Уменьшение сметной стоимости. Сметы не надо раздувать

Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимая для осуществления строительства в соответствии с проектом. Она является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирование договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные работы, оплата расходов по приобретению оборудования и доставки его на стройки, а так же возмещение других затрат.

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:

    ресурсный;

    ресурсно-индексный;

    базисно-индексный;

    базисно-компенсационный;

    на основе стоимостных показателей по объектам-аналогам.

Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат). При таком методе устанавливаются раздельно в натуральных измерениях (м 3 , тонна, штука, чел-час и т.д.) расходы материалов и изделий, затраты времени на эксплуатацию машин, затраты труда рабочих, а цены на эти ресурсы принимаются текущие (на момент составления смет). В качестве нормативной базы используются Нормативные показатели расхода материалов (НПРМ).Этот метод позволяет в дальнейшем достаточно точно пересчитывать сметную стоимость на новые цены.

Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы.Индексами цен называют отношения текущих цен к базовым. В качестве базовых цен выделяют две базисные даты: цены на 1.01.1984г и 1.01.2000г или 2001г.

Базисно-индексный метод - это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной на базисном уровне или уровне предшествующего периода.

В отличие от ресурсно-индексного метода, раздельного определения расхода ресурсов в натуральных показателях обычно не делается.

Приведение к текущим ценам выполняется путем перемножения базисной стоимости по каждой строке сметы на соответствующий индекс.

Базисно-компенсационный метод состоит в том, что определяется базисная стоимость с учетоможидаемых изменений цен и тарифов, а в процессе строительства она уточняется в зависимости отфактических изменений этих цен и тарифов.

Метод применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - это использование при проектировании объекта стоимостных данных по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям.

Выбор метода составления сметной документации законодательством не регламентируется и осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий договора (контракта) и общей экономической ситуации. Наиболее перспективным считается ресурсный и ресурсно-индексный методы, но пока преобладает базисно-индексный метод.

Пути снижения себестоисмости строительства

Себестоимость - это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции.

Снижение затрат на продукцию, работы, услуги зависит от нескольких групп факторов: технологических, организацион­ных иэкономических .

Технологические факторы связаны с техникой и технологи­ей производства. Они предусматривают:

    повышение прогрессивности и качества продукции, работ, услуг;

    применение более современного и высокопроизводитель­ного оборудования и техники (машин и механизмов);

    повышения степени механизации и автоматизации произ­водства;

    применение ресурсных и энергосберегающих технологий;

    повышение уровня технической и энергетической воору­женности труда;

    ускорение внедрения достижений новой техники и инст­рументов;

    применение высокоэффективных материалов.

Организационные факторы связаны с организацией произ­водства и труда и их управлением и включают:

    повышения уровня концентрации, специализации и коо­перирования;

    обеспечения ритмичности производства и других условий рациональной организации труда;

    сокращение и полная ликвидация производственного бра­ка, простоев оборудования и рабочих;

    повышение квалификации работников и подбор кадров согласно технического уровня производства.

Экономические факторы состоят в повышении уровня уп­равления и методов хозяйствования. Они включают:

    совершенствование производственной структуры предприятия;

    повышения уровня плановой, учетно-контрольной и ана­литической работы;

    улучшение социальных условий жизни трудового коллектива;

    повышение культуры производства и состояния промыш­ленной эстетики;

    повышение компетентности административно-управленчес­кого персонала (менеджеров) предприятия.

Таким образом, снижение себестоимости строительных работ можно достичь:

    за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции;

    за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин;

    за счет повышения производительности труда;

    за счет увеличения сборности строительства.

Государство выделяет на строительство и ремонт жилья, возведение инфраструктуры и социальных объектов огромные деньги. Но немалая их часть уходит в землю, вернее, распределяется по карманам участников строительного процесса. Как повысить эффективность использования бюджетных средств и оптимизировать денежные потоки в отрасли? Об этом "РГ" беседует с директором департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России, президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным.

Павел Владимирович, как можно повысить эффективность использования выделяемых на строительство государственных средств?

Если начинать "от печки", то, во-первых, - за счет оптимизации нормативной базы. Дело в том, что нормативные документы, определяющие стоимость строительства и ремонта, безнадежно устарели. В них заложены технологии строительства пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Действующие нормы и расценки на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы не учитывают применение высококачественных и высокопроизводительных машин и механизмов, новых технологий и материалов. Но поскольку эти нормативы являются обязательными, строительные организации вынуждены закладывать в сметы и исполнительную документацию устаревшие расценки с явно завышенными и неадекватными показателями затрат. Получается так: реально стройка идет по новой технологии, применяются более эффективные решения, применяются другие материалы, а сметчивается эта стройка по нормативам, которые завышены. Возникает ситуация, когда государство само создает условия для завышения сметной стоимости работ.

А подрядчику от этого какой прок?

Подрядчику это на руку. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда строители не заинтересованы, чтобы на те или другие виды работ появились новые нормативы, потому что им выгоднее работать по завышенным, устаревшим. К нам иногда обращаются компании с какими-то новыми технологиями, мы делаем соответствующие нормативы, просчитываем стоимость строительства, показываем, а они отказываются применять - мол, слишком дешево получилось.

На объектах, где работают частные инвестиции, частные застройщики, деньги считать умеют, потому что они свои. И подрядчикам зачастую очень не сладко работать на внебюджетных объектах: там сметы не раздувают. А вот для государственного заказчика бюджетные деньги чужие. А сам объект частенько воспринимается как источник личной наживы. Если есть возможность на законных основаниях заявить стоимость работ больше, чем в реальности, какой подрядчик от этого откажется? Не секрет ведь, что слово "откат" из всех сфер экономики в первую очередь ассоциируется со строительством. И, увы, это так и есть.

При строительстве каких объектов происходит раздувание смет?

На тех стройках, где есть бюджетные средства. Это не только строительство жилья. У нас огромное количество инфраструктурных, транспортных строек, строительных проектов, связанных с энергетикой, нефтью, газом. Это, наконец, муниципальные программы, капитальный ремонт. То есть объем строительства с участием государства огромный. И на сметах государство может сэкономить до 15% средств.

Чтобы решить эту проблему, нужно оптимизировать нормативную базу, по которой определяется стоимость строительства. Между тем за последние 20 лет новые сметные нормы практически не разрабатывались, а опубликованные нормы на новые строительные материалы и технологии немногочисленны и разработаны по методике советской системы нормирования в строительстве. Сметы на строительство постоянно пересматриваются в сторону увеличения, зачастую в разы. Достоверность определения сметной стоимости строительства в проектной документации вызывает сомнения. Во многих проектах (около 85%) стоимость существенно завышается.

По каким нормативам сейчас строят?

Сегодня действует система сметных нормативов ГЭСН-2001. Однако нормы и показатели этой базы почти не отличаются от разработанных в советское время СНиП-84 и СниР-91, разве что слегка отредактированы. Некоторые изменения чисто косметические. Корректировка показателей выполняется без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом. Устаревшие сметные нормативы постоянно переиздаются с небольшими изменениями и выдаются за новые разработки. Деятельность же госучреждения, в обязанности которого входит создание новых нормативных документов, фактически свелась к продаже за немалые деньги сомнительных сметных нормативов и платным услугам по согласованию различных индивидуальных индексов и расценок. Это создает дополнительную финансовую нагрузку на строительные организации и искажает достоверность определения сметной стоимости по объектам бюджетного финансирования.

Сейчас мы пожинаем плоды нормотворческой деятельности чиновников как на федеральном, так на региональном уровне. Возвращение к административным методам ценообразования в строительстве в последние годы, попытки задушить зарождающийся рынок инжиниринговых и консультационных услуг в строительстве уже обернулись чрезмерным ростом стоимости строительства. Это вызывает недоверие к работе сметчиков, а их расчеты расцениваются как документальное подтверждение неэффективного, а нередко и коррумпированного строительного менеджмента - причем, увы, совершенно справедливо.

А как именно происходит раздувание смет? Какие нарушения при этом допускаются?

Таких нарушений много, основные перечислю. Это производство работ без утвержденной рабочей документации; постоянная корректировка сметной стоимости за счет различного рода дополнительных работ; несоответствие показателей расхода материалов при списании и производственных норм расхода материалов (в особенности на скрытые работы); закупка материалов по заведомо завышенным ценам; несоответствие транспортных схем доставки материалов; завышение объемов выполненных работ; неправильное применение норм и расценок на работы по новым технологиям, когда применяется импортная техника и современные материалы; учет затрат на эксплуатацию подержанной импортной строительной техники, приобретенной подрядчиком как новой; завышение затрат на подготовительные работы, трудно поддающиеся проверке; оплата выполненных ранее работ по текущим, более высоким ценам; применение завышенных индивидуальных расценок и индексов пересчета сметной стоимости, согласуемых на основе сговора с отдельными чиновниками и государственными структурами и т.п.

Кроме того, к необоснованному увеличению стоимости работ приводят существенные задержки с проведением конкурсов, заключением госконтрактов и открытием финансирования; частая смена подрядчиков - особенно на крупных объектах с длительными сроками строительства; применение некачественных материалов и устаревших технологий; неумение организовать эффективный производственный процесс строительства; низкая квалификация рабочих и инженерно-технического персонала; несовершенство законодательства.

Как можно изменить ситуацию?

Нужно создавать новую современную нормативную базу, максимально открытую и доступную для всех участников инвестиционно-строительного и ремонтно-строительного процесса. Если срочно не принять меры по разработке и внедрению новых правил, норм и расценок для определения затрат в строительстве, стоимость реализации проектов будет и дальше необоснованно расти. Новая база должна адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ. Сейчас в первую очередь необходимо сосредоточиться на ускоренной разработке норм и расценок на новые, эффективные технологии в строительстве и ЖКХ. На этом и нужно сконцентрировать усилия всех заинтересованных организаций.

Власти Ростова обрекли пенсионерку второй год зимовать в сгоревшей квартире без ремонта

В редакцию "Российской газеты" обратилась пенсионерка Тамара Хеладзе. В январе в двухэтажном доме на улице Красных Зорь, 24, случился пожар. Горело на первом этаже. Но огонь добрался и до второго, где живет женщина со своим больным сыном. Пожарные, спеша погасить пламя, шланги заводили через крышу, пришлось пробить и потолок, и пол. После ЧП жить в доме стало невозможно.

Квартира муниципальная, то есть принадлежит городским властям, и на них лежит обязанность поддерживать ее в пригодном для проживания состоянии. Но чиновники ремонтировать ее не стали.

С января по июль семья жила без света, воды и газа в продырявленной насквозь квартире, буквально в средневековых условиях. В тусклом свете свечи в вымороженной квартире пенсионерка писала десятки писем, просьб и жалоб, затем обивала пороги многочисленных инстанций, пытаясь добиться хоть какой-то помощи от государства. Не помогли ни звание ветерана труда, ни обращения в прокуратуру. Чиновники прислали кипы отписок, что, мол, помощь будет, вы только ждите.

А несколько дней назад пришел окончательный вердикт из администрации города: "В связи с окончанием финансового года и сроками, необходимыми на выполнение ремонтных работ, вопрос о выделении дополнительных бюджетных средств может быть рассмотрен в 2019 году". Якобы чиновники из управления ЖКХ Кировского района должны были доработать "оценку достоверности определения сметной стоимости" капремонта квартиры. Но, пишет замдиректора департамента ЖКХ Ростова, доделанные документы к нему вовремя так и не поступили. Это значит, что слуги народа обрекли бабушку вновь зимовать в помещении, где до сих пор нет горячей воды, холодная идет с перебоями, а вместо нормального отопления - только старая газовая плита. Через сквозные дыры гуляет ветер, и стены дома не обрушились только чудом. Сейчас мать и сын прячутся от сквозняков в старой прихожей, там же стоят раковина с водой и газовая плита, и маленькой спальне, где еле умещаются две кровати.

В прошлом году мне очень помогли девушки из соседнего магазина. Они грели воду в электрическом чайнике, а я ее носила в ведре домой. Так мы готовили и мылись. Но в этом году магазин закрыли, - рассказывает Тамара Васильевна. О других подробностях личной жизни скромная интеллигентная женщина даже постеснялась рассказывать. - Хорошо хоть газ наконец-то дали. Теперь будем греться от газовой плиты, да и воду можно будет закипятить дома.

По закону чиновники обязаны передать нанимателю квартиру, пригодную для проживания. Поэтому пенсионерка отказалась платить за те комнаты, в которых невозможно жить. В ответ ее лишили льгот ветерана труда. Юристы разводят руками - налицо нарушение целого ряда законов, за которые можно привлечь как минимум к административной, а вероятно, и к уголовной ответственности.

Юристы разводят руками: налицо нарушение целого ряда законов

Чиновники обязаны восстановить жилье в кратчайшие сроки. А на время проведения ремонта предоставить временное жилье. Причем переселить в помещение маневренного фонда и затем вселить обратно они обязаны за свой счет, - поясняет глава ростовской юридической компании Барей Нигматуллин. - И абсолютно справедливо пенсионерка отказывалась платить за сгоревшую часть квартиры, коммунальные услуги в которой не оказываются. По закону при ненадлежащем исполнении договора социального найма наниматель имеет право потребовать уменьшение платы либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

Мы обратились к замглавы департамента ЖКХ Ростова Ивану Павленкову, который и подписал "ледяной приговор" пенсионерке на эту зиму, с просьбой ответить, понес ли кто-то из чиновников наказание за волокиту и многомесячные страдания пожилой женщины, оставшейся без отопления в самый разгар зимы. Но в положенные законом сроки он не ответил. Что неудивительно, ведь если чиновники целый год составляли бумаги по сметной стоимости ремонта дома, то сколько времени им потребуется, чтобы ответить на "неудобные" вопросы журналиста?

Тем не менее мы обязательно добьемся того, чтобы этой ситуации дали правовую оценку, а Тамара Васильевна провела зиму в человеческих условиях.

Подрядчик настаивает на значительном увеличении стоимости одного из объектов строительства. Как обосновать данное увеличение? Можно ли сделать это за счет экономии на других сметных расходах? Если да, то что необходимо для этого сделать?
Александр

Добрый день!

Если речь идет про 44-ФЗ, то в таком случае


1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

Во всех остальных случаях(то есть увеличение более чем на 10 %) невозможно.

За исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1. статьи 95

Статья 95. Изменение, расторжение контракта
1.1. В 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 191

«Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году»

2. Изменение условий контрактов, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.
3. Настоящие Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых являются:
б) строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.
4. Настоящие Правила применяются в отношении контрактов, валютой которых является российский рубль.
5. Изменение условий контракта, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчик не вправе принимать решение об увеличении цены контракта, цены единицы товара, выполняемой работы, оказываемой услуги без обращения поставщика (подрядчика, исполнителя), указанного в абзаце первом настоящего пункта.
6. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт, исходя:
а) из необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);
б) из необходимости достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов государственной власти (органов местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений;
в) из объема фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату принятия решения о внесении в него изменений;
г) из утвержденного и доведенного до заказчика объема финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.
7. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт в срок не более чем 30 дней со дня поступления документов и информации, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящих Правил, и направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о принятом решении.
8. При подготовке дополнительного соглашения к контракту заказчик обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
9. Расчет и обоснование изменений условий контракта, указанных в пункте 1 настоящих Правил, оформляется приложением к дополнительному соглашению к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта.
10. В дополнительном соглашении к контракту, заключенном в соответствии с настоящими Правилами, не может предусматриваться увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг.
11. Изменение срока исполнения контракта осуществляется по соглашению сторон в пределах 2016 года.

Читайте также: