финансирования основных государственных расходов, определяемых экономическим курсом страны. Размер дефицита бюджета и способы его покрытия также могут указывать на роль налоговой системы в государстве. К числу обобщающих показателей внешней эффективности можно отнести:

Долю налоговых поступлений в доходах бюджета,

Долю налогов в ВНП, НД.

К показателям эффективности налогообложения на микроуровне, дифференцируемым в зависимости от сфер влияния, можно отнести:

1) в отраслевом масштабе: темп роста производства, размер прибыли, рентабельность предприятий различных отраслей;

2) в территориальном масштабе – состояние доходной базы региональных и местных бюджетов, долю поступлений от различных видов налогов;

3) на уровне хозяйствующих субъектов – научно – обоснованное соотношение распределения прибыли между бюджетами и предприятиями (доля налоговых отчислений в валовом доходе; доля чистой прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении, динамика роста фонда потребления и доля инвестиций в производстве);

4) Для населения – доходы физических лиц, доля налоговых выплат в доходах, расслоение населения по доходным группам и рядом других.

2. Характеристика налоговой системы и налогового бремени

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Налоговая система современной России формировалась в сложных условиях. Спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, хаотически осуществленная приватизация лишила государство важнейших источников финансовых накоплений, рост внешней задолженности вынудил власти сделать упор в налоговой политике на достижение главным образом фискальных целей. Приоритетом экономической политики 1990-х годов была обозначена финансовая стабильность российской экономики. Однако сама налоговая система начала 1990-х годов была нестабильна. Прежде всего, налоговая система не заключала в себе стимулов для преодоления спада производства. Высокие налоговые ставки и низкая собираемость налогов создали ситуацию, когда отечественный предприниматель нашел возможности уклониться от налогов. Этот процесс приобрел характер национального бедствия. Как следствие, теневой сектор в российской экономике приобрел угрожающие масштабы, наметились тенденции к массовому уклонению от уплаты налогов, сокращению налоговой базы.

Основную часть налогового бремени в России в 1991 -2004 годах устойчиво несут предприниматели. Можно сделать вывод, что сложившийся уровень налоговой нагрузки для предпринимателей достиг своего предела. Из выступления бывшего министра Российской Федерации по налогам и сборам в 2003 году Г.И. Букаева главным является тезис о необходимости снижения налоговой нагрузки на предпринимателей: «Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности» .

Важный фактор, определяющий состояние расчетов налогоплательщика с государством, является уровень налогового изъятия. Большинство экономистов считают, что существует предел налоговой нагрузки, после которого осуществление предпринимательской деятельности становится невыгодным, экономически нецелесообразным. Определение совокупной величины налоговых сборов таким образом, чтобы она, с одной стороны, максимально соответствовала государственным расходам, а с другой - оказывала минимальное отрицательное воздействие на деловую активность, относится к числу главных задач управления государством.

Именно на «источнике обложения» сосредоточили свое внимание сторонники «концепции предложения», - в особенности А. Лаффер. Основная идея состояла в обеспечении роста естественного уровня реального объема производства, т.е. увеличении совокупного предложения. В своих программных положениях сторонники «концепции предложения», рекомендовали уменьшение предельных налоговых ставок как для отдельных индивидов, так и для деловых предприятий. Теоретической основой предлагавшихся мероприятий служила так называемая «кривая Лаффера». В соответствии с ее графиком (см. рис.2) налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Основная идея такова, что рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Y


Т* 100%

Нормальная зона шкалы Запретительная зона шкалы

В Bmax

Рис.2. Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения .

где Y- налоговая база (рыночный выпуск продукции, облагаемая налогом часть национального производства);

В-доходы бюджета;

Т- налоговая ставка;

Вmax –максимально возможная величина доходов бюджета;

Т*- предельная ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального значения.

Параболическая форма кривой B показывает, что всегда существуют (за исключением Bmax) две налоговые ставки, при которых государство достигает одинакового объема налоговых поступлений. Область выше точки Bmax является «запретительной» для государства, так как создает неблагоприятный психологический климат, способствует уменьшению производства.

Безусловно, открытие, сделанное Лаффером, носит революционный характер в экономической науке. Снижение налогового бремени является сильным стимулом для развития предприятий. В стабильной экономике такое снижение возможно только при сокращении потребностей государства во внутренних ресурсах, что, в свою очередь, означает уменьшение государственных расходов и спроса со стороны государства на продукцию промышленности. На практике это может означать закрытие ряда производств, ориентированных на государственные потребности. В то же время необходимость сокращения налоговой нагрузки на производителя является мерой безальтернативной. Пополнение доходов государственного бюджета может произойти на первых порах за счет легализации части теневого сектора, который может предпочесть платить умеренные налоги, нежели находиться под постоянной угрозой наказания. Снижение доли налоговых платежей в величине доходов предприятий создает предпосылки для начала экономического роста, а увеличение числа платежеспособных экономических агентов позволит выйти из затянувшегося бюджетного кризиса.

3. Основные направления совершенствования налоговой системы России

При разработке экономической политики государству необходимо учитывать следующие случаи:

1. Уклонение от налога. Переложение налога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.

С легальными уклонениями государство может бороться только финансовыми способами: при сокращении потребления обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами уклонения можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.

2. Амортизация (или погашение), поглощение и капитализация налога. Здесь выделено два варианта:

Налог вызывает уменьшение ценности облагаемого предмета - амортизация налога;

Налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета – поглощение налога;

Ценность предмета увеличена благодаря уменьшению налога - капитализация налога.

Благодаря явлениям амортизации, поглощения и капитализации при известных условиях увеличение налога ведет к частичной конфискации имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать ничем не заслуженное увеличение богатства.

3. Лицо, обязанное уплачивать налог по закону, фактически несет бремя налога, то есть является не только плательщиком, но и носителем налога. Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.

4. Плательщик, законно обложенный налогом, перекладывает тяжесть налога на другого. Если последнему также удается переложить налог на третье лицо, то он является лишь плательщиком-посредником. Если же он окончательно несет тяжесть налога, тогда он – носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности или иммобильности облагаемого предмета).

Если налогоплательщик монополист, то переложить налог ему значительно труднее, чем при свободной конкуренции, так как монополист обычно устанавливает максимальные цены без отношения к налогу. При попытке переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая и за вычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При режиме свободной конкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог может войти в сумму этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с ростом налога, потребление не уменьшается (например, предметы первой необходимости) и налог перелагается на потребителя. При обложении предметов не первой необходимости (средней роскоши) переложение более трудно, так как в этом случае возможно сокращение потребления.

При эластичном спросе переложить налог очень трудно, а при неэластичном значительно легче. Если спрос на известный продукт легко может быть заменен спросом на другой продукт, то потребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перелагаются налоги на предметы первой необходимости и трудно – на предметы средней роскоши, при повышении цен на которые потребитель сокращает спрос на них. Легко перелагаются налоги на предметы роскоши, так как очень состоятельные лица не откажутся, несмотря на налог, от их потребления.

Чем более облагаемый предмет иммобилен, тем труднее переложение налога, и, наоборот, чем большей мобильностью (подвижностью) обладает облагаемый предмет, тем легче налог может быть переложен. Например, владельцу недвижимого имущества труднее перебросить налог, чем владельцу движимого имущества, в особенности денежных ценностей.

Таким образом, установленные условия переложения позволили рекомендовать финансовой практике облагать те источники, о которых можно с уверенностью сказать, что налог остается на них.

Одной из ключевых проблем российской налоговой системы является то, что налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те налоги, которые государство намерено с него собрать. Как и всякая система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы налогового поведения – одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос – выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.

За последние четыре года в налоговой сфере России сделаны серьезные шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с 35 до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный налог с 39,5 до 26 процентов, введена плоская шкала подоходного налога 13 процентов. При этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988 году, до 15.

Хотя общая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению их конкурентноспособности и росту деловой активности.

Общая логика налоговых реформ во многих странах связана с постепенным переходом от косвенного налогообложения к обложению конечного дохода. Глубина этого перехода часто зависит от способности справиться с задачей легализации экономической деятельности и доходов от нее с тем, чтобы перейти к прямому налогообложению доходов юридических и физических лиц-налогоплательщиков.

В качестве управляющего переданными средствами государство для предпринимателей проявляет себя зачастую неэффективно. Предприниматель понимает, что эффективность чиновничьей деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они не получают от государства. Это касается и тех рабочих мест, которые создает предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.

В связи с этим, у предпринимателя возникает чувство: а не погасил ли он уже свой общественный долг? И не сделал ли он это намного эффективнее, чем государство, претендующее на часть его имущества в виде налогов? От решения этого вопроса зависит то, каким будет складываться равновесие в его отношениях с государством.

Поскольку государство диктует рамки –налоговые, административные и иные, в которых существует бизнес, то перед налогоплательщиком встает вопрос о выгоде и издержках деятельности по оптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится к сопоставлению уплачиваемых государству сумм с тем, сколько надо потратить на «механизм» уклонения от налогов.

В целом, с учетом сложности выявления и количественного измерения «теневых» экономических процессов, их анализ должен основываться на регулярном сопоставлении и перепроверке информации, полученной из разных источников».

Таким образом, реально достижимая экономия на налогах оказывается очень значительной: всего лишь несколько товарных оборотов, проведенных по «льготной» налоговой схеме, позволяют существенно упрочить бизнес.

Таким образом, чтобы осмысленно влиять на ситуацию в стране посредством налогов, нужно не только знать целевую функцию предполагаемых изменений, но и довести эту информацию до налогового субъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверия и легализации деятельности у граждан и предпринимательства является обеспечение граждан информации о налоговых вычетах.

При этом важно принимать во внимание не только текущее состояние общества, но и динамику. Для решения задачи равновесия в системе «государство-предпринимательство» наиболее привлекательным выглядит метод последовательных итераций, сфокусированных на сокращении дистанции до выбранных целей. Главное – избегать резких действий и правильно выбирать индикаторы процесса.

Заключение

Налоги как экономическая категория являются частью производственных отношений, поскольку они возникают и функционируют в процессе распределения и перераспределе­ния национального дохода, создаваемого на всех стадиях производства и обращения.

В условиях современной экономики Российской Федерации возрастает значение регулирующей функции нало­гов, влияния государственной налоговой политики на развитие предпринимательства и повышение деловой активности в России. В процессе анализа налоговой политики государства по данной работе можно сформулировать следующие выводы:

Все налоги выполняют регулирующую функцию: любое изменение в элементах налоговой системы (изменение по­рядка исчисления налога, изменение налоговых ставок и льгот) влияет на экономические процессы в стране, по­скольку все налоги включаются в цены товаров (работ, ус­луг). Исходя из этого отметим, что простым переносом налогового бремени с производителей на потребителей не будет достигнута цель ре­формирования налоговой системы по стимулированию развития предпринимательства, которая может быть выполнима только снижением совокупной налоговой нагрузки с перераспределением ее между факторами производства.

Была дана развернутая характеристика эффективности налоговой системы, выделены и предложены критерии эффективности налоговой системы. В качестве показателей эффективности в отраслевом масштабе был предложен темп роста производства, размер прибыли, рентабельность предприятий различных отраслей, в территориальном масштабе – состояние доходной базы региональных и местных бюджетов, на уровне хозяйствующих субъектов – обоснованное соотношение распределения прибыли между бюджетами и предприятиями, для населения – доходы физических лиц.

В работе обосновывается мнение, что снижение уровня налогового изъятия при усилении равномерного характера налогообложения и нейтральности налоговой системы в целом позволит добиться в перспективе расширения налоговой базы посредством стимулирования деловой и инвестиционной активности.

Предложены мероприятия, способствующие информационной открытости налоговых органов для налогоплательщика. Как важный фактор для развития предпринимательства, подчеркивается формирование доверия к налоговой системе у предпринимательства. Важная роль при этом отводится налоговым институтам. При этом рекомендуется избегать резких действий в выборе налоговой политики для предпринимательства, чтобы не подорвать доверие и создать стабильность для развития бизнеса.

На протяжении долгого периода реформ правительством был допущен ряд фундаментальных ошибок в формировании налоговой стратегии государства. В качестве теоретической базы была ошибочно избрана монетаристская политика. Это повлияло на состояние современной налоговой системы таким образом, что фискальная ориентация по-прежнему является важнейшим препятствием для экономического оживления и роста деловой и инвестиционной активности. Однако существующие положительные тенденции налоговой реформы говорят о наметившимся увеличении уровня собираемости налогов, формирования доверия у налогоплательщиков.

Литература

1. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем // Налоговый вестник. 2001.№3 –С. 93-98.

2. Баштанов А.Н. Способы определения налоговой нагрузки на хозяйствующего субъекта // Региональная экономика и социология. –2001. -№2. С. 38-47.

3. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.

4. Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. – 2002. -№7. -С. 54-69.

5. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

6. Горский И. Налоги в экономической стратегии государства //Финансы. 2001. -№8. -С. 36-39.

7. Дворкович А.В. О целях, направлениях налоговой реформы и ее влиянии на экономику // Налоговая политика и практика, 2003 -№6

8. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и де­нег// Антология экономической классики. - М.: 1993.

9. Кокрейн И. Российская налоговая реформа. Неужели это свершилось? //Бизнес-Академия. –2001 -№1. С. 20-23.

10. Колодина И. Виражи налоговой реструктуризации. // Российская бизнес-газета. – 2002.-27 августа. С.2.

11. Лебедев В. // «Известия» №128 (26445) от 22.08.2003// www.rkc.ru/home/news/single/12526.htm

12. Маслова Д.В. Налоговый кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль // Финансы. –2002. -№3. С. 35-37.

13. Ойкен В. Основные принципы экономической полити­ки. - М.: Прогресс, 1995.

14. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. –М.: Финансы и статистика». 2001

15. Смирнов А. Налогообложение: модели оптимизации.//Экономист –1998. -№2. –С.70.


5. Смирнов А. Налогообложение: модели оптимизации.//Экономист –1998. -№2. –С.70.

Читайте также: